1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
Оборудование: множество репродукций картин и фотографий с изображениями мужчин и женщин, юношей и девушек, мальчиков и девочек разных времен и народов.
Слова ведущего: Мир людей состоит из мужчин и женщин. Мы, несомненно, различаемся биологически – у нас разная анатомия, разная физиология и разные биологические задачи: мужчина становится отцом, а женщина – матерью их общего ребенка. Но между мужчинами и женщинами имеются не только репродуктивные различия. Я говорю о различных ролях, которые играют представители обоих полов в человеческом обществе. Эти роли не имеют прямой связи с биологическими различиями полов, они более связаны с представлениями данного общества о том, какому из полов больше подходит эта роль. Например, в некоторых первобытных племенах на охоту ходят только мужчины, и роль охотника – мужская. А в других племенах охотой и рыбной ловлей занимаются только женщины, и роль охотника – женская. В традиционной европейской культуре женщина после рождения ребенка оставалась его кормилицей и воспитательницей. Она, более чем отец, выполняла родительскую роль для ребенка-младенца. В современной европейской культуре часто бывает так, что за новорожденным присматривает его отец, в то время как мать зарабатывает деньги. Здесь роль главного родителя, воспитателя делегируется отцу. В одни времена в европейской культуре мужчины больше украшали себя нарядами, прическами, драгоценностями, и роль красавцев и модников принадлежала мужчинам. В другие времена было все наоборот, и роль красавиц и модниц принадлежала больше женщинам.
Ведущий предлагает воспитанникам рассмотреть репродукции и фотографии мужчин и женщин и проанализировать их с точки зрения ролей, присущих этим людям.
Слова ведущего: Ребята, как вы понимаете, что такое мужественность и женственность? Как данные представления менялись с веками?
Исторический взгляд на мужественность. В древнем обществе мужество сводилось к смелости, храбрости и отваге — к умению защитить семью или племя от врагов и принести добычу. Мужественный человек обычно был высок, мускулист и физически крепок.
Существенный перелом во взгляде на сущность мужества произошёл в эпоху Барокко, когда изначальный смысл мужества оказался скорректированным такими мужскими качествами как галантность и элегантность сконцентрированные в образах джентльмена и денди (хотя существует версия, что содержание этих гендерных стереотипов сформировалось в образе рыцаря).
В эпоху капитализма мужество акцентируется в солидности и респектабельности — в умении зарабатывать деньги и обеспечивать близких, это также включает в себя элегантность — умение следить за собой. Кинематограф рисует образы идеальных мужчин — борцов за справедливость с развитыми волевыми (квадратными) подбородками. Принято также подчёркивать сексуальную силу в образах плейбоя и мачо, хотя аналогичное содержание вкладывается и в негативный образ мужчины: Казанова, Дон Жуан и бабник.
В России с давних пор сохраняется образ «мужика» — как «мастера золотые руки», надёжного, трудолюбивого и «не валяющегося на диване», способного обеспечить себя и близких. Вместе с тем образ идеального мужчины противоречив — нередко утверждается, что он «бьёт, пьёт и изменяет» (см. выше образ «плейбоя» в западной культуре).
Исторический взгляд на женственность. В древности женщина ценилась как мать и хранительница домашнего очага. От неё требовалось здоровье, ласковость к детям и домовитость. Позднее в философии феминизма это было обозначено как патриархальный образ репродуктивной машины и домохозяйки.
В Библии проводится идея женщины как помощницы и утешительницы мужа (Ева), а также как матери (Мария). Вместе с тем развит образ блудниц.
В Средневековье культивировался негативный образ женщины как ведьмы. Трактат «Молот ведьм» утверждает, что женщинам свойственно плакать, ткать и обманывать.
В эпоху Барокко, на основе развития образа Прекрасной Дамы из позднесредневековой куртуазной субкультуры сформировался образ Леди — элегантной, благородной и целомудренной женщины.
В стилях нуар и ар деко культивируется образ роковой женщины красивой, сексуальной, циничной и в меру развратной, но в совершенстве владеющей искусством флирта, которая кружит голову мужчинам. Примером роковой женщины является Мата Хари.
Готическая лолита - в современной культуре женственность - часто отождествляется с инфантильностью: наивностью и непосредственностью.
Ведущий просит воспитанников дать свои определения мужественности и женственности.
Слова ведущего: Каждые родители и общество в целом воспитывают детей такими, какими им необходимо быть, чтобы жить в данном обществе. Поэтому с раннего детства детям предписывается быть такими мальчиками и девочками, а затем юношами и девушками, какими требует от них именно это общество. Когда они вырастают и становятся мужчинами и женщинами, общество продолжает требовать от них соответствия тем образцам (стереотипам), которые приняты здесь и сейчас. Так получается, что человек определенного пола усваивает и осваивает те социальные роли, которые предписаны его принадлежностью к данному полу. Родился мальчиком – веди себя как будущий мужчина. Родилась девочкой – веди себя как будущая женщина. Мужчины и женщины, которые не хотят вступать в конфликт с нормами общества, всегда ведут себя так, как принято в данном обществе. Если ты мужчина, а в твоем обществе принято ходить на охоту женщинам, то на охоту не ходи, возделывай грядки, как все остальные мужчины. Если в обществе есть такие нормы, что представители одного из полов, в отличие от другого, должны зарабатывать больше или должны занимать более высокие посты в социальной иерархии, то, скорее всего, так и будет.
Ожидания общества распространяются не только на профессиональные и имущественные различия между мужчинами и женщинами, но и на личностные различия. Личностные характеристики – это качества характера человека, его цели и желания, его привычные способы поведения. Каждое общество ожидает от своих граждан, что и в личностном плане они будут соответствовать принятым в обществе нормам. Например, можно услышать, как говорят мальчику: «Не плачь, ты же мальчик», подразумевая, что такие личные качества, как повышенная чувствительность, ранимость, плаксивость не желательны для мальчика. Мальчик собирает силу воли в кулак, перестает плакать и вырастает в меру жестким мужчиной. А если не получается – вырастает неудачником, несостоявшимся человеком. Хотя в другом обществе он был бы принят как мягкий и ранимый, при этом вполне полноценный мужчина. Можно услышать, как говорят девочке: «Почему у тебя в комнате такой беспорядок, уберись, ты же девочка», подразумевая, что такие личные качества как неопрятность, несобранность, бесхозяйственность не желательны для девочки. Почему они желательны для мальчика? – это не риторический вопрос, и он имеет ответ: потому что в нашем обществе до недавнего времени женщины, как правило, должны были опекать мужчин и организовывать их быт. Девочка собирает силу воли в кулак, изменяет свои личностные качества и становится хорошей хозяйкой, хотя при этом может потерять такие черты, как спонтанность, безалаберность, креативность. Позволяя быть спонтанным, безалаберным, креативным своему супругу.
Вот мы и познакомились с новым для вас понятием – гендерные различия. Гендер – это социальные и личностные характеристики мужчин и женщин, определяющие их различия в конкретном обществе. Имеются ввиду характеристики мужчин и женщин, не связанные напрямую с действием биологических факторов.
Ведущий просит воспитанников дать свои определения понятию гендер.
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков