logo
gotovye_gosy

83.Методика организации исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Особую роль в развитии исследовательской деятельности играют экскурсии, т.к. они наполнены глубоким и важным для детей предметным содержанием: интересными объектами природы, истории, культуры. В начале экскурсии перед учащимися ставится исследовательская задача, результаты решения которой представляются в виде отчётных работ (например «Выявить приспособления к среде обитания у различных видов растений и животных). Экскурсии сводятся не только к поиску материала, но и к доказательству гипотезы, выдвинутой в начале пути. На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написания и защиты рефератов, игр, имеющих проблемный характер и исследовательскую направленность. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета. Для того чтобы создать проект, необходимо в первую очередь определить тему исследования. Это могут быть темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие в ходе обсуждения; собственные вопросы и интересы учащихся; доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные задания, требующие дальнейшей разработки. Затем составить план будущей работы, выбрать цели исследования, определить задачи по достижению цели и методы исследования. Провести непосредственную работу с материалом, наблюдение, эксперимент, анализ полученного материала, систематизацию, обобщение, выводы. Необходимо проведение консультаций с научным руководителем, как при подготовке, так и при создании проекта.