2.Реализация и пути переноса наследственной информации. Реакции матричного синтеза: репликация, транскрипция, обратная транскрипция, трансляция. Регуляция транскрипции.
Живая клетка представляет собой активную, динамичную систему. Она осуществляет поглощение веществ и их преобразование (синтез свойственных клетке веществ, расщепление сложных веществ на более простые, выделение конечных продуктов обмена за пределы клетки), а также преобразование энергии из одного вида в другой. Совокупность химических реакций, происходящих в клетке, называется обменом веществ, или метаболизмом. В зависимости от общей направленности процессов различают анаболизм и катаболизм. Анаболизм (ассимиляция) совокупность реакций синтеза сложных органических веществ из более простых. Сюда можно отнести, например, биосинтез белка, образование углеводов из углекислого газа и воды в ходе фотосинтеза, синтез полисахаридов, липидов, нуклеотидов, ДНК, РНК и других веществ. Катаболизм (диссимиляция) — совокупность реакций, приводящих к образованию простых соединений из более сложных. К катаболичес-ким относят, например, реакции гидролиза полимеров до мономеров и расщепление последних до углекислого газа, воды, аммиака. К катаболическим относят реакции энергетического обмена, в ходе которых происходит окисление органических веществ и синтез АТФ. Синтез веществ в клетках живых организмов часто обозначают понятием пластический обмен, а расщепление веществ и их окисление с последующим синтезом АТФ — понятием энергетический обмен. Пластический обмен и энергетический обмен составляют основу жизнедеятельности любой клетки, а следовательно, и любого организма и тесно связаны между собой. С одной стороны, все реакции пластического обмена нуждаются в затрате энергии. С другой стороны, для осуществления реакций энергетического обмена необходим постоянный синтез ферментов, так как продолжительность их жизни невелика.
Биосинтез белка. Важнейшим болическим процессом является синтез белка. Процесс биосинтеза белка осуществляется на рибосомах, расположенных в цитоплазме. Рибосомы — это сферические гранулы диаметром 15—35 нм, явяются местом синтеза белка из аминокислот.
Они обнаружены в клетках всех организмов, в том числе прокариотических. Каждая рибосома состоят из двух неравных нуклеопротеядных субъединиц, малой и большой, удерживающихся вместе. Рибосомы состоят из примерно равных количеств белка и рРНК.
В цитоплазме десятки тысяч рибосом расположены свободно (поодиночке или группами) или прикреплены к нитям микротрабекулярной системы, наружной поверхности мембраны ядра и эндоплаз-матической сети. Они содержатся также в митохондриях и хлоропластах.
Для передачи генетической информации с ДНК, находящейся в ядре, к месту синтеза белка требуется посредник. Его роль выполняет иРНК, которая на основе принципа комплементарности синтезируется на одной из цепей молекулы ДНК. Переписывание наследственной информации с ДНК на иРНК называется транскрипцией, или переписыванием.
Транскрипция. Этот процесс происходит не на всей молекуле ДНК одновременно, а лишь на небольшом ее участке, отвечающем определенному гену. При этом часть двойной спирали ДНК раскручивается, обнажая короткий участок одной из цепей, который теперь будет служить матрицей для синтеза иРНК. Вдоль этой цепи движется фермент РНК-полимера-за, соединяя между собой нуклео-тиды в растущую цепь иРНК. Такая иРНК является комплементарной транскрибируемой цепи ДНК, а это значит, что порядок нуклео-тидов в ней строго определен порядком нуклеотидов в ДНК. Так, комплементарный цитидиловому (Ц) нуклеотиду ДНК является гу-аниловый (Г) нуклеотид РНК, и наоборот: тимидиловому (Т) — аде-ниловый (А), адениловому — не ти-мидиловый, а урациловый (У) нуклеотид, так как в состав иРНК вместо тимина входит урацил. Таким образом, одна и та же информация кодируется теперь уже другими знаками (нуклеотидами РНК), поэтому этот процесс и был назван транскрипцией, а не копированием. Транскрипция может происходить одновременно на нескольких генах одной хромосомы и на генах, расположенных на разных хромосомах.
На специальных генах синтезируются и два других типа РНК — тРНК и рРНК. Начало и конец синтеза всех типов РНК на матрице ДНК строго фиксирован специальными триплетами, которые контролируют запуск (инициирующие триплеты) и остановку (терминирующие триплеты) синтеза РНК. Эти триплеты выполняют функцию знаков препинания между генами.
Синтезированная в ядре иРНК отделяется от ДНК и через поры ядерной оболочки поступает в цитоплазму, где прикрепляется к рибосоме.
Молекула иРНК может связываться одновременно с несколькими рибосомами. Их число определяется длиной иРНК. Комплекс из иРНК и рибосом (от 5—6 до нескольких десятков) называется полисомой. Образование полисом повышает эффективность функционирования иРНК, так как одновременно позволяет осуществлять синтез нескольких идентичных полипептидных цепей. Именно на полисомах происходит синтез белка, или трансляция.
Трансляция. Трансляция — это процесс перевода кодовой последовательности нуклеотидов иРНК в первичную структуру белка. Синтез белка начинается со стартового кодона АУГ. От него молекула иРНК прерывисто, триплет за триплетом, продвигается через рибосомы, что сопровождается ростом поли пептидной цепочки.
Выстраивание аминокислот в соответствии с кодонами иРНК осуществляется на рибосомах при помощи тРНК — главных участников синтеза белка. Благодаря определенному расположению комплементарных нуклеотидов цепочка тРНК имеет форму, напоминающую лист клевера. При этом тРНК имеет акцепторный конец, к которому присоединяется активированная энергией АТФ аминокислота. Активацию аминокислот осуществляют специфические ферменты аминоа-цил-тРНК-синтетазы, т.е. для каждой аминокислоты существует свой фермент. Механизм активации заключается в том, что фермент одновременно взаимодействует с соответствующей аминокислотой и с АТФ, которая теряет при этом пирофосфат. Тройной комплекс из фермента, аминокислоты и АТФ называется активированной (богатой энергией) аминокислотой, которая способна спонтанно образовать пептидную связь с соседней аминокислотой, что приводит к синтезу полипептидов. Данный процесс активации — необходимый этап белкового синтеза, поскольку свободные аминокислоты не могут прямо присоединяться к полипептидной цепи.
В противоположной части молекулы тРНК располагается специфический триплет (антикодон), ответственный за прикрепление по принципу комплементарности к определенному триплету иРНК (кодон). Молекула тРНК с присоединенной к ней активированной аминокислотой своим антикодоном присоединяется к кодону иРНК. Затем в соответствии со следующим ко-доном иРНК к той же рибосоме прикрепляется вторая тРНК с активированной аминокислотой. В рибосоме оказываются две аминокислоты, между которыми возникает пептидная связь. Первая тРНК, освободившись от аминокислоты, покидает рибосому. Далее к образованному дипептиду таким же образом пристраивается третья, четвертая и т.д. аминокислоты, принесенные в рибосому своими тРНК. Процесс продолжается до тех пор, пока в рибосому не попадет один из трех терминирующих ко донов: УАА, УАГ или УГА, после чего синтез белка прекращается. После завершения синтеза белка иРНК под действием ферментов распадается на отдельные нуклеотиды. Таким образом, роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка заключается в преобразовании генетической информации, представленной в виде последовательности нуклеотидов ДНК, в структуру молекулы иРНК, а затем в последовательность аминокислот в молекуле белка. Реакции синтеза иРНК (транскрипция) и белка (трансляция) осуществляются по матрицам (ДНК и иРНК соответственно), поэтому они получили названия реакций матричного синтеза.
Каждый этап биосинтеза белка катализируется соответствующими ферментами и снабжается энергией за счет расщепления АТФ. Синтезированные белки поступают в каналы эндоплазматической сети, где происходит их усложнение, приобретение вторичной, третичной и четвертичной структуры и накопление.
Синтез белковых молекул происходит непрерывно и идет с большой скоростью: за 1 мин образуется от 50 до 60 тыс. пептидных связей. Синтез одной молекулы белка длится всего 3—-4 с. В результате половина белков тела человека (в среднем в нем около 17 кг белка) обновляется за 80 суток. За всю жизнь организм обновляет свои белки около 200 раз.
3. Высвобождение потенциальной энергии химических связей. Клеточное дыхание. Анаэробное и аэробное восстановление энергии Дыхание — основной процесс обмена веществ,обязательное условие-кислород для большинства многоклеточных организмов .
Клеточное дыхание. Высвобождение потенциальной энергии химических связей. Образующиеся в процессе фотосинтеза органические вещества и заключенная в них химическая энергия служат источником веществ и энергии для осуществления жизнедеятельности всех организмов. Однако использование животными, грибами, многими бактериями создаваемых зелеными растениями органических веществ, синтез на их основе специфических для каждого вида соединений возможны лишь после предварительных преобразований, которые заключаются в расщеплении этих сложных веществ до мономеров и низкомолекулярных веществ: полисахаридов — до моносахаридов, белков — до аминокислот, нуклеиновых кислот —до нуклеотидов, жиров —до высших карбоновых кислот и глицерина.
Субстратами клеточного дыхания являются питательные вещества, поступающие в организм с пищей (углеводы, липиды, белки). Значительная часть энергии, образующейся в процессе окисления питательных веществ, запасается в универсальном носителе энергии - молекулах нуклеотида, называемого аденозинтрифосфатом (АТФ). Когда клетка для осуществления процессов жизни, в том числе и для осуществления внешнего дыхания, нуждается в энергии, единственное, что требуется для её получения - гидролиз АТФ. Таким образом, АТФ - это связующее звено между клеточным дыханием и процессами жизнедеятельности, требующими затрат энергии.
Реакции окисления в клетке могут осуществляться как с участием кислорода, так и без участия кислорода. Если окисление питательных веществ осуществляется с участием кислорода, его называют аэробным клеточным дыханием. Если окисление питательных веществ осуществляется без участия кислорода (окисление одного субстрата за счет восстановления другого), то его называют анаэробным клеточным дыханием.
Клеточное дыхание, или тканевое дыхание, или внутреннее дыхание - это совокупность управляемых окислительно-восстановительных реакций в клетке, главным назначением и результатом которых является образование энергии.
Это же касается и содержащейся в органических веществах энергии. Будучи заключенной в химических связях, она недоступна для непосредственного использования клетками, в том числе и клетками растений, которые преобразовали эту энергию из световой в химическую. Для этого потенциальная энергия органических молекул должна быть высвобождена и переведена в пригодную для использования форму.
Образование и накопление энергии, доступной клетке, происходит в процессе клеточного дыхания. Для осуществления клеточного дыхания большинству организмов необходим кислород — в этом случае говорят об аэробном дыхании или аэробном высвобождении энергии. Однако некоторые организмы могут получать энергию из пищи без использования свободного атмосферного кислорода, т. е. в процессе так называемого анаэробного дыхания (анаэробного высвобождения энергии).
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ - совокупность процессов превращения веществ и энергии, происходящих в живых организмах, и обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Является основой жизнедеятельности и принадлежит к числу важнейших специфических признаков живой материи, отличающих живое от неживого. Обмен веществ представляет собой единство двух процессов: ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция— совокупность реакций синтеза сложных органических молекул из более простых с накоплением энергии. Диссимиляция — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ (в том числе и пищевых) до более простых, сопровождающихся выделением энергии. Процессы ассимиляции и диссимиляции неразрывно связаны между собой, так как синтез веществ невозможен без затрат энергии, которая высвобождается при расщеплении сложных органических молекул до простых. Органические вещества пищи — основной строительный материал и единственный источник энергии для организма. Нарушение баланса между этими двумя процессами жизнедеятельности неизбежно приводит к расстройству обмена веществ в организме.
4. Разнообразие организмов по типам питания. Автотрофы (фототрофы и хемотрофы), гетеротрофы (биофаги и сапрофаги). Голозойный, сапрофитный и симбиотический типы питания.
Обязательным условием существования любого организма является постоянный приток питательных веществ и постоянное выделение конечных продуктов жизнедеятельности. Питательные вещества являются источником энергии и атомов химических элементов (прежде всего атомов углерода), необходимых для построения либо обновления всех структур организма. Процесс приобретения организмами вещества и энергии называется питанием. Преобразование недоступной для выполнения работы энергии химических связей органических веществ в доступные формы происходит в процессе клеточного дыхания.
Главным элементом, из которого живые организмы строят органические вещества, является углерод. В зависимости от того, какой источник атомов углерода используют организмы, их можно разделить по типу питания на несколько групп.
Организмы, которые для синтеза органических веществ потребляют диоксид углерода (С02), называются автотрофными, или автотрофами (от греч. autos — сам и trophe — питание), а способ питания — автотрофным. Другие организмы используют в качестве источников атомов углерода и других элементов готовые органические вещества. Такой тип питания называется гетеротрофным (от греч. heteros — иной, разный и ...троф), а организмы, питающиеся готовой органической пищей, — гетеротрофными, или гетеротрофами.
Для осуществления процессов синтеза органических веществ автотрофным организмам необходима энергия. Те из них, которые используют для этого энергию солнечного света, называются фототрофами (от греч. photos — свет и ...троф), а те организмы, которым нужна энергия химических реакций, — хе-мотрофами. Для фототрофов характерно наличие в их клетках пигментов (в том числе какой-либо формы хлорофилла), которые поглощают солнечную энергию, используемую в процессе синтеза органических веществ в клетке.
К фотоавтотрофным организмам принадлежат все зеленые растения, некоторые протисты, циано-бактерии, зеленые и пурпурные серобактерии. Эти организмы осуществляют фотосинтез — синтезируют первичные органические вещества из неорганических с использованием энергии света.
К гетеротрофным организмам относятся все животные, грибы, часть протистов, большинство бактерий. Гетеротрофы потребляют органические вещества, создаваемые фотоавтотрофами.
Между автотрофными и гетеротрофными организмами существует тесная взаимосвязь. Так, авто-трофы в результате процессов фотосинтеза и хемосинтеза создают запасы первичного органического вещества на Земле. Гетеротрофные организмы потребляют это первичное органическое вещество и всецело зависят от него. В то же время, расщепляя органические вещества в процессе своей жизнедеятельности, они превращают их в простые неорганические вещества, доступные автотрофам, и способствуют таким образом осуществлению круговорота веществ в природе, что является одним из обязательных условий длительного существования жизни на Земле.
Способы добывания и поглощения пищи у гетеротрофных организмов очень разнообразны, однако путь превращения питательных веществ у большинства из них сходен. По существу, это превращение состоит из трех процессов: расщепления сложных молекул (полимеров) на более простые (мономеры), или переваривания, последующего всасывания простых молекул и транспорта их ко всем клеткам и тканям организма.
Известны три способа гетеротрофного питания: голозойный, сапротрофный и симбионтный.
Голозойный тип питания (от греч. holos — целый, полный, zoo — животное) характерен для животных. Эта группа организмов обладает специальным пищеварительным трактом, в разных отделах которого осуществляется ферментативное расщепление (переваривание) пищи, всасывание, транспорт простых органических веществ к клеткам и тканям, ассимиляция (использование всосавшихся молекул для получения энергии и синтеза собственных органических веществ), экскреция, т.е. выделение из организма в окружающую среду непереваренных остатков пищи. Этот тип питания свойствен и одноклеточным (например, амебе), осуществляющим фагоцитоз и пищеварение в фаголизосомах.
Сапротрофный тип питания (от греч. sapros — гнилой и ...троф) характерен для грибов и большинства бактерий. Сапротрофы питаются мертвым или разлагающимся органическим материалом, выделяя ферменты непосредственно на него. Растворимые конечные продукты такого внеорганизменного переваривания всасываются и ассимилируются сапротрофами.
Симбиотный тип питания (от греч. symbiosis — совместная жизнь) характерен для организмов, ведущих совместное существование. При этом организмы могут извлекать из этого объединения обоюдную пользу (мутуалистический тип питания) или одностороннюю пользу (паразитический тип). Мутуалистический тип питания наблюдается» например» когда клубеньковые бактерии, поселяющиеся в клетках корней бобовых растений» снабжают их азотистыми соединениями, а растение в свою очередь поставляет бактериям углеводы.
При паразитическом типе питания организм паразита получает органические вещества от организма хозяина» причиняя последнему существенный вред. Паразитический способ питания характерен для некоторых бактерий (дифтерийная и столбнячная палочки» стафилококк, холерный вибрион и др.), животных (сосальщики, ленточные черви, аскариды и др.), высших растений (повилика европейская» заразиха, петров крест и др.).
Существует группа организмов, которые в зависимости от условий обитания могут переходить с одного типа питания на другой. Они называются миксотрофами, или организмами со смешанным типом питания. К ним принадлежат некоторые виды цианобактерий, а также эвглена.
Следует отметить, что все живые организмы нуждаются не только в органических веществах. Для их нормального существования необходим целый ряд неорганических веществ: вода, кислород, минеральные соли, содержащие натрий, кальций, магний, азот, фосфор, серу, железо, а также бор, марганец, цинк, молибден, медь, кобальт и др.
Питание — способ получения из внешней среды источников энергия и веществ, необходимых для построения или обновления структур организма. Выделяют два основных типа питания — автотрофный м гетеротрофный.
- 1,Информационная система клетки. Клеточное ядро. Хромосомы. Хроматин. Хранение наследственной информации. Генетический код.
- 2. Код является множественным, т.Е. Одна и та же аминокислота может кодироваться несколькими триплетами (от 2 до 6).
- 2.Реализация и пути переноса наследственной информации. Реакции матричного синтеза: репликация, транскрипция, обратная транскрипция, трансляция. Регуляция транскрипции.
- 5. Фотосинтез. Лист как орган фотосинтеза. Функциональная роль пигментов. Экологическая роль фотосинтеза.
- 6.Газообмен. Показатели дыхательного газообмена Дыхательные пигменты. Дыхание у разных организмов.
- 7. Газообмен у млекопитающих. Внутригрудное и внутрилегочное давление, их значение при дыхании. Жизненная емкость легких.
- 9.Дыхание у растений. Пути дыхательного обмена. Регуляция процессов дыхания. Значение дыхания в жизни растений.
- 10. Транспорт у животных. Эволюция транспортных систем у животных. Циркуляторные системы позвоночных.
- 11 Кровь. Состав (форменные элементы и плазма) количество, свойства. Основные функции крови.
- 12 Иммунная система. Типы иммунитета. Механизмы иммунитета.
- 14 Синапсы. Их строение, классификация, особенности трансляционной функции.
- 15 Общая физиология нервной системы. Нервные центры, их организация и свойства. Филогенетическое развитие нервной системы. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.
- Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.
- К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза.
- Движение, в том числе и мимика.
- Обмен веществ.
- Отвечает за чувство жажды, голода, насыщения.
- 17. Сенсорные рецепторы, их свойства. Механизм рецепции. Строение и функции рецепторов. Слуховой, вестибулярный, обонятельный и вкусовой анализаторы. Зрительный и слуховой анализаторы.
- 18. Физиология возбудимых тканей. Свойства возбудимых тканей. Законы раздражения.
- 3) Закон гиперболы: каждому минимальному промежутку времени раздражения соответствует минимальная сила постоянного тока, при которой получается возбуждение, и наоборот.
- 5) Явления электротона и периэлектротона: При замыкании и прохождении постоянного тока через нерв или мышцу изменяются физиологические и физико-химические свойства на полюсах.
- 19. Эндокринная система. Гипоталамус и гипофиз.
- 21.Значение и морфофункциональные особенности
- 22. Гомеостаз
- 23.Экскреция и осморегуляция
- 24. Механизмы осморегуляции
- 25. Значение процессов выделения
- 26. Регуляция содержания ионов натрия в крови
- 27. Типы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (моноцитогенное и полицитогенное размножение).
- 28. Половое размножение. Нерегулярные типы полового размножения (партеногенез, гиногенез,андрогенез, апомиксис). Типы полового процесса.
- 29. Основы генетики человека. Наследственные заболевания, генные и хромосомные. Профилактика наследственных болезней.
- 30. Половое размножение у животных. Образование половых клеток (овогенез и сперматогенез). Осеменение и оплодотворение.
- 32. Онтогенез растений. Жизненный цикл растения: основные принципы и системы периодизации. Особенности циклов развития споровых и семенных растений.
- 33. Концепция экосистемы. Основные характеристики. Поток энергии и круговорот веществ. Пищевые цепи…
- 37. Биоценоз. Видовая, пространственная и экологическая структуры…
- 38. Особенности организации и функционирования биосферы…
- 39. Формы межвидовых связей в биоценозах…
- 41. Эдодемические и экзодинамические сукцессии. Основные изменения, происходящие при сукцессиях в экосистемах…
- 1. Первичная (экосистема возникает на безжизненном месте)
- 2. Вторичная (сообщество развивается на месте уже существующего)
- 42. Общая характеристика царства Растения…
- 43. Бактерии:общая хар-ка, особ-ти строения и процессов жизнед-ти…
- 44. Опорно-двигальный аппарат…
- 45.Тип хордовые.
- 46. Особенности организации и систематика царства простейшие
- 47.Генетические основы селекции растений и животных
- 48.Типы доминирования
- 49. Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов и кроссинговер. Принципы построения генеткарт.
- 50.Современное представление о структуре гена у прокариот и эука-риот. Мозаичное строение гена. Структура генома. Подвижные гены.
- 51.Изменчивость. Мутационная и комбинативная.
- 55.Движущие силы и факторы микроэволюции.
- 56.Основные этапы эволюции человека
- 57. Гипотезы возникновения жизни.
- 58.Общая характеристика царства животные
- 59.Половое размножение у растений
- 60.Генетика пола.Типы хромосомного определеня пола.
- 61.Компетентносный подход в обучении биологии.
- 65.Экологическое образование школьников.
- 66.Воспитание научного мировоззрения учащихся
- 67.Методы организации в осуществленииучебно-познавательской деятельности.
- 69.Активизация познавательной деятельности учащихся
- 70.Личностно-ориентированный подход
- 72.Технология развивающего обучения
- 73.Методика организации ученического целеполагания
- 74. Формы обучения биологии
- 75.Методика использования интерактивных методов.
- 76.Методика уроков по формированию нов знаний.
- 77. Особенности уроков систематизации и обобщения знаний.
- 1 .Вводная беседа и объяснение проводимых работ. Проведение работы исследовательского типа. Изучение поведения дождевого червя на бумаге, в почве и др. Подведение итогов. Выводы.
- 80.Организация самостоятельной деятельность, на уроке по биологии.
- 83.Методика организации исследовательской деятельности учащихся
- 84.Система средств обучения биологии
- 85.Интернет-пространство и мультимедийные технологии
- 86.Мониторинг учебных достижений учащихся
- 87.Методика организации массовых мероприятий
- 90. Эстетическое воспитание учащихся
- 88.Материальная база обучения биологии-
- 89.Политехническое воспитание школьников