logo
psih_i_ped

III. Узнавание и воспроизведение

Узнавание – один из вариантов воспроизведения при повторном восприятии (участвуют в процессе восприятие, память, мышление).

Виды узнавания:

  1. Узнавание по концептуальному признаку (по одному признаку).

  1. Симультанное (одномоментное, целостное) опознание.

Механизм узнавания:

1. Теория узнавания по копиям – какой бы предмет мы ни увидели, мы сохраняем след – это и есть копия, и повторно встречая предмет, мы сравниваем его с копией, и следовательно, опознаем его или нет, следовательно, у нас должно быть огромное количество копий, что вряд ли является возможным. Следовательно, возникла вторая теория:

2. Теория прототипов – у нас имеются эталоны, но они не точные, они являются общей схемой и она охватывает различные варианты (рис. 16):

Рис. 16. Различные прототипы треугольников

Почему узнавание эффективнее, чем воспроизведение? Существует 2 гипотезы:

1) гипотеза порога. Прочность следов м.б. разной величины: есть следы с высокой прочностью: и узнаем, и воспроизводим, есть с низкой – ни то, ни другое, а есть промежуточный вариант – не воспроизводим, но узнаем.

2) гипотеза 2-х следов. Узнавание – перцептивный след, воспроизведение – вербальный след, т.е. то, что успели перекодировать. А т.к. перцептивных следов у нас сохраняется гораздо больше, то и узнать нам легче, чем воспроизвести.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация информации путем извлечения ее из долговременной памяти.

2 вида воспроизведения:

  1. непроизвольное – имеется некоторый импульс, толчок и информация «всплывает» (подобно ассоциации).

  1. произвольное – ставится задача на поиск информации. Этот поиск – припоминание – не механический, а творческий процесс.

Реминисценция – эффект отсроченного воспроизведения, которое бывает даже более полным и точным, чем воспроизведение, следующее сразу же за восприятием.

Гипотезы, объясняющие эффект реминисценции:

1) происходит бессознательное повторение материала;

2) с течением времени происходит структурная реорганизация в нейронах, отвечающих за сохранение этого следа;

3) в промежутках между более длительным воспроизведением снимается утомление, следовательно, улучшается работа данной нервной зоны, следовательно, улучшается воспроизведение.

У детей реминисценция проявляется чаще, чем у взрослых.

Нарушения памяти

1. Различного рода амнезии вследствие травм, сотрясений, кровоизлияний:

а) ретроградная амнезия (неспособность к извлечению информации, накопленной в памяти до момента воздействия на мозг повреждающего фактора. Все, что было в памяти до повреждения - невозможность воспроизведения);

б) антероградная амнезия (неспособность к усвоению новой информации. Больной помнит события до травмы, а после (актуальная информация) – нет. Память на отдаленные события - хорошая, а недавние события забываются - в медицине этот вид амнезии называют Корсаковским синдромом (невозможность запоминания нового материала при сохранности памяти на прошлые события. В зависимости от повреждающего фактора (кровоизлияние, алкоголь) - разный характер протекания. Сильно страдает логически-смысловая и вербальная память, меньше всего - чувственно-образная память.

2. Конфобуляция (ложные воспоминания) – человек вспоминает то, что реально с ним не происходило. Основной фактор: разрушение гиппокампа.

3. Феномен уже виденного - «дежа вю» (события воспринимаются как те, которые уже происходили).

4. Гипомнезия (ослабление памяти) (бывает у всех людей в определенном возрасте и связано с процессом старения).

5. Гипермнезии (запоминаются большие объемы информации).

6. Расстройства памяти, связанные с патологией отдельных участков мозга, (пример: расстройство в слухоречевой зоне - нарушение вербальной памяти (человек не может вспомнить слова); нарушение в лобных долях - нарушение опосредованной и непроизвольной памяти).

[8; 77; 70, с. 48-50, 249-251; 12, с. 131-190; 48]