43. Бактерии:общая хар-ка, особ-ти строения и процессов жизнед-ти…
Название «бактерия» произошло от древнегреческого слова «bakterion» – палочка. Бактерии – это мельчайшие организмы, имеющие клеточное строение. Бактерии живут в почве, воде, снегах полярных областей и горячих источниках, на теле животных, в почве, внутри организмов. Бактерии различаются внешним видом. Шарообразные бактерии носят название кокки, палочковидные называются бациллами, а в виде запятой – вибрионами, спирали – спириллами. Кокки сцепленные попарно получили название диплококки, соединены в виде цепочки – стрептококки, в виде гроздей – стафилококки. Как и у всех живых организмов, клетка бактерий состоит из оболочки и внутриклеточного содержимого. Оболочку клеток бактерий составляют цитоплазматическая мембрана и клеточная стенка. Основу клеточной стенки бактерий составляет муреин (полисахарид в сосединении с несколькими аминокислотами). Благодаря клеточной стенке бактерии сохраняют свою форму и выдерживают высокое осмотическое давление. Многие виды бактерий окружены слизистой капсулой, кот. служит дополнительной защитой для клеток. Особенность строения клетки бактерий – отсутствие ядра. Именно поэтому бактерии относят к доядерным организмам. Ядерное вещество представлено одной хромосомой. У некоторых видов бактерий снаружи от клеточной стенки может быть еще один слой оболочки, который называется капсулой.. Капсула защищает клетку от высыхания или (у болезнетворных бактерий) от губительно действия клеток крови человека и животных. Бактерии бывают подвижные и неподвижные. У подвижных бактерий имеется один или несколько жгутиков. Жгутик представляет собой тонкую нить, нижняя часть которой закреплена в цитоплазматической мембране и клеточной стенке. Та часть жгутиков, которая выступает наружу, по длине превышает длину всей клетки. Она может очень быстро вращаться и отталкивать жидкость так, чтобы клетка могла плыть.
Кроме оболочки и жгутиков, в состав бактериальной клетки входят находящиеся под оболочкой цитоплазма, органоиды и одна хромосома.Цитоплазма представляет собой вязкую жидкость, состоящую из воды и растворенных веществ. В ней отсутствуют органоиды, в состав которых входят мембраны. Имеются только мелкие немембранные органоиды, которые служат местом образования наиболее важных для жизни веществ – белков (имеется около 20 тыс. рибосом и одна крупная кольцевая ДНК. В одной бактериальной клетке находится несколько десятков тысяч таких органоидов.
По типу питания бактерии делят на две группы: автотрофные и гетеротрофные. Автотрофные бактерии синтезируют органические вещества из неорганических. Гетеротрофные бактерии питаются готовыми органическими веществами отмерших остатков(сапроторофы – бактерии гниения и брожения) или живых растений, жтвотных и человека (симбионты).
Клеткам бактерий свойственно дыхание, т. е. окисление внутри клеток органических веществ кислородом с выделением углекислого газа, воды и химической энергии. Такие бактерии называются аэробами, потому что им необходим свободный доступ кислорода. Живут они на поверхности почвы, в верхних слоях воды, в воздухе. Но немало бактерий живет и развивается без воздуха. Например, актиномицеты, вызывающие разложение веществ в кучах перегноя. Такие бактерии называются анаэробами. Вместо процесса дыхания у них происходит брожение, т.е. процесс расщепления органических веществ без участия кислорода с высвобождением энергии. Бактерии размножаются делением клетки на две части. При этом хромосома удваивается, между дочерними хромосомами образуется перегородка. В благоприятных условиях в среднем через 25-30 минут появляются новые поколения бактерий. Имеют очень важное значение для человека. -При жизнедеятельности почвенных бактерий происходит образование гумуса, который представляет собой разложившееся органическое вещество, содержащее все необходимые вещества для жизни растений. -Для очистки сточных вод применяются микроорганизмы, которые в короткие сроки могут перевести большинство органических соединений в неорганические. -В кишечнике многих животных и человека обитает микрофлора, которая способна переваривать потребляемую организмом пищу и синтезируют витамины (бактерии симбионты). -Путем брожения человек может получать различные вещества, например, уксусная кислота, силос, спирт, кисломолочные продукты.
-Производство антибиотиков. Эти вещества выделяются некоторыми бактериями и грибами. Они вызывают угнетение жизнедеятельности других бактерий.
- 1,Информационная система клетки. Клеточное ядро. Хромосомы. Хроматин. Хранение наследственной информации. Генетический код.
- 2. Код является множественным, т.Е. Одна и та же аминокислота может кодироваться несколькими триплетами (от 2 до 6).
- 2.Реализация и пути переноса наследственной информации. Реакции матричного синтеза: репликация, транскрипция, обратная транскрипция, трансляция. Регуляция транскрипции.
- 5. Фотосинтез. Лист как орган фотосинтеза. Функциональная роль пигментов. Экологическая роль фотосинтеза.
- 6.Газообмен. Показатели дыхательного газообмена Дыхательные пигменты. Дыхание у разных организмов.
