Мальчики
Начало. Предлагаем начать разговор о красоте с небольшой игры: каждый из участников представит своё представление о прекрасном: назовет то, чем привык любоваться, расскажет об очень красивом предмете, человеке. Ведущий старается записать ответы юношей на большой лист бумаги, который откладывается до конца занятия.
Вступительное слово. Красота – это великий дар, но ограничивается ли он лишь внешними данными? Что значит для человека быть красивым? Известно ли вам что такое «нарцисс»? А знаете ли вы о происхождении этого названия?
Легенда о Нарциссе.
Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, Нарцисс отверг ее страсть. От горя Эхо высохла, так что от нее остался только голос. Отвергнутые Нарциссом женщины потребовали наказать его. Богиня правосудия Немесида вняла их мольбам. Однажды, возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутненный источник и, увидев в воде свое отражение, влюбился в него. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. На месте его гибели вырос цветок, названный нарциссом. (Подробнее об этом см приложение 6)
Разговор о Нарциссе сразу настраивает на то, что красота – это скорее не внешние данные, а особенность воспринимать себя и окружающий мир.
Так ли уж привлекательны красавцы? Жил когда-то давно во Франции драматург и поэт Сирано де Бержерак. Имя Сирано стало нарицательным для обозначения истинного гасконца — поэта и дуэлянта. Вокруг Сирано де Бержерака бытует легенда, что являясь отчаянным дуэлянтом, он так ни разу не был побежден, существует также миф, что он однажды выиграл бой с сотней противников, что также получило своё отражение в пьесе Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Однако история о Сирано не была столь интересной (она была много раз экранизирована, ставится на многих сценах мира, а сыграть роль Сирано де Бержерака – мечта многих и многих актеров), если бы не сюжет о печальной любви острослова Сирано к его кузине Роксане. Наделенный довольно комичной внешностью, Сирано полюбил свою красавицу-кузину, но не верил в возможность ответной любви, а потому «подарил» свои слова, свои стихи, свое умение любить красавцу Кристиану. Послушайте, что из этого вышло и подумайте вот о чем:
Как Роксана, рассказывая Сирано о Кристиане, говоря о своей любви «к нему» признается в любви к стихам. Она несколько раз повторяет «гений»… Как могло так получиться, что девушка, умея ценить настоящий талант, ум, богатый внутренний мир, влюбилась в глупого красавца? Значит все-таки важнее внешняя красота?
А можно ли предположить, что поведение самого Сирано не позволяло Роксане полюбить его? Его собственное убеждение в том, что полюбить можно только красивого? Чему учит де Бержерака история с Кристианом?
Почему красавицы влюблялись в чудовищ?
Но известны и совершенно иные истории, когда прекрасные девушки дарили свою любовь уж совсем не красивым … Или красивым? Просто красавицы понимали, что не внешность делает человека красивым?
Об этом написаны сказки «Аленький цветочек» и «Красавица и чудовище», эта тема присутствует и в сказке про Щелкунчика – его, страшного щелкуна, полюбила девушка Мари. Все чудовища оказываются впоследствии прекрасными юношами, но спасение от злых чар – в истинной любви, которая рождается не от красоты внешней, а от красоты внутренней. Давайте попробуем сами рассказать волшебную историю о том, как девушка полюбила заколдованного принца – как она смогла распознать в чудовище того, кого ей суждено полюбить?
Конечно, волшебные превращения возможны лишь в сказках. В жизни не все истории заканчиваются счастливо. О таком вот печальном сюжете рассказывает Виктор Гюго в своем романе «Собор парижской богоматери», а вслед за ним и композитор Ричард Коччанте и автор либретто Люк Пламондон, создавшие мюзикл «Нотр-Дам де Пари». О героях этого произведения мы с вами и поговорим.
Посмотрите мюзикл (до просмотра мюзикла обязательно нужно познакомить с сюжетом, либретто - см приложение 5).
Вопросы для обсуждения:
Как отнеслись к красоте Эсмеральды Квазимодо, Феб и Фролло?
Почему Эсмеральда предпочла Феба?
Почему отвергла любовь Фролло?
Каково ее отношение к Квазимодо?
Чем отличаются чувства влюбленных в Эсмеральду мужчин?
Согласны ли вы с мыслью о том, что только Квазимодо любил Эсмеральду по-настоящему?
Имидж мужчины.
Разговор о красоте с мужчиной – это очень непростая вещь. Стереотипное представление: мужчина «должен быть могуч, вонюч и волосат» или «не страшнее черта уже красавец», говорит о том, что забота о внешности – это не мужское дело. Однако на самом деле все мы хотим видеть друг друга (и женщин и мужчин) ухоженными, опрятными и красивыми.
Трудно быть по-настоящему приятным человеком, если твоя внешность, твои манеры, твоя одежда вызывают неприятные ощущения окружающих. Как же сделать себя привлекательным? Нельзя же изменить свою внешность. Можно?
Мужская красота – это не обязательно прекрасные черты лица или шикарная, яркая одежда. Есть такие понятия «мужественность», «брутальность», которые характеризуют именно привлекательную мужскую внешность.
Обсуждение различных типажей мужской внешности, таких, как «мачо», «сладкий мальчик», «герой-любовник», «благородный рыцарь», «отец семейства», «интеллигент» и т.д. с точки зрения внешности - понятие имиджа. Для опоры в данном случае можно использовать образы героев романа А.Дюма «Три мушкетера» - Атоса, Патроса, Арамиса и д`Артаньяна (все они по-своему привлекательны), а также самые разные доступные фотографии (из модных журналов, каталогов продукции фирм-производителей современной одежды, косметики). Отдельное внимание стоит уделить вопросам гигиены, парфюмерии для мужчин, стилистики мужских причесок. Важно дать понять юношам, что внешность – это отражение внутреннего мира. Яркий, экстравагантный человек гармонично смотрится в даже очень привлекающей внимание одежде, но не стоит вычурно одеваться только лишь для того, чтобы привлечь внимание. Также желательно высказать уважительное отношение взрослого к юношеским увлечениям (пирсинг, тату, дреды и т.д.), к совершенно естественному стремлению выделиться, привлечь внимание. Есть ли разница в понятиях «привлекательный» и «привлекающий внимание»?
Финал.
Возвращаясь к записям, сделанным в начале занятия, еще раз поговорим о том, что понятие «красота» отражает эстетическое восприятие мира, связанное с ощущением удовольствия, радости счастья от общения с ним. На иллюстрации в рабочей тетради к этой теме изображены две мужские фигуры, обе они по-своему привлекательны. У каждого человека есть своя красота. Чем она определяется? (Возрастом, характером, темпераментом, кругом общения и родом деятельности). Давайте придумаем, кого бы еще мог изобразить художник на этой картинке, чтобы показать, что красивыми, привлекательными могут быть самые разные люди.
В качестве продолжения данной темы можно провести провокационную игру9 - предложить участникам занятия ответить на вопрос:
Какая одежда вас раздражает? Бывает ли так, что чей-то внешний вид вызывает у вас сильные отрицательные эмоции? Можете ли вы объяснить, почему? А как вы думаете, зачем человеку нужно одеваться вызывающе?
Обсуждая ответы на эти вопросы, важно подвести подростков к мысли о том, что одежда – это тоже способ коммуникации (общения), а значит, с ее помощью мы выстраиваем определенный канал общения: то, как нас воспринимают, зависит и от того, как мы одеты, с одной стороны, а с другой – способность понять другого человека, найти с ним общий язык, быть готовым принять другую точку зрения проявляется и в терпимости к внешнему виду собеседника.
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков