Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
Цель занятия: подвести воспитанников к мысли, что они сами могут стать создателями и властителями собственного мира, собственной семьи, того общества, в котором они будут созидать.
Рекомендации по проведению. Это последняя тема данного курса, а поэтому занятия по ней должны стать итогом, объединить в себе все важное и значимое, о чем говорилось ранее. Необходимо объединить в этом занятии материал бесед о социальном статусе, о гендерных ролях отца и матери, о великих тружениках и труженицах. Именно эти гендерные роли позволяют каждому человеку стать королем или королевой своего мира (профессионально, статусно в обществе или у себя в Доме).
Необходимые оборудование и материалы: доска, мел, бумага, карандаши, фломастеры, материал для коллажа (итоговое задание).
Материал для подготовки
Женские образы
Клеопатра (истории и легенды)
Екатерина II (биографическая справка)
Андерсен Г.-Х. Снежная королева.
Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др. повести
Мужские образы
Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»
Мифы Древней Греции и любые другие мифы о мироздании
Иван Грозный (ист. справка)
Петр I (ист.справка, легенды)
Шварц Е.Л. Пьесы; Сказки; Киносценарии. — СПб.: Кристалл, 2001. (Обыкновенное чудо – волшебник и король; Дракон и др.)
Толкин Дж.Р.Р. Хоббит, или Туда и Обратно. — СПб.: Северо-Запад, 1993.
образ пророка Моисея (можно по библейской легенде, можно по мультфильму)
Толстой Л.Н. Ассирийский царь Ассархадон»
Вход. На доске записаны все темы предыдущих занятий:
Дитя природы
Красота
Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
Личность и общество. Социальный статус
Отношение к труду
Дети: сын, дочь
Влюбленные и возлюбленные
Родители: отец, мать
Попытаемся начать это занятие с того, что совместными усилиями сформулируем некоторый итог курса: начиная последнюю беседу, важно определить, что все темы были направлены на решение одной задачи – мужчина и женщина в человеческом мире – это два начала, объединение которых рождает гармонию. Для этого нужно, чтобы каждым из нас было осознано то, какой гендерной сущностью наполнена.
Вопросы воспитанникам:
Что общего было во всех занятиях?
Что было наиболее важным, значимым для вас?
А было ли что-то непривычное или неприятное? Приходилось ли преодолевать какие-то трудности?
Каждому из нас хотелось бы сделать так, чтобы мир был совершенным, а задумывались ли вы о том, что представление о порядке и совершенстве у нас очень разные.
Какой мир создают властители? Зачем стремятся захватить власть над миром чародеи и колдуны? «Кощей Бессмертный», Андерсен Г.-Х. Снежная королева, Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др. повести
Легко ли быть властителем? Как вы понимаете выражение «быть Избранным»?
Например, на материале: Толкин Дж.Р.Р. Хоббит, или Туда и Обратно.
образ пророка Моисея (можно по библейской легенде, можно по мультфильму)
Для полноценного развертывания темы следует обратиться к образам исторических личностей – императоров, цариц, чтобы показать
- сложность, неоднозначность власти
- испытание властью
- различие мужской и женской власти
Властители мужчины: Иван Грозный, Петр I, Шварц Е.Л. Пьесы «Обыкновенное чудо» – волшебник и король; «Дракон».
Властители женщины: Клеопатра, Екатерина II и др.
А что самое главное для властителя? - Быть готовым нести ответственность за все происходящее в твоем государстве (мире, доме)
Можно ли быть хорошим властителем? Как?
Послушайте небольшой рассказ Льва Николаевича Толстого «Ассирийский царь Ассархадон» и постарайтесь понять, как писатель ответил, в чем секрет создателя своего мира.
«…Жизнь одна во всем, и в тебе только часть этой одной жизни. И ты властен только в этой одной части жизни, в себе. Только в себе ты можешь улучшить или ухудшить, увеличить или уменьшить жизнь. Улучшить жизнь в себе ты можешь тем, что будешь забывать себя, а жить жизнью других существ, будешь любить их.
(…)»
Итог.
Можно ли стать создателем собственного мира? Быть справедливым и добрым хозяином или хозяйкой своего дома, с радостью нести ответственность за своих близких, уметь дарить радость людям и получать от этого удовольствие – понимание собственной способности делать мир лучше, добрее.
Мини-эссе. А как мы устраиваем свой мир?
Или – создание коллажа «Мой мир».
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков