46. Особенности организации и систематика царства простейшие
Одноклеточные. Клетка выполняет функции целостного организма. Они широко распространены в морях, пресных водоемах, почве, многие – паразиты. Это мелкие организмы (до 1 мм). Форма тела разнообразна непостоянные – амеба постоянна, разнообразны виды симметрии (распространена радиальная, радиолярии) двусторонняя. Разнооюразны жизненные формы: амебоидная, раковинная, ресничное, радиальные, стебельчатые, покоящиеся. Клетка состоит из цитоплазмы и одно или нескольких ядер. Цитоплазма ограничена 3-слойной мембраной. Основные фрагменты: митохондрии, рибосомы, лизосомы, ЭПГ, АП и др. Имеются пищев. – сократительные вакуоли. Внутри ядра – кариоплазма, в которой распределен хроматин и ядрышки (хроматин – диспирализованные хромосомы). Движение с помощью ложноножек, жгутиков, ресничек. По типу питания – автотрофы, гетеротрофы, автогетеротрофы. Способ питания сапротрофный, голозойный, смешанный (эвглена). Выделение и осморегуляция – сократит.вакуоли (у пресноводных). Поглощают кислород через мембрану. Ядра – вегетативные и генеративные. Размножение: бесполое, половое. Бесполое – деление клетки митозом. Полооегомогамия – образование гамет, их слияние, образование зигот. Гаметы одинаковые – изогамия, разные – гетерогамия, если одна из гамет крупная без жгутиков – оогамия.Классификация: 1. т. Саркомастигофора (органеллы движ. жгутики псевдоподии), одноядерные, многоядерные, половой процесс популяция гамет, свободноживущие.П. т. Жгутиковые (отр. эвгленовые)П. т.Саркодовые (отр. амебы)2. т. Апикомплексы (отр. Споровики, грегарины)3. т. Микроспоридии. Паразиты рыб.Кл. Микроспоридии, актиноспоридии.4. т. Микроспоридии. Внутриклеточные паразиты насекомых и некоторых беспозвоночных. Цикл завершается образованием спор – одноклеточных.5. т. Инфузории (Кл. ресничные инфузории, сосущие инфузории) свободноживущие.Жизненный цикл на примере малярийного плазмодия (Кл. Споровики). Жизненный цикл характеризуется сменой хозяев и чередованием поколений с половым и бесполым размножением. Перенос паразита осуществляется малярийными комарами, которые являются окончательными хозяевами плазмодия. Человек – промежуточный хозяин. Заражение при укусе комара в слюне, которой содержатся спорозоиды. Спорозоиды внедряются в паренхимные клетки печени и размножаются. Так они накапливаются в крови, что приводит к образованию мерозоитов – молодых фаз развития. Мерозоиты внедряются в эритроциты, пораженные эритроциты разрушаются и мерозоиты выходят в плазму крови и внедряются в другие эритроциты. После паразиты развиваются в гамонтов (покоящаяся фаза). Человек становится носителем малярийного плазмодия. У комара попившего кровь больного продолжается развитие гамонтов. В кишечнике комара происходит гамогания (половое размножение: из гамет образуется зигота, которая преобразуется в цисту, где происходит спорогамия с образованием спорозоидов). После разрыва цисты спорозоиды по гемолимфе попадают в слюнные железы комара. При укусе человека, в его кровь попадают спорозоиды. Значение: занимают важное место в круговороте веществ в биосфере. В водной среде – основа планктона, из скелетов – мощные пласты осадочных пород, очищают воды, питаясь взвешенными органическими веществами и бактериями. Почвенные – принимают участие в почвообразовании. Многие – симбионты высших животных. В организме человека паразитирует 30 тыс. видов, некоторые вызывают опасные заболевания: трихомониаз, малярию, токсоплазмоз.
- 1,Информационная система клетки. Клеточное ядро. Хромосомы. Хроматин. Хранение наследственной информации. Генетический код.
- 2. Код является множественным, т.Е. Одна и та же аминокислота может кодироваться несколькими триплетами (от 2 до 6).
- 2.Реализация и пути переноса наследственной информации. Реакции матричного синтеза: репликация, транскрипция, обратная транскрипция, трансляция. Регуляция транскрипции.
- 5. Фотосинтез. Лист как орган фотосинтеза. Функциональная роль пигментов. Экологическая роль фотосинтеза.
- 6.Газообмен. Показатели дыхательного газообмена Дыхательные пигменты. Дыхание у разных организмов.
- 7. Газообмен у млекопитающих. Внутригрудное и внутрилегочное давление, их значение при дыхании. Жизненная емкость легких.
- 9.Дыхание у растений. Пути дыхательного обмена. Регуляция процессов дыхания. Значение дыхания в жизни растений.
- 10. Транспорт у животных. Эволюция транспортных систем у животных. Циркуляторные системы позвоночных.
- 11 Кровь. Состав (форменные элементы и плазма) количество, свойства. Основные функции крови.
- 12 Иммунная система. Типы иммунитета. Механизмы иммунитета.
- 14 Синапсы. Их строение, классификация, особенности трансляционной функции.
- 15 Общая физиология нервной системы. Нервные центры, их организация и свойства. Филогенетическое развитие нервной системы. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.
- Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.
- К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза.
- Движение, в том числе и мимика.
- Обмен веществ.
- Отвечает за чувство жажды, голода, насыщения.
- 17. Сенсорные рецепторы, их свойства. Механизм рецепции. Строение и функции рецепторов. Слуховой, вестибулярный, обонятельный и вкусовой анализаторы. Зрительный и слуховой анализаторы.
- 18. Физиология возбудимых тканей. Свойства возбудимых тканей. Законы раздражения.
- 3) Закон гиперболы: каждому минимальному промежутку времени раздражения соответствует минимальная сила постоянного тока, при которой получается возбуждение, и наоборот.
- 5) Явления электротона и периэлектротона: При замыкании и прохождении постоянного тока через нерв или мышцу изменяются физиологические и физико-химические свойства на полюсах.
- 19. Эндокринная система. Гипоталамус и гипофиз.
- 21.Значение и морфофункциональные особенности
- 22. Гомеостаз
- 23.Экскреция и осморегуляция
- 24. Механизмы осморегуляции
- 25. Значение процессов выделения
- 26. Регуляция содержания ионов натрия в крови
- 27. Типы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы (моноцитогенное и полицитогенное размножение).
- 28. Половое размножение. Нерегулярные типы полового размножения (партеногенез, гиногенез,андрогенез, апомиксис). Типы полового процесса.
- 29. Основы генетики человека. Наследственные заболевания, генные и хромосомные. Профилактика наследственных болезней.
- 30. Половое размножение у животных. Образование половых клеток (овогенез и сперматогенез). Осеменение и оплодотворение.
- 32. Онтогенез растений. Жизненный цикл растения: основные принципы и системы периодизации. Особенности циклов развития споровых и семенных растений.
- 33. Концепция экосистемы. Основные характеристики. Поток энергии и круговорот веществ. Пищевые цепи…
- 37. Биоценоз. Видовая, пространственная и экологическая структуры…
- 38. Особенности организации и функционирования биосферы…
- 39. Формы межвидовых связей в биоценозах…
- 41. Эдодемические и экзодинамические сукцессии. Основные изменения, происходящие при сукцессиях в экосистемах…
- 1. Первичная (экосистема возникает на безжизненном месте)
- 2. Вторичная (сообщество развивается на месте уже существующего)
- 42. Общая характеристика царства Растения…
- 43. Бактерии:общая хар-ка, особ-ти строения и процессов жизнед-ти…
- 44. Опорно-двигальный аппарат…
- 45.Тип хордовые.
- 46. Особенности организации и систематика царства простейшие
- 47.Генетические основы селекции растений и животных
- 48.Типы доминирования
- 49. Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов и кроссинговер. Принципы построения генеткарт.
- 50.Современное представление о структуре гена у прокариот и эука-риот. Мозаичное строение гена. Структура генома. Подвижные гены.
- 51.Изменчивость. Мутационная и комбинативная.
- 55.Движущие силы и факторы микроэволюции.
- 56.Основные этапы эволюции человека
- 57. Гипотезы возникновения жизни.
- 58.Общая характеристика царства животные
- 59.Половое размножение у растений
- 60.Генетика пола.Типы хромосомного определеня пола.
- 61.Компетентносный подход в обучении биологии.
- 65.Экологическое образование школьников.
- 66.Воспитание научного мировоззрения учащихся
- 67.Методы организации в осуществленииучебно-познавательской деятельности.
- 69.Активизация познавательной деятельности учащихся
- 70.Личностно-ориентированный подход
- 72.Технология развивающего обучения
- 73.Методика организации ученического целеполагания
- 74. Формы обучения биологии
- 75.Методика использования интерактивных методов.
- 76.Методика уроков по формированию нов знаний.
- 77. Особенности уроков систематизации и обобщения знаний.
- 1 .Вводная беседа и объяснение проводимых работ. Проведение работы исследовательского типа. Изучение поведения дождевого червя на бумаге, в почве и др. Подведение итогов. Выводы.
- 80.Организация самостоятельной деятельность, на уроке по биологии.
- 83.Методика организации исследовательской деятельности учащихся
- 84.Система средств обучения биологии
- 85.Интернет-пространство и мультимедийные технологии
- 86.Мониторинг учебных достижений учащихся
- 87.Методика организации массовых мероприятий
- 90. Эстетическое воспитание учащихся
- 88.Материальная база обучения биологии-
- 89.Политехническое воспитание школьников