logo
ГЕНДЕР целиком

1. Пояснения для ведущего

Занятия третьего блока возможно проводить с воспитанниками, у которых уже достаточно сформировалась как половая, так и гендерная идентичность, поскольку задача третьего блока – формирование у подростков качеств и способов поведения, присущих андрогинным личностям.

Психологическая андрогинность – характеристика личности, которая обладает взаимоуравновешивающими или переходящими друг в друга как стереотипно маскулинными (напористость, аналитическое мышление, решительность, независимость и др.), так и стереотипно фемининными (чувствительность, склонность к состраданию, нежность, стремление понять другого и др.) положительными чертами. Андрогинность является признаком психического здоровья4.

В многочисленных гендерных исследованиях показано, что андрогинные мужчины и женщины демонстрируют более гибкое поведение, они производят впечатление более адаптивных и умеющих приспособить свое поведение к требованиям актуальной ситуации. Андрогинные дети и подростки обладают более высоким самоуважением и воспринимаются как более привлекательные и адаптированные. При этом андрогинные мужчины чувствуют себя вполне мужественными, а андрогинные женщины – адекватно женственными, хотя порой демонстрируют качества, традиционно приписываемые противоположному полу.

Основной подход к разработке занятий третьего блока – гендерный, который выражается в отказе от патриархального полоролевого подхода, когда гендерная социализация воспитанника зависит от его биологической принадлежности к мужскому или женскому полу. Миссия гендерного подхода в образовании и воспитании – освобождение среды развития детей и подростков от наиболее жестких гендерных стереотипов, расширение образовательного пространства для проявления индивидуальности и развития самореализующейся личности каждого, воспитание их в духе равноправного (эгалитарного) партнерства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности.

Занятия третьего блока направлены на то, чтобы предотвратить ригидную половую типизацию путем разъяснения воспитанникам того, что пол не имеет существенного значения вне репродуктивной сферы, а также путем моделирования деятельности, свойственную как одному, так и другому полу.

Как пишет Л.В.Штылева [37], цель социализации подростков на основе гендерного подхода — «личность, гармонично сочетающая в себе психологические характеристики женского и мужского начала (андрогинность), способная к партнерским межполовым отношениям в личной и общественной жизни. Цель социализации по эгалитарным правилам (правилам равноправия) - личность, которая характеризуется:

1) гендерной компетентностью (когнитивный элемент);

2) гендерной толерантностью (ценностно-смысловой компонент);

3) гендерной сензитивностью (эмоционально-коммуникативный компонент).

Под гендерной компетентностью имеются ввиду пред­ставления воспитанников о социокультурной при­роде межполовых отношений, знания об историческом и культурном разнообразии гендерных систем и гендерных иде­алов «мужского и женского» у разных народов в разные эпохи.

К критериям гендерной компетентности относятся не только теоретические знания о социально-конструктивистском характере гендера и гендерных стереотипов, но так же способность личности актуализировать, выстраи­вать альтернативные доминирующей патриархатной куль­туре жизненные стратегии и схемы поведения, сопротив­ляться попыткам навязать гендерные стереотипы, то есть способность критично воспринимать гендерно окрашенные идеи.

Гендерная сензитивность — это развитая способность человека воспринимать «скрытый гендерный текст» в обыденной практике, реагировать на тончайшие оттенки дискриминации по признаку пола в речи, литературе, СМИ, поведении окружающих. Основной критерий развитой гендерной сензитивности — способность воспринимать и понимать гендерные аспекты самовыражения и гендерную идентичность другого человека.

Гендерная лояльность (толерантность) — это способность человека к сотрудничеству между полами и внутри своей гендерной группы на основе эгалитарных ценностей: уважения прав личности на индивидуальность гендерной идентичности и на индивидуальность самовыражения. Иначе говоря, на микроуровне гендерная толерантность выражается в партнерском стиле отношений с окружающими.

Критерием сформированности гендерной толерантности могут выступать: способность устанавливать доброжелательные отношения и конструктивно сотрудничать с людьми, не теряя своей гендерной идентичности, и не нарушая автономности гендерной идентичности другого человека. Иначе говоря — спокойного восприятия мыслей, поведения, идей, выходящих за рамки традиционных тендерных стереотипов.

В результате образования на основе гендерного подхода гендерная компетентность, сензитивность и лояльность могут интегрироваться в эгалитарное мировоззрение. Эгалитарное мировоззрение - это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на социальные отношения, включая взгляды на отношения между мужчинами и женщинами, как между разными, но равноправными членами сообщества, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы и поступки.

Особенностью третьего блока является то, что некоторые занятия проводятся совместно для мальчиков и девочек, некоторые – раздельно. Это было задумано для того, чтобы некоторые темы подростки имели возможность обсудить в гетерогенной среде, лучше изучить изнутри собственный пол и гендер, «насытиться» его энергией, а затем вынести это на обсуждение со своими противоположностями и познакомиться с их «отраженной» реакцией на себя.

В связи с тем, что третий блок очень богат содержательным материалом, авторы предоставляют возможность ведущему решать, какой материал будет выбран для рассмотрения темы, а также какое количество времени будет на это потрачено.