logo
ГЕНДЕР целиком

Пояснительная записка

Особенности подросткового возраста. Актуальность полового и гендерного образования и воспитания подростков определяют особенности сексуального, психического и социального развития в данном возрасте. Возраст 11-12 – 15-16 лет характеризуется началом полового созревания, сменой значимого окружения (для подростка семья становится менее важным фактором социализации, чем сверстники и значимые взрослые, которых он сам для себя выбирает), активным формированием половой и гендерной идентичности.

Володь, пожалуйста, поменяй дизайн. Можно сделать просто в ч/б рамочках, но чтобы сохранился и текст, и портрет.

Актуальность полового и гендерного воспитания и образования. С 90-х годов прошлого столетия в российском обществе произошли коренные изменения. При переходе к рыночным отношениям появилось множество новых правил поведения женщин и мужчин (снятие табу с темы секса и сексуальных отношений; гражданские браки; двухкарьерные семьи с отложенным родительством; домохозяйки; женщины, ориентированные на карьеру; гостевые браки и др.) На смену безграмотности и ханжеству в вопросах сексуальной жизни, жесткому порядку патриархальных полоролевых отношений в социуме пришла ситуация неопределенности, многовариантности и неустойчивости половых и гендерных ролей.

В то же время в сфере образования и воспитания подростков государство не сформулировало социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к разнообразию новых моделей и систем социо-половых отношений. Отсутствие четкой установки до сих пор затрудняет процесс разработки системы полового и гендерного воспитания подростков. Однако поколения воспитанников сменяют друг друга. Не находя ответов на насущные вопросы, касающиеся половой и гендерной идентификации, подростки ориентируются либо на традиционные, порой патриархальные постулаты, транслируемые семьей, либо на субкультурные, транслируемые неконтролируемым социумом и подростковой средой.

Попыткой предложить педагогам и психологам, работающим с подростками, целостную, основанную на научных знаниях и классических произведениях искусства, программу полового и гендерного воспитания, явилось создание программы «Он. Она». Программа была апробирована на протяжении 2007-2010 гг. в различных образовательных и социальных учреждениях г.Москвы: школах, интернатных учреждениях, центрах социальной помощи семье и детям, социальных приютах и показала свою результативность. Программу, как основу для бесед с собственными детьми-подростками, использовали многие родители. Также программа прошла апробацию в коррекционных образовательных учреждениях VII и VIII вида.

Системный подход. Половое и гендерное воспитание и образование подростков в учреждении должно носить системный характер. В идеальном варианте – это:

1.Выбор единой стратегии учреждения (создание концепции полового и / или гендерного воспитания и образования в учреждении)

2.Разработка плана мероприятий на год, в том числе включение в учебно-воспитательный план специальных занятий для воспитанников, привлечение специалистов и родителей для участия в серии тематических встреч, разовые акции, выезды и т.д.

3.Структурные изменения в учреждении (помещение, педагогический коллектив, режим и т.д.) и содержательные изменения в образовательных и воспитательных программах с целью перехода от патриархального полоролевого к эгалитарному мировоззрению.

4.Обучение педагогического коллектива и персонала основам знаний в сфере пола и гендера с позиций эгалитарного мировоззрения, а также методам работы с воспитанниками разного возраста, включая индивидуальные и коллективные методы работы.

5.Занятия с воспитанниками по специальным программам. Разработка и апробация новых программ, способствующих успешной социализации воспитанников, например, подготовка к будущей самостоятельной семейной жизни – успешному супружеству и родительству; экономическая подготовка к самостоятельному жизнеустройству; этикет; дизайн своего дома; здоровьесберегающие программы и т.д.

Структура программы «Он. Она». Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый блок программы, который называется «Про это», посвящен половому воспитанию и образованию подростков с целью формирования установок и навыков здорового отношения к репродуктивной сфере человека. Занятия первого блока нацелены на знакомство с анатомией и физиологией репродуктивной сферы своего пола, формирование позитивной половой идентичности. Занятия для подростков разного пола проходят раздельно и различаются содержательно. Важно, чтобы подростки получили научные знания, поданные адекватно их возрасту. Основные постулаты полового воспитания: «Просвещение. Целомудрие. Сублимация». Важно создать такую образовательно-воспитательную среду для подростков, чтобы их сексуальная энергия была сублимирована, то есть перенаправлена, в сферу самореализации в общении, творчестве, учебе, социально-значимой деятельности, спорте и т.д.

Занятия второго блока, который называется «Разные, но равноправные», знакомят подростков с понятием гендер, способствуют позитивному принятию своего пола и гендера, а также формирует навыки коммуникаций с представителями своего и противоположного пола. Занятия проходят совместно для мальчиков и девочек. Здесь важно создать позитивный образ мужчины и женщины, чтобы помочь подросткам завершить свою гендерную идентификацию на основании принадлежности к тому или другому биологическому полу. «Я родился мужчиной. Я могу действовать как мужчина, выглядеть как мужчина. И мне это нравится». На занятиях второго блока подростки осваивают традиционные гендерные степеотипы, учатся себя вести соответственно своему гендеру. Однако, с ними проговаривается, что границы деления на мужское и женское в социальном плане в последнее время становятся все более прозрачными. Основным лейтмотивом занятий является идея равноценности и равноправия полов, уважительное и толерантное отношение к противоположному полу и гендеру. Почти все беседы и упражнения второго блока нацелены на социальные коммуникации подростков в их актуальном настоящем.

Материал третьего блока, который называется «Давай познакомимся!», во многом нацелен на будущее подростков. Он насыщен примерами из мировой художественной литературы, искусства кино и мультипликации. На занятиях ведущий учит подростков анализировать всевозможные проявления различных социальных ролей: детей, родителей, руководителей и т.д. Дискуссии и практикумы третьего блока позволят подросткам расширить репертуар собственных гендерных ролей с позиций эгалитарного мировоззрения1.

Организация занятий. Занятия проходят в группе сверстников, иногда раздельно для девочек и мальчиков, иногда совместно. Ведущим может быть педагог, психолог, социальный педагог, медицинский работник, который имеет опыт ведения занятий в подростковых группах. Форма занятий – тренинг с элементами беседы. Желательно, чтобы в группе было не более 15 воспитанников. Режим занятия – один или два раза в неделю по 1-1,5 часа. Из оборудования потребуется магнитофон, DVD-проигрыватель, доска с мелом, канцелярия (бумага, карандаши, ножницы, клей). К некоторым занятиям ведущему нужно будет приготовить репродукции или фотографии на бумаге. На занятиях первого блока необходим атлас анатомии человека.

Для выяснения результативности проведенных занятий, ведущий может воспользоваться предложенной авторами диагностики, которая проводится до и после проведения всех тем (см. Приложение 5).

Немного теории для ведущего. Остановимся на трех словах, присутствующих в русском языке: пол, секс, гендер.

Пол человека – широкое понятие, использующееся при разделении на мужское и женское по различным основаниям. Например: биологический пол – роль в процессе размножения (репродукции); социальный пол (или гендер) – роли в обществе, предписанные мужчинам и женщинам этим обществом; паспортный (или гражданский) пол – характеристика человека, закреплённая документом, удостоверяющим личность (паспортом), обычно определённая при рождении, но может изменяться, например, при процедуре смены пола у транссексуалов; психический пол (или гендерная идентичность) – принадлежность к мужчинам либо женщинам по ощущениям самого человека; пол воспитания - пол, в соответствии с которым воспитывается ребёнок; генетический пол, или хромосомный пол — зависит от набора половых хромосом: XY у мужчин, XX у женщин; гонадный пол, или пол гонад, пол половых желёз — яички либо яичник; внутренний генитальный пол, или пол внутренних половых органов — простата и семенные пузырьки либо матка и маточные трубы; наружный генитальный пол, или пол наружных половых органов — пенис и мошонка либо клитор, влагалище и половые губы; гормональный пол — преобладание в крови определённого вида половых гормонов: андрогенов (мужских) либо эстрогенов (женских); пол вторичных половых признаков — оволосение по мужскому или женскому типу, наличие или отсутствие развитых молочных желёз, голос, строение скелета, распределение подкожной жировой прослойки и др. Развитие вторичных половых признаков определяется как уровнем половых гормонов, так и расовыми, иными генетическими особенностями, характеристиками внешней среды.

Секс (англ. sex, фр. sexe, лат. sexus — пол) — деятельность человека с целью получить совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения или желания продолжить род. Секс может быть средством: размножения, проявления любви, общения, установления интимной близости между партнёрами, получения физического удовольствия (оргазм), улучшения физического и эмоционального состояния, религиозной или мистической практики, получения дохода (проституция). В ряде случаев секс может быть вынужденным (изнасилование), а также являться способом передачи венерических болезней.

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») - социальные и личностные характеристики мужчин и женщин, определяющие их различия и различия в полоролевом поведении в конкретном обществе. Гендерные характеристики мужчин и женщин, не связанные напрямую с действием биологических факторов.

Гендерная идентичность – отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю этого пола, ведущее к освоению соответствующих форм поведения и формированию личностных характеристик. В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе.

Андрогинность - явление, при котором человек проявляет одновременно (не обязательно в равной степени) и женские, и мужские качества; психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно и по шкале маскулинности (уподоблению мужчине), и по шкале феминности (уподобление женщине); андрогинность во внешнем виде является сочетанием мужских и женских признаков.

Половое образование и воспитание – просвещение воспитанников в сфере репродукции человека с целью формирования установок на здоровье (свое, партнера и будущих детей) в психосексуальной сфере и навыков безопасного поведения (опасности: ВИЧ, ЗППП, ранний аборт, раннее родительство, гомосексуальная установка, жертва сексуального насилия, жертва сексуальной эксплуатации и т.д.).

Полоролевой подход к гендеру: биологическая принадлежность к мужчинам или женщинам однозначно определяет формирование личности и поведенческих стетеотипов.

Гендерный подход: биологические различия не являются определяющими для формирования психологических и социальных характеристик мужчин и женщин.

Эгалитарная семья - тип семьи, члены которой равны и имеют одинаковые привилегии, права и обязанности.

Блок I. Половое воспитание и образование подростков

«Про это»

Физиком и математиком быть не всем, а вот мужем и женой, отцом и матерью – всем. Вот почему половое воспитание является если не главенствующим, то очень важным в общем воспитании детей и подростков.

(А. С. Макаренко)