1. Пояснения для ведущего
Занятия третьего блока возможно проводить с воспитанниками, у которых уже достаточно сформировалась как половая, так и гендерная идентичность, поскольку задача третьего блока – формирование у подростков качеств и способов поведения, присущих андрогинным личностям.
Психологическая андрогинность – характеристика личности, которая обладает взаимоуравновешивающими или переходящими друг в друга как стереотипно маскулинными (напористость, аналитическое мышление, решительность, независимость и др.), так и стереотипно фемининными (чувствительность, склонность к состраданию, нежность, стремление понять другого и др.) положительными чертами. Андрогинность является признаком психического здоровья4.
В многочисленных гендерных исследованиях показано, что андрогинные мужчины и женщины демонстрируют более гибкое поведение, они производят впечатление более адаптивных и умеющих приспособить свое поведение к требованиям актуальной ситуации. Андрогинные дети и подростки обладают более высоким самоуважением и воспринимаются как более привлекательные и адаптированные. При этом андрогинные мужчины чувствуют себя вполне мужественными, а андрогинные женщины – адекватно женственными, хотя порой демонстрируют качества, традиционно приписываемые противоположному полу.
Основной подход к разработке занятий третьего блока – гендерный, который выражается в отказе от патриархального полоролевого подхода, когда гендерная социализация воспитанника зависит от его биологической принадлежности к мужскому или женскому полу. Миссия гендерного подхода в образовании и воспитании – освобождение среды развития детей и подростков от наиболее жестких гендерных стереотипов, расширение образовательного пространства для проявления индивидуальности и развития самореализующейся личности каждого, воспитание их в духе равноправного (эгалитарного) партнерства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности.
Занятия третьего блока направлены на то, чтобы предотвратить ригидную половую типизацию путем разъяснения воспитанникам того, что пол не имеет существенного значения вне репродуктивной сферы, а также путем моделирования деятельности, свойственную как одному, так и другому полу.
Как пишет Л.В.Штылева [37], цель социализации подростков на основе гендерного подхода — «личность, гармонично сочетающая в себе психологические характеристики женского и мужского начала (андрогинность), способная к партнерским межполовым отношениям в личной и общественной жизни. Цель социализации по эгалитарным правилам (правилам равноправия) - личность, которая характеризуется:
1) гендерной компетентностью (когнитивный элемент);
2) гендерной толерантностью (ценностно-смысловой компонент);
3) гендерной сензитивностью (эмоционально-коммуникативный компонент).
Под гендерной компетентностью имеются ввиду представления воспитанников о социокультурной природе межполовых отношений, знания об историческом и культурном разнообразии гендерных систем и гендерных идеалов «мужского и женского» у разных народов в разные эпохи.
К критериям гендерной компетентности относятся не только теоретические знания о социально-конструктивистском характере гендера и гендерных стереотипов, но так же способность личности актуализировать, выстраивать альтернативные доминирующей патриархатной культуре жизненные стратегии и схемы поведения, сопротивляться попыткам навязать гендерные стереотипы, то есть способность критично воспринимать гендерно окрашенные идеи.
Гендерная сензитивность — это развитая способность человека воспринимать «скрытый гендерный текст» в обыденной практике, реагировать на тончайшие оттенки дискриминации по признаку пола в речи, литературе, СМИ, поведении окружающих. Основной критерий развитой гендерной сензитивности — способность воспринимать и понимать гендерные аспекты самовыражения и гендерную идентичность другого человека.
Гендерная лояльность (толерантность) — это способность человека к сотрудничеству между полами и внутри своей гендерной группы на основе эгалитарных ценностей: уважения прав личности на индивидуальность гендерной идентичности и на индивидуальность самовыражения. Иначе говоря, на микроуровне гендерная толерантность выражается в партнерском стиле отношений с окружающими.
Критерием сформированности гендерной толерантности могут выступать: способность устанавливать доброжелательные отношения и конструктивно сотрудничать с людьми, не теряя своей гендерной идентичности, и не нарушая автономности гендерной идентичности другого человека. Иначе говоря — спокойного восприятия мыслей, поведения, идей, выходящих за рамки традиционных тендерных стереотипов.
В результате образования на основе гендерного подхода гендерная компетентность, сензитивность и лояльность могут интегрироваться в эгалитарное мировоззрение. Эгалитарное мировоззрение - это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на социальные отношения, включая взгляды на отношения между мужчинами и женщинами, как между разными, но равноправными членами сообщества, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы и поступки.
Особенностью третьего блока является то, что некоторые занятия проводятся совместно для мальчиков и девочек, некоторые – раздельно. Это было задумано для того, чтобы некоторые темы подростки имели возможность обсудить в гетерогенной среде, лучше изучить изнутри собственный пол и гендер, «насытиться» его энергией, а затем вынести это на обсуждение со своими противоположностями и познакомиться с их «отраженной» реакцией на себя.
В связи с тем, что третий блок очень богат содержательным материалом, авторы предоставляют возможность ведущему решать, какой материал будет выбран для рассмотрения темы, а также какое количество времени будет на это потрачено.
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков