25. Значение процессов выделения
.В процессе обмена веществ в клетках образуются конечные продукты. Среди них могут быть и ядовитые для клеток вещества. Так, при расщеплении аминокислот, нуклеиновых кислот и других азотсодержащих соединений образуются токсические вещества —аммиак, мочевина и мочевая кислота, которые по мере их накопления подлежат выведению из организма. Должны удаляться» кроме того, избыток воды, углекислый газ, яды, которые поступают вместе с вдыхаемым воздухом, поглощаемой пищей и водой, избыток витаминов, гормонов, лекарственные препараты и т. п. При накоплении этих веществ в организме возникает опасность нарушения постоянства состава и объема внутренней среды организма, что может отразиться на здоровье человека.Основная роль в процессах выделения принадлежит специализированным органам — почкам. К важнейшим функциям почек относится участие в регуляции: 1) объема крови и других жидкостей внутренней среды, 2) постоянства осмотического давления крови и других жидкостей тела, 3) ионного состава жидкостей внутренней среды и ионного баланса организма, 4) кислотно-щелочного равновесия, 5) выведения из организма конечных продуктов азотистого обмена и чужеродных веществ. Таким образом, почки являются органом, обеспечивающим гомеостаз внутренней среды организма.
Почки — органы бобовидной формы, лежащие в задней части брюшной полости по обеим сторонам позвоночника. Правая почка обычно расположена на 2—3 см ниже левой. Вогнутый край почки имеет борозду — ворота почки,через которые проходят мочеточник, нервы, кровеносные и лимфатические сосуды. Снаружи каждая почка одета плотной гладкой эластичной соединительнотканной капсулой(фиброзной капсулой). Под капсулой выделяются два слоя: наружный, более темный — корковое вещество, и внутренний, более светлый— мозговое вещество ). В мозговом веществе различают 15-16 почечных пирамид, разделенных корковым веществом. Верхушки пирамид примыкают к почечным чашкам, которые, сливаясь, образуют почечную лоханку. В нее изливается образующаяся в почке моча. Лоханка суживается и переходит вмочеточник. Сокращениями мышечной стенки мочеточника моча продвигается в мочевой пузырь — полый орган с хорошо развитым мышечным слоем в его стенке. Вместимость мочевого пузыря около 750 мл. Периодические сокращения стенок пузыря выводят мочу через мочеиспускательный канал наружу.
Структурной единицей почки является нефрон. Нефрон состоит из сосудистого клубочка Мальпиги, капсулы Боумена-Шумлянского и канальца. Сосудистый клубочек-скопление капилляров,которые явл. разветвлением приносящей почечной артерии.Капсула Боу-Шум_ двустенная чаша, в котор лежит сосудистый клубочек. Капилляры почечного клубочка соед в выносящую артериоллу.Капсула Ш-Б лежит в корковом слое.От неё отходит извитой каналей 1 порядка,котор идет в мозговой слой, здесь образ петлю Генле, возвращ-тся в корковое вещ-во и там образ извитой каналец 2 порядка, впадающий в собирательную трубкую.Собир-ные трубочки сливаются ,образуя общийпроток у верхушки пирамиды,который сосочком с многочисл отверстиями открыв-ся в малые чашечки.Чашечки-начало мочевыделит путей. Извитые почечн канальца (1,2 пор) оплетены густой сетью капилляров, являются продолжением выносящей артериоллы,выходящей из капсулы Шумл.
Процесс образования мочи проходит в два этапа. Первый проходит в капсулах наружного слоя почек (почечном клубочке). Вся жидкая часть крови, которая поступает в клубочки почек, фильтруется и попадает в капсулы. Так образуется первичная моча, которая представляет собой практически плазму крови. В первичной моче содержатся наряду с продуктами диссимиляции и аминокислоты, и глюкоза, и многие другие соединения, необходимые организму. Нет в первичной моче только белков из кровяной плазмы. Это и понятно: ведь белки не фильтруются.
Второй этап образования мочи заключается в том, что первичная моча проходит по сложной системе канальцев, где последовательно всасываются нужные для организма вещества и вода. Все вредное для жизнедеятельности организма остается в канальцах и в виде мочи выводится из почек по мочеточникам в мочевой пузырь. Эта конечная моча и называется вторичной.
Мочевыделение.Моча постоянно вырабатывается в почках и по собирательным трубочкам поступает в лоханки, а затем мочеточникам в мочевой пузырь. Скорость наполнения пузыря около 50 мл/час. В это время, называемое периодом наполнения, мочеиспускание или затруднено или невозможно. Когда в пузыре накапливается 200-300 мл мочи возникает рефлекс мочеиспускания. В стенке пузыря имеются рецепторы растяжения. Они возбуждаются и импульсы от них по афферентным волокнам тазовых парасимпатических нервов поступают в центр мочеиспускания. Он расположен во 2-4 крестцовых сегментах спинного мозга. От импульсы поступают в таламус, а затем кору. Возникают позывы на мочеиспускание и начинается период опорожнения пузыря. От центра мочеиспускания, по эфферентным парасимпатическим тазовым нервам, начинают поступать импульсы к гладким мышцам стенки пузыря. Они сокращаются и давление в пузыре растет.
В основании пузыря эти мышцы образуют внутренний сфинктер. Благодаря особому направлению гладкомышечных волокон в нем, их сокращение приводит к пассивному раскрытию сфинктера. Одновременно открывается наружный мочеиспускательный сфинктер, образованный поперечно-полосатыми мышцами промежности. Они иннервируются ветвями срамного нерва. Пузырь опорожняется. С помощью коры регулируется начало и течение процесса мочеиспускания. В то же время может наблюдаться психогенное недержание мочи. При накоплении в пузыре более 500 мл мочи может возникать защитная реакция – непроизвольное мочеиспускание. Нарушения – циститы, задержка мочи.
- 1,Информационная система клетки. Клеточное ядро. Хромосомы. Хроматин. Хранение наследственной информации. Генетический код.
- 2. Код является множественным, т.Е. Одна и та же аминокислота может кодироваться несколькими триплетами (от 2 до 6).
- 2.Реализация и пути переноса наследственной информации. Реакции матричного синтеза: репликация, транскрипция, обратная транскрипция, трансляция. Регуляция транскрипции.
- 5. Фотосинтез. Лист как орган фотосинтеза. Функциональная роль пигментов. Экологическая роль фотосинтеза.
- 6.Газообмен. Показатели дыхательного газообмена Дыхательные пигменты. Дыхание у разных организмов.
- 7. Газообмен у млекопитающих. Внутригрудное и внутрилегочное давление, их значение при дыхании. Жизненная емкость легких.
- 9.Дыхание у растений. Пути дыхательного обмена. Регуляция процессов дыхания. Значение дыхания в жизни растений.
- 10. Транспорт у животных. Эволюция транспортных систем у животных. Циркуляторные системы позвоночных.
- 11 Кровь. Состав (форменные элементы и плазма) количество, свойства. Основные функции крови.
- 12 Иммунная система. Типы иммунитета. Механизмы иммунитета.
- 14 Синапсы. Их строение, классификация, особенности трансляционной функции.
- 15 Общая физиология нервной системы. Нервные центры, их организация и свойства. Филогенетическое развитие нервной системы. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.
- Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.
- К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза.
- Движение, в том числе и мимика.
- Обмен веществ.
- Отвечает за чувство жажды, голода, насыщения.
- 17. Сенсорные рецепторы, их свойства. Механизм рецепции. Строение и функции рецепторов. Слуховой, вестибулярный, обонятельный и вкусовой анализаторы. Зрительный и слуховой анализаторы.
- 18. Физиология возбудимых тканей. Свойства возбудимых тканей. Законы раздражения.
