logo
gotovye_gosy

86.Мониторинг учебных достижений учащихся

Систематическая проверка знаний вырабатывает у учеников навык готовить домашнее задание к каждому уроку, привычку к систематическому труду, воспитывает чувство ответственности за добросовестное выполнение работы в определенные сроки, волю в преодолении трудностей1. Контроль в своем определении означает проверку чего-либо.Планомерное осуществление контроля позволяет учителю при­вести в систему знания, усвоенные школьниками за определен­ный период времени, выявить успехи в учении, пробелы и недо­статки у отдельных учеников и у всего класса в целом. Контроль знаний является также средством самопроверки учителя, а зна­чит, и средством для улучшения качества его работы. Информа­ция о достижениях учащихся важна и для родителей, чтобы уча­ствовать в контроле за успеваемостью своего ребенка, помогать ему преодолевать трудности в учении.

Систематическая информация о состоянии знаний и умений учащихся позволяет учителю опера­тивно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и правильно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний.Самой распространенной формой контроля считается устная проверка знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика, поэтому называется индивидуальным опросом. Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается отиндивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей, педагог может «поднять» с места слабо- и сред-неуспевающих. Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Письменная работа часто используется для проверки знаний по биологии. Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эф­фективности обучения. С помощью письменной работы в течение 10—15 мин можно проверить знания большого количества уча­щихся. Однако при подготовке письменной работы следует по­мнить о точности вопросов и заданий, не требующих развернутых описаний и характеристик. Тестирование (от англ. test — проба, испытание) считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Педагогический тест характеризуется как система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности. Различают четыре вида контроля знаний: предварительный, текущий, периодический и итоговый (заключительный). Их выделяют в зависимости от местоположения и назначения в учебном процессе.