- 7. Газообмен у млекопитающих. Внутригрудное и внутрилегочное давление, их значение при дыхании. Жизненная емкость легких.
- 9.Дыхание у растений. Пути дыхательного обмена. Регуляция процессов дыхания. Значение дыхания в жизни растений.
- 10. Транспорт у животных. Эволюция транспортных систем у животных. Циркуляторные системы позвоночных.
- 11 Кровь. Состав (форменные элементы и плазма) количество, свойства. Основные функции крови.
- 12 Иммунная система. Типы иммунитета. Механизмы иммунитета.
- 14 Синапсы. Их строение, классификация, особенности трансляционной функции.
- 15 Общая физиология нервной системы. Нервные центры, их организация и свойства. Филогенетическое развитие нервной системы. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.
- Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.
- К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза.
- Движение, в том числе и мимика.
- Обмен веществ.
- Отвечает за чувство жажды, голода, насыщения.
- 17. Сенсорные рецепторы, их свойства. Механизм рецепции. Строение и функции рецепторов. Слуховой, вестибулярный, обонятельный и вкусовой анализаторы. Зрительный и слуховой анализаторы.
- 18. Физиология возбудимых тканей. Свойства возбудимых тканей. Законы раздражения.
- 3) Закон гиперболы: каждому минимальному промежутку времени раздражения соответствует минимальная сила постоянного тока, при которой получается возбуждение, и наоборот.
- 5) Явления электротона и периэлектротона: При замыкании и прохождении постоянного тока через нерв или мышцу изменяются физиологические и физико-химические свойства на полюсах.
- 19. Эндокринная система. Гипоталамус и гипофиз.
- 21.Значение и морфофункциональные особенности
- 22. Гомеостаз
- 23.Экскреция и осморегуляция
- 24. Механизмы осморегуляции
- 25. Значение процессов выделения
- 26. Регуляция содержания ионов натрия в крови
- 27. Типы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (моноцитогенное и полицитогенное размножение).
- 28. Половое размножение. Нерегулярные типы полового размножения (партеногенез, гиногенез,андрогенез, апомиксис). Типы полового процесса.
- 29. Основы генетики человека. Наследственные заболевания, генные и хромосомные. Профилактика наследственных болезней.
- 30. Половое размножение у животных. Образование половых клеток (овогенез и сперматогенез). Осеменение и оплодотворение.
- 32. Онтогенез растений. Жизненный цикл растения: основные принципы и системы периодизации. Особенности циклов развития споровых и семенных растений.
- 33. Концепция экосистемы. Основные характеристики. Поток энергии и круговорот веществ. Пищевые цепи…
- 37. Биоценоз. Видовая, пространственная и экологическая структуры…
- 38. Особенности организации и функционирования биосферы…
- 39. Формы межвидовых связей в биоценозах…
- 41. Эдодемические и экзодинамические сукцессии. Основные изменения, происходящие при сукцессиях в экосистемах…
- 1. Первичная (экосистема возникает на безжизненном месте)
- 2. Вторичная (сообщество развивается на месте уже существующего)
- 42. Общая характеристика царства Растения…
- 43. Бактерии:общая хар-ка, особ-ти строения и процессов жизнед-ти…
- 44. Опорно-двигальный аппарат…
- 45.Тип хордовые.
- 46. Особенности организации и систематика царства простейшие
- 47.Генетические основы селекции растений и животных
- 48.Типы доминирования
- 49. Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов и кроссинговер. Принципы построения генеткарт.
- 50.Современное представление о структуре гена у прокариот и эука-риот. Мозаичное строение гена. Структура генома. Подвижные гены.
- 51.Изменчивость. Мутационная и комбинативная.
- 55.Движущие силы и факторы микроэволюции.
- 56.Основные этапы эволюции человека
- 57. Гипотезы возникновения жизни.
- 58.Общая характеристика царства животные
- 59.Половое размножение у растений
- 60.Генетика пола.Типы хромосомного определеня пола.
- 61.Компетентносный подход в обучении биологии.
- 65.Экологическое образование школьников.
- 66.Воспитание научного мировоззрения учащихся
- 67.Методы организации в осуществленииучебно-познавательской деятельности.
- 69.Активизация познавательной деятельности учащихся
- 70.Личностно-ориентированный подход
- 72.Технология развивающего обучения
- 73.Методика организации ученического целеполагания
- 74. Формы обучения биологии
- 75.Методика использования интерактивных методов.
- 76.Методика уроков по формированию нов знаний.
- 77. Особенности уроков систематизации и обобщения знаний.
- 1 .Вводная беседа и объяснение проводимых работ. Проведение работы исследовательского типа. Изучение поведения дождевого червя на бумаге, в почве и др. Подведение итогов. Выводы.
- 80.Организация самостоятельной деятельность, на уроке по биологии.
- 83.Методика организации исследовательской деятельности учащихся
- 84.Система средств обучения биологии
- 85.Интернет-пространство и мультимедийные технологии
- 86.Мониторинг учебных достижений учащихся
- 87.Методика организации массовых мероприятий
- 90. Эстетическое воспитание учащихся
- 88.Материальная база обучения биологии-
- 89.Политехническое воспитание школьников