logo
gotovye_gosy

67.Методы организации в осуществленииучебно-познавательской деятельности.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ориентированы на усвоение содержания важ­нейших понятий школьной биологии. С их помощью обеспечи­вается процесс опосредствования личностью содержания обуче­ния биологии как учебному предмету. Эта группа также призвана обеспечить развитие мышления, которое предполагает овладение аналитико-синтетической деятельностью, многообразием мысли­тельных операций, основными логическими способами разверты­вания содержания материала. Для достижения качества биологической подготовки учащихся важное значение имеет выбор методов обучения. Он не может быть случайным и произвольным. Разумеется, учитель будет при этом руководствоваться общими целями обучения, воспитания и развития учащихся в школе, а также конкретными задачами уро­ка. Вместе с тем важно учитывать и другие критерии методов — содержание учебного материала, возраст учащихся, наличие не­обходимых средств обучения, уровень мотивации и количества учащихся в классе, а также профессиональное мастерство учителя.

Содержание

Виды работ

Приоритетные методы

Морфологиче­ское

Выяснение особенностей внешнего строения животных, их органов и систем органов — формы, размеры, покровы, окраска, по­верхность, отделы и части

Практические — распозна­вание и определение особенностей внешнего вида; словесные — описание; логические — индукция; на­глядные — демонстрация натуральных и изобразительных средств

Анатомическое

Выяснение особенностей внутреннего строения жи­вотных (полость тела, органов и систем органов), структура, элементарные единицы, характерные признаки и др.

Практические — распознавание и определение особенностей внутреннего строения; словесные — описание, наглядные — демонстрация изобразительных средств (таблиц, моделей, мультимедиа); логические — индукция

Физиологиче­ское

Выяснение особенностей процесса жизнедеятельности — роста, развития, размножения, обмена веществ, поведения

Словесные — сообщаю­щая беседа; практические — наблюдение опыта или его результатов; гностические — причинное и функциональное объяснение; наглядное — демонстрация

динамических пособий; логические — дедукция

Экологическое

Выяснение особенностей взаимоотношений животных с окружающей средой, между собой, с растениями и другими группам и живых существ

Словесные — рассказ; актуализирующая знания беседа; наглядные — де­монстрация натуральных и изобразительных средств; гностические — причинное объяснение; логические — индукция

Природоохра­нительное

J

Выяснение особенностей реализации государственных, общественных и инди­видуальных мер по защите животных и их сообществ от загрязнения, рациональному использованию, а также сбережению видового разнообразия на особо охраняемых участках

Словесные — сообщаю­щая беседа, рассказ; гнос­тические — причинное и вероятностное объясне­ние; наглядное — демон­страция мультимедиа-средств (воздействие ан­тропогенных факторов на животных); логиче­ские — дедукция

68.Методика формирования и развития интеллектуальных умений.

Понятие “интеллект” как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Р.Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения:

1. вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)

2. способность решать проблемы

3. практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.)

Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три разновидности в понимании функции. Интеллект: 1) способность к обучению; 2) оперирование символами; 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности. Формирование интеллекта происходит в процессе целенаправленной деятельности; основой развития интеллекта является труд.

Как обеспечить развитие у школьников интеллектуального потенциала?

1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и др.)

2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.

3. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, правиле, задаче, законе и др.)

4. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

5. Создать условия в развитии памяти учащихся. Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.

Интеллектуальное развитие учащихся обеспечивается. Увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознании произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. Чтобы обеспечить развитие интеллектуальных способностей, на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Наиболее эффективными средствами развития интеллектуальных способностей учащихся является сочетание словесных методов обучения с наглядными. В развитии интеллекта учащихся, в частности памяти, используются разные методы и формы обучения. А именно: эвристическая беседа, проблемное изложение учителя, исследовательская работа, рассказ, объяснение, кроссворды, ребусы, дидактические игры, схемы, опорные таблицы и пр.

Составляющим фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр: занимательных, дидактических, сюжетно-ролевых, а также задачи в стихах, в ребусах и т.д., что является важнейшей предпосылкой приобретения прочных знаний, умений и навыков. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского