Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
Цель занятия показать насколько важным, но в то же время и тяжелым испытанием становится для человека любовь.
Рекомендации по проведению
Это занятие рекомендуется проводить совместно. Тема любви, романтических отношений так или иначе возникала в предыдущих занятиях: у ребят накопился некоторый гендерный опыт, личное, субъективное восприятие своего пола, а также появился определенный интерес к противоположному. Это дает основания полагать, что совместное занятие о любви позволит ребятам иначе взглянуть друг на друга.
Необходимые оборудование и материалы
Материал для подготовки12
В.Шекспир «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой»
М. Карамзин «Бедная Лиза»
Э.Ростан «Сирано де Бержерак».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - письма Татьяны и Евгения
О.Генри «Дары волхвов»
мюзикл «Нотр-Дам де Пари»
мульфильм «Шрек» (первая и вторая части)
слова или аудио-записи любых песен о любви, и народные песни, и современные авторские
Приветствие.
Начнем занятие с работы с иллюстрационным материалом в альбоме: на картинке изображены юноша и девушка, преподносящие друг другу подарки.
Придумайте небольшой рассказ: когда это происходит? Что подарили друг другу влюбленные?
Поиграем в подарки любимому/ой. Предлагаем варианты подарков со значением. Сначала коротко нужно рассказать о том, для чего люди придумывали символику цветов или тайный язык знаков (мушки, веер и т.д. – см. Приложение 3). Итак, играя, участники предлагают не только вариант подарка, но и придумывают его символическое значение, например,
можно подарить красивую ручку – «я так жду твоего письма» или «учись хорошо», «делай уроки с удовольствием и быстро»
оригинальный очечник – «тебе так идут очки», «я тебя люблю таким, какой ты есть» и т.д.
Прочитаем вслух (или перескажем) новеллу О.Генри «Дары волхвов».
Как характеризуют героев повести их выбор подарка?
Как вы думаете, автор этого рассказа хотел посмеяться над незадачливыми влюбленными? Расстроился из-за того, что все нелепо получилось? Или он предлагает нам разделить с ним восхищение, которое он испытывает перед настоящим чувством?
Материал для обсуждения темы.
Что такое любовь? Страсть? Огонь? Вдохновение?
Вспоминаем сюжеты о любви, которые нам уже знакомы и пытаемся определить, найти слова и образы, передающие значение этого чувства, состояния, ощущения.
Например, чем была любовь для героев «Нотр-Дам де Пари»? Можно ли говорить о том, что Сирано и Кристиан, герои драмы «Сирано де Бержерак» любят по-разному? Почему Роксана так долго не понимала, кого она любит? На эти вопросы нет однозначных ответов.
Всегда ли любовь – это чистое и светлое чувство? Назовите таких влюбленных, которые совершали во имя любви не подвиги, а странные, иногда даже неправильные поступки – обман, убийство. (Сирано идет на обман во имя своей любви к Роксане, а Фродо из «Нотр-Дам де Пари» вообще готов пойти на убийство) А как вы объясните такое поведение этих героев? На какие поступки толкает людей ревность? А понимаете ли вы, какие отношения порождают ревность? (недоверие, стремление обладать, подчинить себе).
А чем руководствуется тот, кто стремиться вызвать это чувство в своем партнере?
Неразделенная, трагическая любовь всегда была неиссякаемым источником поэзии, искусства (наиболее показательным в данном случае станет стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил…»). Почему? Почему среди народных (и не только) песен так много сюжетов о неразделенной любви? Как объяснить, что человеку одновременно и очень грустно, и очень хорошо, светло на душе – так, что он готов петь, создавать стихи? Можно ли противопоставить такую способность ревности, обману (…как дай вам Бог любимой быть другим… ?
Как меняется мировосприятие влюбленного человека?
Основываясь на письмах Татьяны и Евгения из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (см приложение), попытаемся определить, есть ли разница в чувствах влюбленности мужчины и женщины, какие ключевые фразы можно выделить из этих двух признаний (перед нами не стоит задача полноценного анализа – нужен только эмоциональный отклик, личное восприятие на уровне замечаний, ощущений, понравившихся или показавшихся очень точными слов).
Примечание для ведущего. Пушкин создает эти два письма зеркально – они повторяют друг друга и по форме, и отчасти по содержанию: герои одинаково определяют суть своего чувства – не только испытывать потребность видеть, слышать любимого, но и абсолютное признание его власти, однако это не рабство, а доверие:
Татьяна
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
Онегин
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Совершенно иначе13 эту тему можно раскрыть на материале мультфильма «Шрек». В этой сказке раскрывается очень важная мысль о любви, скрытая в метафоре уродства Шрека и принцессы Фионы, знакомая нам по занятию о красоте. Попробуйте сформулировать, о чем хотели сказать создатели мультфильма, сделав красавицу Фиону, похожей на Шрека? Что изменилось в таком знакомом сюжете о Красавице и Чудовище? А как это помогает понять, что такое настоящая любовь?
Произведения В.Шекспира позволяют поговорить о любви и как о гибельной страсти, и как о чувстве, которое дарит покой, гармонию14.
«Ромео и Джульетта» - цена за любовь может быть очень высокой - смерть. Принято считать, что это произведение о том, как любовь Ромео и Джульетты помирила два враждующих рода Можно говорить и о том, что эта вражда убила влюбленных, а можно и о том, что такое чувство, настолько сильное, пламенное, может привести к тому, что выход из него – только в смерти, т.к. на земле, среди обычной жизни нет места такому пламени.
«Укрощение строптивой» - Катарина и Петруччо просто созданы друг для друга, но как непрост их путь к согласию и любви. Можно ли «перевоспитать» строптивую девицу? Можно ли научить любить? Мы уже говорили на предыдущих занятиях о том, что строптивость, вызывающая манера поведения – это чаще всего маска, которая помогает защищаться. Если защита не нужна, то и строптивой быть не обязательно.
Финал. Свободные ответы: что такое любовь для человека? Нужна ли она ему? Как проявляется любовь в поступках, в настроении?
Можно провести в виде игры-эстафеты: все участники садятся в круг и передавая друг другу какой-нибудь предмет, дают свой ответ на предложенные вопросы.
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков