4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
Слова ведущего: В разных культурах, у разных народов, в разные времена были разные способы выражения своего отношения к противоположному полу. У нас, как и у других европейцев, культурные люди пользуются правилами этикета. Правила этикета принимаются обществом для того, чтобы взаимодействие было наиболее эффективным и приятным. Например, в культурном европейском обществе принято быть вежливыми: использовать вежливые слова при встрече и прощании, при просьбе и извинении и т.д. Точно также есть культура взаимодействия между полами, между мужчиной и женщиной. Женщина более нежная, мужчина более сильный. Женщине нужна защита, мужчине важно ее внимание. И тем и другим нужно правильно общаться.
Приведите примеры проявления этикета между мужчинами и женщинами? (Ответы подростков: …). Например, как вы считаете, если мы заходим в помещение, мужчина пропускает женщину? Выходя из транспорта, мужчина подает женщине руку? Помогает надеть пальто? Ухаживает за столом? А что делает женщина при этом? Она принимает его внимание и с благодарностью относится.
Поскольку это очень волнительно, для обоих это сложно. Мальчикам сложно проявить себя (правильно себя повести), а девочкам сложно правильно отреагировать. Одни мальчики не понимают, насколько такое поведение важно. Другие мальчики стесняются проявить себя, они думают, что будут выглядеть глупо. Как будто бы он принизит себя, если проявит знак внимания девочке. Одни девочки не замечают или не предают этому значения. Другие девочки боятся принять внимание (комплемент, ухаживание), стараются все сделать сами. И то и другое препятствует их полноценному общению.
Именно поэтому мы сейчас будем упражняться в этих непростых навыках. Мальчики будут учиться себя вести как джентльмены – настоящие мужчины, а девочки будут учиться себя вести как леди – настоящие барышни.
Воспитанники с помощью ведущего разыгрывают ситуации:
- Мальчик пропускает девочку в дверях. Девочка уверенно проходит и благодарит (словом «Спасибо», кивком, взглядом).
- Девочка выходит из троллейбуса, мальчик подает ей руку. Девочка уверенно опирается на его руку и благодарит.
- Мальчик приглашает девочку на танец, танцует 1 раунд, а затем отводит ее на место и благодарит (словом «Спасибо» и кивком головы). Девочка принимает приглашение, танцует и отвечает на благодарность.
- Девочка приглашает мальчика на «белый» танец. Мальчик принимает приглашение, танцует 1 раунд, а затем отводит ее на место и благодарит за приглашение и танец.
- И т.д.
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков