Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
Цель. Данная тема очень актуальна для периода становления юношей и девушек. Правильное понимание роли доброты, мужества, силы и милосердия в жизни человека, значение этих качеств в гендерном самоопределении – это тот результат, к которому должны приблизиться участники занятий.
Рекомендации по проведению.
Данная тема предполагает возможность совместного занятия. Понимание того, что сила и мужество могут найти самое разное воплощение, уход от стереотипа мужчина – сильный, а женщина – слабая – такой разговор, ярче, интереснее пройдет в смешенной аудитории мальчиков и девочек. Но если ведущий по каким-то своим соображениям, считает необходимым продолжить раздельные беседы, то можно провести эту тему по гендерным группам, разделив материал для девочек и мальчиков.
Материалы и оборудование
Доска, мел или фломастеры и лист бумаги для опорных записей
Мяч
Телевизор и DVD проигрыватель для просмотра видео.
Материал для подготовки.
Г.-Х.Андерсен «Снежная королева», «Дикие лебеди»
Мультфильмы «Василиса Микулишна», «Алеша Попович»
Волшебное кольцо: Рус. нар. сказки: Из собрания А.Н.Афанасьева. — ( Никита Кожемяка; Кощей Бессмертный, Марья-Моревна).
Мультфильмы о Богатырях – «Василиса Микулишна»,
Сериал «Зена - королева воинов»
Основные понятия.
доброта, милосердие, мужество, сила
Начало работы: подросткам предлагается дополнить собственными ассоциациями понятия, раскрывающие тему предстоящего разговора:
доброта – жалость, любовь, забота, нежность, теплота, улыбка, радость, сердечность, мягкость
милосердие – сочувствие, сострадание, благодеяние, опека, помощь, умиление, доброжелательность, спасение
мужество – терпение, стойкость, отвага, героизм, самоотверженность, смелость
сила – мощь, власть, могущество, энергия, атлетизм, могущество, отвага, решительность, богатырь, спасение
В конце занятия можно будет вернуться к листам и попробовать их дополнить, обсудить изменения в ассоциативном ряду того или иного понятия.
Можно предложить более динамичное начало: поиграть в ассоциации на манер игры в съедобное - несъедобное. Ведущий бросает мяч со словом «доброта» - участник игры должен вернуть мячик со своей ассоциацией.
Вступительное слово.
Чем силен человек?
Нужна ли сила, чтобы быть добрым?
Мужество – это качество мужчин?
С этих вопросов начинается разговор о том, каким представляется нам идеальный мужчина и идеальная женщина. Традиционно мы считаем, что идеальный мужчина – это сильный, волевой, стойкий человек. Именно в этом и заключается понятие мужественность. Настоящая женщина – это доброта, спокойствие, слабость. Бытует в речи такое выражение «женская слабость», которая характеризует как женские капризы, так и умение женщины быть беззащитной, нуждающейся в заботе мужчины («сила женщины в ее слабости). А свойственная ли женщинам настоящая сила, мужество или стойкость, которые мы традиционно считаем чертами мужчин?
Работа с иллюстрационным материалом в рабочей тетради.
На картинках к этой теме изображены богатырь и девочка. Задание: придумать небольшую историю о том, что произошло с героями этих картинок: какие чувства испытывает сейчас богатырь? за какой поступок хрупкая девочка могла получить медаль за мужество?
Стойкость. Вспоминая истории Герды и Элизы из сказок Андерсена, рассуждаем о том, что настоящая сила женщины в ее умении быть целеустремленной и стойкой в своей потребности делать добро. В качестве мужской стойкости можно вспомнить о другом герое Андерсена – Стойком оловянном солдатике – образе непреклонного отношения к жизненным невзгодам, умении сохранить себя в любой ситуации.
Сила. Сильный человек – это в первую очередь очень спокойный и добрый человек. Сила дает превосходство над другими, а потому дарит возможность быть великодушным.
Найдите подтверждение этому утверждению в примерах из русских сказок и былин (сказка «Никита Кожемяка», «Кощей Бессмертный», былинные герои Илья Муромец или Добрыня Никитич). Важно подчеркнуть незлобливость, порядочность героев, наделенных силой, особенно стоит отметить такую черту былинных героев, как их патриотизм, готовность защищать слабого. Можно выделить богатырей-земледельцев – сила служит этим героям в первую очередь для мирного труда и лишь по необходимости применяется для ЗАЩИТЫ от врага. Важно отметить, что патриотизм в данном случае – это не абстрактная любовь к родной земле, а понимание личной ответственности за судьбы людей, нуждающихся в защите и помощи. Сила – это дар, который наделяет не только особыми возможностями, но и предполагает ярко выраженную гражданскую позицию. Неслучайно в сказках такое внимание уделяется тому, кто будет обладать волшебной силой. На героя, получившего в дар волшебную силу, возлагается обязанность следить за тем, чтобы волшебство, магия служили добру, а не злу.
Разговор и о том, как сила может быть злой (Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей разбойник или Тугарин Змей) и доброй (богатыри, герои сказок – Иван Быкович или Иван-царевич) поможет ответить на вопрос:
От чего зависит, какой станет сила у человека?
Сильная или слабая? Должна ли быть женщина сильной? Мы привыкли говорить о том, что сила женщины в ее слабости, но бывает и так: дана женщине великая сила – перестанет ли она от этого быть женщиной? Среди современных героинь мы выбрали Зену: воительницу времен Древней Греции, придуманную создателями сериала о Геракле, а впоследствии и сериала о ней самой.
После просмотра нескольких сюжетов о Зене можно поговорить о том, что женщина может быть очень сильной физически, но от этого она не перестает быть женщиной. Интересным может быть беседа, построенная на сопоставлении Зены и ее подруг Габби: всегда ли Зена оказывается сильнее своей подруги? Умение владеть оружием, ловкость и физическая сила – это черты мужчин, но не главное их качество.
Можно заменить этот материал на любой другой пример женщины, взявшей в руки оружие. Например, обсуждением мультипликационного фильма «Василиса Микулишна». Вопросы к мультфильму:
- почему Василисе пришлось переодеться в мужское платье?
- как удалось слабой женщине убедить почти всех в своей богатырской силе и ловкости?
- как вы думаете, счастливы ли Ставр и Василиса вместе? Как они дополняют друг друга?
А также чтением сказки «Марья-Моревна» - в первую очередь эта сказка примечательна тем, что героиня – Марья Моревна, прекрасная королевна – женщина-воин. Она сумела пленить и удерживать Кощея Бессмертного, а также победила три войска, шедших его вызволять. Еще раз можно обратить внимание подростков на образ Кощея Бессмертного – восстановившего в этой сказке свои силы водой – Кощей выпивает три ведра воды, что возвращает ему былое могущество.
Сила духа. Мужество и милосердие. Подводя итоги, попробуем вспомнить самые, казалось бы, обычные жизненные ситуации, когда человеку нужно быть сильным (прекрасно, если на приведенные ниже пункты ребята смогут найти свои, личные, примеры):
- преодоление трудностей
- оказание помощи
- преодоление себя
- защита дорогих и близких людей
- защита собственных идей и идеалов.
Связано ли мужество, проявление силы в данных ситуациях с милосердием?
Если в начале занятия был заполнен ассоциативный лист, то можно закончить занятие обсуждением записей на нем: связаны ли предложенные для обсуждения слова? Что общего у доброты и силы, у милосердия и мужества?
- Московский гуманитарный педагогический институт
- (Программа полового и гендерного воспитания подростков)
- Авторский коллектив:
- Художник – Мария Морейно
- Пояснительная записка
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Обсуждаемые темы
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема №1 «Гендер: разные, но равные»
- 1.1. Знакомство с понятиями «Мужественность, женственность, гендер».
- 1.2. Обсуждение притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры».
- 1.3. Обсуждение характеристик мальчиков и девочек.
- 1.4. Обсуждение равноправия полов.
- 1.5. Упражнение «Комплименты».
- 1.6. Подведение итогов темы №1.
- Тема №2 «Гендер и семейные роли»
- 2.1. Упражнение «Гимн себе»
- 2.2. Обсуждение понятия семьи.
- 2.3. Обсуждение разнообразия семейных ролей.
- 2.4. Упражнение «Характеристики семейных ролей».
- 2.5. Упражнение «Разыгрывание семейных ролей».
- 2.6. Обсуждение притч об отце и матери.
- Притча о матерях
- Притча об отце и сыне
- 2.7. Сочинение на тему семейной роли.
- 2.8. Подведение итогов темы №2.
- Тема №3 «Гендер и профессиональные роли» Цель: Дать представления подросткам о профессиональных ролях, о связи профессиональных ролей и гендерных различиях.
- 3.1. Мозговой штурм: хобби мальчиков/ хобби девочек.
- 3.2. Обсуждение: какими вещами окружают себя мальчики, какими – девочки?
- 3.3. Упражнение «Коллажи: Мир мальчиков. Мир девочек».
- 3.4. Упражнение «Гендерные различия в выборе профессии».
- 3.5. Упражнение «Коллаж-презентация профессиональных предпочтений».
- 3.6. Подведение итогов темы №3.
- 4.1. Упражнение «Игра в мяч и комплименты».
- 4.2. Обсуждение современных правил этикета.
- 4.3. Упражнение «Руки».
- 4.4. Упражнение «Лицо».
- 4.5. Обсуждение «Вредных советов» г.Остера.
- 4.6. Тренинг культурного взаимодействия между мальчиками и девочками.
- 4.7. Упражнение «Инь и Ян».
- 4.8. Обсуждение ключевой фразы цикла занятий по гендерному воспитанию: «Мужчины и женщины разные, равные и все вместе – люди».
- 4.9. Заключительное обсуждение.
- 1. Пояснения для ведущего
- 2. Содержание занятий Тема № 1. Человек и его роль в обществе. Повторение: социальные и гендерные роли
- «Социальная роль»
- «Гендерная роль»
- Тема № 2. Дитя природы
- 1. Воспитанные природой.
- 2. Дикари и разбойники.
- Тема №3. Красота
- Девочки
- Мальчики
- Тема № 4. Идеалы доброты, мужества, силы и милосердия
- Тема № 5. Отношение к труду
- Материал для занятия с мальчиками
- 2. Платонов а.П. В прекрасном и яростном мире.
- 3. Толкиен Дж.Р.Р. Кузнец из Большого Вуттона.
- 4. Коваль ю. Железяка // Коваль ю. Кепка с карасями. — м.: Дет. Лит., 1997.
- Материал для девочек
- Тема № 6. Дети: дочь, сын
- Материал для мальчиков
- Материал для девочек
- Тема № 7. Влюбленные и возлюбленные
- Тема № 8. Родители: отец и мать
- Тема № 9. Создатели и властители мира (короли и королевы, вожди и боги)
- Библиография
- Содержание занятий по половому воспитанию девочек-подростков
- 1. Акселерация
- 2. Девственная плева, зачем она?
- 4. Физиологию надо знать
- 4.1. Зачем и почему женский организм теряет кровь?
- 1. Яичники. 2. Маточные (или фаллопиевы) трубы. 3. Матка. 4. Яйцеклетка.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- 4.3. Крик, который мы не слышим
- 4.5. Приговор: бесплодие
- 4.6. Без боли и страдания
- Иллюстрации к блоку III «Давай познакомимся!»
- Список литературы для подростков о любви
- Диагностика к циклу занятий по гендерному воспитанию подростков