- 3) Закон гиперболы: каждому минимальному промежутку времени раздражения соответствует минимальная сила постоянного тока, при которой получается возбуждение, и наоборот.
- 5) Явления электротона и периэлектротона: При замыкании и прохождении постоянного тока через нерв или мышцу изменяются физиологические и физико-химические свойства на полюсах.
- 19. Эндокринная система. Гипоталамус и гипофиз.
- 21.Значение и морфофункциональные особенности
- 22. Гомеостаз
- 23.Экскреция и осморегуляция
- 24. Механизмы осморегуляции
- 25. Значение процессов выделения
- 26. Регуляция содержания ионов натрия в крови
- 27. Типы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (моноцитогенное и полицитогенное размножение).
- 28. Половое размножение. Нерегулярные типы полового размножения (партеногенез, гиногенез,андрогенез, апомиксис). Типы полового процесса.
- 29. Основы генетики человека. Наследственные заболевания, генные и хромосомные. Профилактика наследственных болезней.
- 30. Половое размножение у животных. Образование половых клеток (овогенез и сперматогенез). Осеменение и оплодотворение.
- 32. Онтогенез растений. Жизненный цикл растения: основные принципы и системы периодизации. Особенности циклов развития споровых и семенных растений.
- 33. Концепция экосистемы. Основные характеристики. Поток энергии и круговорот веществ. Пищевые цепи…
- 37. Биоценоз. Видовая, пространственная и экологическая структуры…
- 38. Особенности организации и функционирования биосферы…
- 39. Формы межвидовых связей в биоценозах…
- 41. Эдодемические и экзодинамические сукцессии. Основные изменения, происходящие при сукцессиях в экосистемах…
- 1. Первичная (экосистема возникает на безжизненном месте)
- 2. Вторичная (сообщество развивается на месте уже существующего)
- 42. Общая характеристика царства Растения…
- 43. Бактерии:общая хар-ка, особ-ти строения и процессов жизнед-ти…
- 44. Опорно-двигальный аппарат…
- 45.Тип хордовые.
- 46. Особенности организации и систематика царства простейшие
- 47.Генетические основы селекции растений и животных
- 48.Типы доминирования
- 49. Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов и кроссинговер. Принципы построения генеткарт.
- 50.Современное представление о структуре гена у прокариот и эука-риот. Мозаичное строение гена. Структура генома. Подвижные гены.
- 51.Изменчивость. Мутационная и комбинативная.
- 55.Движущие силы и факторы микроэволюции.
- 56.Основные этапы эволюции человека
- 57. Гипотезы возникновения жизни.
- 58.Общая характеристика царства животные
- 59.Половое размножение у растений
- 60.Генетика пола.Типы хромосомного определеня пола.
- 61.Компетентносный подход в обучении биологии.
- 65.Экологическое образование школьников.
- 66.Воспитание научного мировоззрения учащихся
- 67.Методы организации в осуществленииучебно-познавательской деятельности.
- 69.Активизация познавательной деятельности учащихся
- 70.Личностно-ориентированный подход
- 72.Технология развивающего обучения
- 73.Методика организации ученического целеполагания
- 74. Формы обучения биологии
- 75.Методика использования интерактивных методов.
- 76.Методика уроков по формированию нов знаний.
- 77. Особенности уроков систематизации и обобщения знаний.
- 1 .Вводная беседа и объяснение проводимых работ. Проведение работы исследовательского типа. Изучение поведения дождевого червя на бумаге, в почве и др. Подведение итогов. Выводы.
- 80.Организация самостоятельной деятельность, на уроке по биологии.
- 83.Методика организации исследовательской деятельности учащихся
- 84.Система средств обучения биологии
- 85.Интернет-пространство и мультимедийные технологии
- 86.Мониторинг учебных достижений учащихся
- 87.Методика организации массовых мероприятий
- 90. Эстетическое воспитание учащихся
- 88.Материальная база обучения биологии-
- 89.Политехническое воспитание школьников