Девочки
Приветствие. В качестве игры-приветствия можно предложить сидящим в кругу девушкам назвать что-то очень красивое (предмет, явление, человека или что-то еще). Ответы можно записать на доске или на большом листе бумаги.
Материал для обсуждения. В первую очередь нужно затронуть тему субъективности представлений о красоте, а также о том, что красота – это не только дар, но и бремя, а иногда и источник отрицательного восприятия мира, причина преступления.
Опираясь на получившийся список красивых вещей, начинаем разговор о сложном восприятии прекрасного.
Вопросы к группе.
Как вы объясните то, что каждая из вас назвала что-то свое?
Должно ли быть у людей одинаковое представление о прекрасном?
Как вы понимаете слово «гармония»? Идеал красоты?
Работа с иллюстрационным материалом в альбоме
На иллюстрации к этой теме изображены две женские фигуры, обе они по-своему привлекательны. У каждого человека есть своя красота. Чем она определяется? (Возрастом, характером, темпераментом, кругом общения и родом деятельности). Давайте придумаем, кого бы еще мог изобразить художник на этой картинке, чтобы показать, что красивыми, привлекательными могут быть самые разные люди.
В качестве продолжения данной темы можно провести провокационную игру7 - предложить участникам занятия ответить на вопрос:
Какая одежда вас раздражает? Бывает ли так, что чей-то внешний вид вызывает у вас сильные отрицательные эмоции? Можете ли вы объяснить, почему? А как вы думаете, зачем человеку нужно одеваться вызывающе?
Обсуждая ответы на эти вопросы, важно подвести подростков к мысли о том, что одежда – это тоже способ коммуникации (общения), а значит, с ее помощью мы выстраиваем определенный канал общения: то, как нас воспринимают, зависит и от того, как мы одеты, с одной стороны, а с другой – способность понять другого человека, найти с ним общий язык, быть готовым принять другую точку зрения проявляется и в терпимости к внешнему виду собеседника.
Может ли красота быть злой? Для ответа на этот вопрос обращаемся к сюжетам сказок «Белоснежка» и/или «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Работу можно построить как на просмотре мультфильма, так и на чтении//пересказе сказки (одной или двух – по выбору педагога и возможностям группы). Важно отметить, что данный сюжет (о ревности к чужой красоте) – вечный, т.е. многократно повторялся в самых разных сказках самых народов мира).
Вопросы для обсуждения в группе:
А как зеркальце определяло, кто прекрасней?
Не будь царица-мачеха столь красива сама, стала бы она ненавидеть свою падчерицу именно за красоту?
А в нашей жизни возможны преступления из-за красоты?
Как бы вы охарактеризовали красоту царицы и красоту царевны? (злая красота и добрая)
Назовите еще литературных персонажей, которым свойственна «злая» красота? (Снежная королева, например). Ее еще называют «холодная».
А можете вспомнить добрых красавиц?
Продолжением разговора о красоте должен стать переход от обсуждения понятий «злая» красота и «добрая» к антитезе красота – уродство, красота – духовность. Беседу можно построить на небольшом фрагменте из сказки Андерсена «Дикие лебеди»:
Но вот Элизе минуло пятнадцать лет, и ее отправили домой8. Увидав, какая она хорошенькая, королева разгневалась и возненавидела падчерицу. Она с удовольствием превратила бы ее в дикого лебедя, да нельзя было сделать этого сейчас же, потому что король хотел видеть свою дочь.
И вот рано утром королева пошла в мраморную, всю убранную чудными коврами и мягкими подушками купальню, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой:
— Сядь Элизе на голову, когда она войдет в купальню; пусть она станет такою же тупой и ленивой, как ты! А ты сядь ей на лоб! — сказала она другой. — Пусть Элиза будет такой же безобразной, как ты, и отец не узнает ее! Ты же ляг ей на сердце! — шепнула королева третьей жабе. — Пусть она станет злонравной и мучится от этого!
Затем она спустила жаб в прозрачную воду, и вода сейчас же вся позеленела. Позвав Элизу, королева раздела ее и велела ей войти в воду. Элиза послушалась, и одна жаба села ей на темя, другая на лоб, а третья на грудь; но Элиза даже не заметила этого, и, как только вышла из воды, по воде поплыли три красных мака. Если бы жабы не были отравлены поцелуем ведьмы, они превратились бы, полежав у Элизы на голове и на сердце, в красные розы; девушка была так набожна и невинна, что колдовство никак не могло подействовать на нее.
Вопросы к группе.
И Элиза, и ее мачеха красивы, но всякая ли красота приносит счастье?
Только ли внешне красивые люди по-настоящему красивы?
Как вы понимаете «набожна и невинна»?
Красавица и чудовище. Сюжет о взаимоотношениях прекрасной девушки и уродливого, страшного персонажа воплощен во многих и многих произведениях: Аленький цветочек, Красавица и чудовище и т.д.
Вспоминая сюжеты сказок вместе, постепенно приходим к выводу о том, что Красавица – это не столько характеристика внешней красоты, сколько определение внутреннего мира: такт, честность, порядочность и доброе сердце – вот что делает этих героинь красивыми.
Отдельный разговор можно посвятить обсуждению очень красивого мюзикла, где тема внешнего уродства и внутренней красоты получила особенно яркое воплощение – «Ноттердам де Пари». После просмотра мюзикла (обязательно нужно прочитать/ рассказать сюжет, см либретто – приложение 5) можно обсудить отношение Эсмеральды к трем в нее влюбленным мужчинам (Квазимодо, Феб и Фролло):
Как отнеслись к красоте Эсмеральды герои?
Почему Эсмеральда сначала предпочла Феба?
Почему отвергла любовь Фролло?
Каково ее отношение к Квазимодо?
В чем символический смысл того, что в прекрасную Эсмеральду влюбляются сразу трое, но настоящая любовь оказывается по силам только уродцу Квазимодо?
Подводя итоги разговора о красоте, нужно вернуться к сделанной в самом начале занятия записи: еще раз перечитывая список красивых вещей, обратить внимание девочек на то, что «красивое» - это эстетическое восприятие мира, которое создает ощущение гармонии, радости счастья от общения с ним. Можно закончить занятие рассказом каждой из участниц занятия о том, как она представляет себе красоту, что такое для каждой из участниц разговора «чувство гармонии» (когда оно возникает, что его может вызвать, насколько оно ценно). При благоприятном настрое группы можно помочь друг другу найти свою «изюминку»: научиться уважительно относиться к самым разным стилям одежды и способам самовыражения. В этом случае важно обратить внимание девушек на то, что любая внешность (скромная или привлекающая к себе внимание, эпатажная, «правильная» и т.д.) требует от ее «владельца» не только опрятности, но и соответствия внутреннего и внешнего, соответствия ситуации.
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков