logo
gotovye_gosy

80.Организация самостоятельной деятельность, на уроке по биологии.

Современный урок не можетбыть 6а самостоятельной работы учащихся. Эта важное средство организации и выполнения определенной познавательной деятельности в соответствии с поставленной целью. Выполняя самостоятельную работу, учащийся усваивает предусмотренные программой задания, приобретает новые умения, навыки, развивают свои творческие способности, овладевают методами научного познания. Виды самостоятельных работ на уроках биологии разнообразны: практические и лабораторные работы, контрольные, проверочные, работа с учебником, справочником, наглядностями, различной дополнительной литературой, подготовка ответов на вопросы учителя, обработка материалов экскурсии, исследовательская работа по заданиям, проведшие опалов и наблюдений. Самостоятельная работа может быть на любом этапе обучения и на специальных уроках. Не всякую индивидуальную выполненную учеником работу можно считать самостоятельной. Высокий уровень самостоятельности проявится лишь при выполнении работ поискового, исследовательского характера Ученик, получив поисковую задачу должен осознать ее, самостоятельно наметить возможные пути решения и выбрать наиболее оптимальный из них. Такая самостоятельная работа разливает творческие способности учащихся. Целесообразно дифференциироватъзаданна по уровню сложности, по характеру познавательной деятельности – для сильных, средних, слабых учеников. В варианте первой группы сложностей учащимся предлагают выполнить задания, в которых необходимо проявить творческий подход. В варианте для слабых детей задание носит в основном репродуктивный характер. Для средних детей - промежуточный вариант – в основном с восприятием знаний, но с последующим их теоретическим обоснованием.Степень самостоятельности школьников небольшая.Лабораторная работа скорее носит иллюстративный характер, способствует конкретизации теоретических знаний (строение сухих и сочных плодов, строение корневых систем).Инструктивная карточка подробная, использование рисунков учебника. Вывод формулируется вместе. На этапе закрепления степень самостоятельности возрастает, задания становятся не такими подробными и детальными На этапе проверки знаний высокая степень самостоятельности, учащиеся опираются на ранее полученные знания. Лабораторная работа с натуральными объектами: в младших классах в ходе лабораторной работы степень самостоятельности школьников небольшая, так как они не обладают специальными биологическими умениями – учитель проводит фронтальное руководство учебной деятельностью. При работе с микрообъектами на первых этапах работа носит репродуктивный характер – учитель проводит фронтальное руководство учебной деятельностью, оказывает помощь, применяя таблицы, модели, делает зарисовки, контролирует восприятие путем проведения беседы. После того, как будут сформированы умения работа с репродупивнон меняется на поисковую. От учеников требуется самостоятельное формулирование выводов.