1. Пояснения для ведущего
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») - социальные и личностные характеристики мужчин и женщин, определяющие их различия и различия в полоролевом поведении в конкретном обществе. Имеются ввиду гендерные характеристики мужчин и женщин, не связанные напрямую с действием биологических факторов.
Разделение мужчин и женщин по биологическим признакам однозначно и постоянно (оплодотворяет – значит мужчина, рожает – значит женщина). Разделение мужчин и женщин по личностным характеристикам (чертам характера, жизненным целям, привычным способам поведения и т.д.) и социальным характеристикам (профессиональной принадлежности, статусу в обществе, месту в социальной иерархии, зарплате и т.д.) однозначным и постоянным не является.
В разные времена в разных культурах у людей складываются свои стереотипные представления об образах мужчины и женщины. Эти представления, или даже убеждения, в каждом конкретном обществе распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенной и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и их поведения.
Гендерные стереотипы (стереотип от греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток») - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, какими личностными характеристиками должны обладать и как должны вести себя мужчины и женщины. В современной европейской культуре, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью.
Социальная роль – это набор ожидаемых образцов поведения от человека, наделенного конкретной ролью. Генедерные стереотипы в каждом обществе разделяют социальные роли на типично мужские и типично женские. Такой подход определяется как полоролевой.
Гендерная роль – набор ожидаемых образцов (норм) поведения для мужчин и женщин, диктуемых гендерными стереотипами данного общества. В традиционной европейской семье роли мужчины - хозяин, лидер, защитник. Роли женщины - воспитательница, кухарка. В профессиональной сфере, например, мы ожидаем, что воспитательницей в детском саду будет женщина, а пилотом военного самолета – мужчина.
Гендерные роли передаются через наблюдение ребенком за типичными формами поведения мужчин и женщин (спонтанный процесс: «Я буду как моя мама»), а также через воспитание (целенаправленный процесс: «Перестань реветь, ты же мальчик»). Взрослея, ребенок идентифицирует (определяет) себя как представителя либо мужского, либо женского пола и в своих представлениях и поведении отождествляет себя с людьми определенного пола.
Половая и гендерная идентичность – отождествление себя с определенным полом и гендером, отношение к себе как к представителю этого пола и гендера, ведущие к освоению соответствующих форм поведения и формированию личностных характеристик. В связи с половой и гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. Гендерная идентификация является процессом подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действие ролевой модели (мужской или женской).
Помочь подросткам в принятии своего пола и освоении гендерных ролей, существующих в нашем обществе, призваны занятия Блока II.
В наши дни, когда от мужчин не требуется быть физическими сильными (физический труд заменили механизмы), а от женщин не требуется быть единственными воспитателями детей (общество создало институт нянь, детских садов и школ), мужчины и женщины стали больше взаимодействовать как равноправные партнеры. В результате жесткий норматизм гендерных ролей (маскулинность – для мужчин, феминность – для женщин) уступил место явлению андрогинности.
Андрогинность — явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские и мужские качества; психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно и по шкалам маскулинности (уподоблению мужчине) и по фемининности (уподобление женщине); андрогинность во внешнем виде является сочетанием мужских и женских признаков.
Целями Блока II являются:
Принятие воспитанниками собственной половой и гендерной принадлежности.
Толерантное отношение воспитанников к противоположному полу и гендеру.
Формирование навыков культурного взаимодействия с представителями своего и проитвоположного пола и гендера.
Занятия проводятся как традиционный групповой тренинг.
Это предполагает: ведущий – педагог или психолог, количество участников – не более 10-15 человек, продолжительность одного занятия 1-1,5 часа, свободное пространство для занятия в кругу, тренинг в начале и в конце занятия. На первой встрече ведущий знакомит подростков с планом и целями, а также формой проведения занятий. Участники знакомятся между собой (при необходимости), формулируют правила группы. Также можно провести несколько игр на сплочение группы.
Каждую тему рекомендуется разбирать на протяжении нескольких встреч. Единственным условием авторов является сохранение единой структуры занятия: ритуал начала, содержательная часть, ритуал завершения.
Авторами, несомненно, приветствуется обогащение занятий упражнениями, содержательным материалом, играми и т.д. по усмотрению ведущего.
Содержания ритуалов занятий и разминок может меняться, но наличие их обязательно. Как пример можно рекомендовать следующее:
Ритуал начала: надевание бейджиков.
Цель ритуала. Символ начала занятия, запоминание имен друг друга, метафора фразы «Мы – представители разных полов: мужского и женского, но все мы - люди».
Оборудование. «Древо людей» с голубыми и розовыми бейджиками, где заранее написаны имена участников.
Ход ритуала. Перед началом занятия мальчики и девочки находят на «Древе людей» свой бейджик и надевают его.
Разминка: упражнение «Мяч по кругу».
Цель упражнения. Физическая разминка, сплочение, игровая метафора фразы «Мы разные, но мы вместе».
Оборудование. Мяч.
Ход упражнения. Мальчики и девочки встают в общий круг, вытягивают руки внутрь круга ладонями вверх. Ведущий предлагает им прокатить мяч несколько раз в одну и в другую стороны. Задача – не уронить мяч. Следующим этапом воспитанникам предлагается перевернуть ладони тыльной стороной и также прокатить мяч. Затем опустить левую руку и продолжать перекатывать мяч, используя только правую одну руку сначала ладонью вверх, а затем вниз. Последний этап – поменять руки, перекатывать мяч только на левой руке.
Ритуал завершения: снимание бейджиков.
Цель ритуала. Символ окончания занятия, метафора фразы «Мы – представители разных полов: мужского и женского, мы бываем заняты одним делом, но мы разные».
Оборудование. «Древо людей», голубые и розовые бейджики с именами учеников.
Ход ритуала. В конце занятия мальчики и девочки возвращают бейджики на «Древо людей», девочки в левом ряду, мальчики - в правом.
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков