logo
psih_i_ped

Процесса. Функции обучения

Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется», оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков, и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (И. Ф. Харламов).

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многообразным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя, по мнению В. А. Сластенина, обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

В связи с этим рассматривается понятие познавательной деятельности как единства чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Отмечается, что осуществляется она на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношениях учащихся (производительный и общественно-полезный труд, общение и т.д.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной педагогической задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более точному и полному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний – он одновременно развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась. Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика, так как он является центральным звеном в педагогическом процессе. Успех обучения, в конечном счете, определяется отношением учеников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Таким образом, системообразующими понятиями процесса обучения выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся.

Выделяют три функции процесса обучения: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Современная дидактика (теория обучения) считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). В основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях. К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и др.

Воспитывающая функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, а также потребности личности, мотивы социального поведения, ценности и ценностная ориентация.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин (литература, музыка, история, психология, художественная культура и пр.) он выше. Однако и содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся.

Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является также формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях:

  1. развитие речи, мышления (интеллектуальное развитие);

  1. развитие сенсорной сферы личности (тонкости и точности восприятия свойств и явлений окружающего мира: пространства, света, цвета, звука, т.е. овладение глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств);

  1. двигательной сферы личности (физическое развитие, формирование произвольных сложных движений в труде, игре и т.д.);

  1. эмоционально-волевой сферы личности (развитие богатства и тонкости чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей);

  1. потребностно-мотивационной сферы личности.

Таким образом, наукой выделены три функции процесса обучения, которые характеризуют его специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, воспитание и развитие. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной друг друга.