67.Методы организации в осуществленииучебно-познавательской деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности ориентированы на усвоение содержания важнейших понятий школьной биологии. С их помощью обеспечивается процесс опосредствования личностью содержания обучения биологии как учебному предмету. Эта группа также призвана обеспечить развитие мышления, которое предполагает овладение аналитико-синтетической деятельностью, многообразием мыслительных операций, основными логическими способами развертывания содержания материала. Для достижения качества биологической подготовки учащихся важное значение имеет выбор методов обучения. Он не может быть случайным и произвольным. Разумеется, учитель будет при этом руководствоваться общими целями обучения, воспитания и развития учащихся в школе, а также конкретными задачами урока. Вместе с тем важно учитывать и другие критерии методов — содержание учебного материала, возраст учащихся, наличие необходимых средств обучения, уровень мотивации и количества учащихся в классе, а также профессиональное мастерство учителя.
Содержание | Виды работ | Приоритетные методы |
Морфологическое | Выяснение особенностей внешнего строения животных, их органов и систем органов — формы, размеры, покровы, окраска, поверхность, отделы и части | Практические — распознавание и определение особенностей внешнего вида; словесные — описание; логические — индукция; наглядные — демонстрация натуральных и изобразительных средств |
Анатомическое | Выяснение особенностей внутреннего строения животных (полость тела, органов и систем органов), структура, элементарные единицы, характерные признаки и др. | Практические — распознавание и определение особенностей внутреннего строения; словесные — описание, наглядные — демонстрация изобразительных средств (таблиц, моделей, мультимедиа); логические — индукция |
Физиологическое | Выяснение особенностей процесса жизнедеятельности — роста, развития, размножения, обмена веществ, поведения | Словесные — сообщающая беседа; практические — наблюдение опыта или его результатов; гностические — причинное и функциональное объяснение; наглядное — демонстрация |
|
| динамических пособий; логические — дедукция |
Экологическое | Выяснение особенностей взаимоотношений животных с окружающей средой, между собой, с растениями и другими группам и живых существ | Словесные — рассказ; актуализирующая знания беседа; наглядные — демонстрация натуральных и изобразительных средств; гностические — причинное объяснение; логические — индукция |
Природоохранительное J | Выяснение особенностей реализации государственных, общественных и индивидуальных мер по защите животных и их сообществ от загрязнения, рациональному использованию, а также сбережению видового разнообразия на особо охраняемых участках | Словесные — сообщающая беседа, рассказ; гностические — причинное и вероятностное объяснение; наглядное — демонстрация мультимедиа-средств (воздействие антропогенных факторов на животных); логические — дедукция |
68.Методика формирования и развития интеллектуальных умений.
Понятие “интеллект” как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Р.Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения:
1. вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)
2. способность решать проблемы
3. практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.)
Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три разновидности в понимании функции. Интеллект: 1) способность к обучению; 2) оперирование символами; 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности. Формирование интеллекта происходит в процессе целенаправленной деятельности; основой развития интеллекта является труд.
Как обеспечить развитие у школьников интеллектуального потенциала?
1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и др.)
2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.
3. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, правиле, задаче, законе и др.)
4. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
5. Создать условия в развитии памяти учащихся. Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.
Интеллектуальное развитие учащихся обеспечивается. Увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознании произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. Чтобы обеспечить развитие интеллектуальных способностей, на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Наиболее эффективными средствами развития интеллектуальных способностей учащихся является сочетание словесных методов обучения с наглядными. В развитии интеллекта учащихся, в частности памяти, используются разные методы и формы обучения. А именно: эвристическая беседа, проблемное изложение учителя, исследовательская работа, рассказ, объяснение, кроссворды, ребусы, дидактические игры, схемы, опорные таблицы и пр.
Составляющим фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр: занимательных, дидактических, сюжетно-ролевых, а также задачи в стихах, в ребусах и т.д., что является важнейшей предпосылкой приобретения прочных знаний, умений и навыков. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского
- 1,Информационная система клетки. Клеточное ядро. Хромосомы. Хроматин. Хранение наследственной информации. Генетический код.
- 2. Код является множественным, т.Е. Одна и та же аминокислота может кодироваться несколькими триплетами (от 2 до 6).
- 2.Реализация и пути переноса наследственной информации. Реакции матричного синтеза: репликация, транскрипция, обратная транскрипция, трансляция. Регуляция транскрипции.
- 5. Фотосинтез. Лист как орган фотосинтеза. Функциональная роль пигментов. Экологическая роль фотосинтеза.
- 6.Газообмен. Показатели дыхательного газообмена Дыхательные пигменты. Дыхание у разных организмов.
- 7. Газообмен у млекопитающих. Внутригрудное и внутрилегочное давление, их значение при дыхании. Жизненная емкость легких.
- 9.Дыхание у растений. Пути дыхательного обмена. Регуляция процессов дыхания. Значение дыхания в жизни растений.
- 10. Транспорт у животных. Эволюция транспортных систем у животных. Циркуляторные системы позвоночных.
- 11 Кровь. Состав (форменные элементы и плазма) количество, свойства. Основные функции крови.
- 12 Иммунная система. Типы иммунитета. Механизмы иммунитета.
- 14 Синапсы. Их строение, классификация, особенности трансляционной функции.
- 15 Общая физиология нервной системы. Нервные центры, их организация и свойства. Филогенетическое развитие нервной системы. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.
- Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.
- К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза.
- Движение, в том числе и мимика.
- Обмен веществ.
- Отвечает за чувство жажды, голода, насыщения.
- 17. Сенсорные рецепторы, их свойства. Механизм рецепции. Строение и функции рецепторов. Слуховой, вестибулярный, обонятельный и вкусовой анализаторы. Зрительный и слуховой анализаторы.
- 18. Физиология возбудимых тканей. Свойства возбудимых тканей. Законы раздражения.
- 3) Закон гиперболы: каждому минимальному промежутку времени раздражения соответствует минимальная сила постоянного тока, при которой получается возбуждение, и наоборот.
- 5) Явления электротона и периэлектротона: При замыкании и прохождении постоянного тока через нерв или мышцу изменяются физиологические и физико-химические свойства на полюсах.
- 19. Эндокринная система. Гипоталамус и гипофиз.
- 21.Значение и морфофункциональные особенности
- 22. Гомеостаз
- 23.Экскреция и осморегуляция
- 24. Механизмы осморегуляции
- 25. Значение процессов выделения
- 26. Регуляция содержания ионов натрия в крови
- 27. Типы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (моноцитогенное и полицитогенное размножение).
- 28. Половое размножение. Нерегулярные типы полового размножения (партеногенез, гиногенез,андрогенез, апомиксис). Типы полового процесса.
- 29. Основы генетики человека. Наследственные заболевания, генные и хромосомные. Профилактика наследственных болезней.
- 30. Половое размножение у животных. Образование половых клеток (овогенез и сперматогенез). Осеменение и оплодотворение.
- 32. Онтогенез растений. Жизненный цикл растения: основные принципы и системы периодизации. Особенности циклов развития споровых и семенных растений.
- 33. Концепция экосистемы. Основные характеристики. Поток энергии и круговорот веществ. Пищевые цепи…
- 37. Биоценоз. Видовая, пространственная и экологическая структуры…
- 38. Особенности организации и функционирования биосферы…
- 39. Формы межвидовых связей в биоценозах…
- 41. Эдодемические и экзодинамические сукцессии. Основные изменения, происходящие при сукцессиях в экосистемах…
- 1. Первичная (экосистема возникает на безжизненном месте)
- 2. Вторичная (сообщество развивается на месте уже существующего)
- 42. Общая характеристика царства Растения…
- 43. Бактерии:общая хар-ка, особ-ти строения и процессов жизнед-ти…
- 44. Опорно-двигальный аппарат…
- 45.Тип хордовые.
- 46. Особенности организации и систематика царства простейшие
- 47.Генетические основы селекции растений и животных
- 48.Типы доминирования
- 49. Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов и кроссинговер. Принципы построения генеткарт.
- 50.Современное представление о структуре гена у прокариот и эука-риот. Мозаичное строение гена. Структура генома. Подвижные гены.
- 51.Изменчивость. Мутационная и комбинативная.
- 55.Движущие силы и факторы микроэволюции.
- 56.Основные этапы эволюции человека
- 57. Гипотезы возникновения жизни.
- 58.Общая характеристика царства животные
- 59.Половое размножение у растений
- 60.Генетика пола.Типы хромосомного определеня пола.
- 61.Компетентносный подход в обучении биологии.
- 65.Экологическое образование школьников.
- 66.Воспитание научного мировоззрения учащихся
- 67.Методы организации в осуществленииучебно-познавательской деятельности.
- 69.Активизация познавательной деятельности учащихся
- 70.Личностно-ориентированный подход
- 72.Технология развивающего обучения
- 73.Методика организации ученического целеполагания
- 74. Формы обучения биологии
- 75.Методика использования интерактивных методов.
- 76.Методика уроков по формированию нов знаний.
- 77. Особенности уроков систематизации и обобщения знаний.
- 1 .Вводная беседа и объяснение проводимых работ. Проведение работы исследовательского типа. Изучение поведения дождевого червя на бумаге, в почве и др. Подведение итогов. Выводы.
- 80.Организация самостоятельной деятельность, на уроке по биологии.
- 83.Методика организации исследовательской деятельности учащихся
- 84.Система средств обучения биологии
- 85.Интернет-пространство и мультимедийные технологии
- 86.Мониторинг учебных достижений учащихся
- 87.Методика организации массовых мероприятий
- 90. Эстетическое воспитание учащихся
- 88.Материальная база обучения биологии-
- 89.Политехническое воспитание школьников