2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
Проводимая нами массовая диагностика старших дошкольников — младших школьников (около 3000 человек) показывает, что детское развитие, как правило, дисгармонично, т. е. обучение объективно проблемно, гармоничность же — явление исключительно редкое. Однако
15
мы убедились, что в период обучения ребенка в начальной школе гармонизация развития не только возможна, но и легко достижима. Но уже в средней школе помочь ребенку бывает гораздо сложнее. Поэтому особое внимание мы уделяем работе с учащимися 1-3-х классов, полное профилактическое обследование которых является обязательным начальным этапом запуска ТООР.
Функционирование ТООР обеспечивает решение следующих задач:
сохранение нервно-психического здоровья детей;
предупреждение отклонений в развитии и задержки психического развития;
оптимизацию школьной адаптации;
профилактику проблем в обучении;
гармонизацию интеллектуального и личностного развития учащихся;
выявление детей, имеющих те или иные специальные способности;
сохранение и развитие творческого потенциала одаренных детей;
первичное профессиональное самоопределение школьников.
В настоящее время сочетание высокого интеллекта, творческих способностей, разностороннего и гармоничного личностного развития — редкое явление. Особенности развития ребенка определяются образом жизни семьи, но редкие семьи могут создать своим детям все необходимые условия. Обычно избирательность, те или иные предпочтения в воспитании связаны с культурными традициями, представлениями о жизненных ценностях и увлечениями родителей. Ограничения нередко диктуются финансово-экономическими возможностями и социальным положением. Семьи существенно различаются по культурно-интеллектуальному уровню и характеру внутренних взаимоотношений, используемым стилям воспитания, интенсивности вербального общения с детьми, открытости в проявлении эмоций и многими другими особенностями психологического микроклимата, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка и его способностей.
Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа начинает предъявлять ко всем одинаковые требования. Несоответствие этим требованиям, отклонения от них в любую (даже в лучшую) сторону оказываются абсолютно не желательны и могут значительно осложнять жизнь школьника. Что бы мы ни говорили об индивидуальном подходе в обучении, он оказывается практически нереализуемым. Стандартность требований заложена в единой для всего
Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)
класса программе обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии оценки также едины для всех. Организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий тоже едины.
Мы не обсуждаем здесь рациональность режима, обоснованность предъявляемых требований и объективность критериев, качество программ и методов обучения. Все это может в определенной степени варьироваться в зависимости от школы, класса, личности учителя. Важен тот факт, что очень разные дети, поступая в первый класс, попадают в одинаковые условия, к ним предъявляются единые требования вне зависимости от их индивидуальных психологических возможностей, исходного уровня развития интеллектуальных способностей и сформированное начальных школьных навыков.
Проведение комплексного психологического обследования детей при поступлении в первый класс позволяет глубже понять индивидуальные возможности каждого, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для учителей и родителей, выполнение которых позволяет избегать осложнений в обучении и развитии.
Существуют индивидуально-психологические особенности детей, которые далеко не всегда очевидны, часто выясняются только при специальной диагностике, но проблемы в обучении при отсутствии профилактики порождают с первого дня прихода в школу. К ним относятся:
сниженный уровень интеллекта ребенка («субнорма»), характеризующийся отсутствием зачатков понятийного мышления;
резкая дисгармоничность интеллекта ребенка с недостаточнымразвитием его вербальных подструктур (крайние «визуалы» и «кинестетики»);
наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка (элементы невротизма, аутичности и пр.);
неврологические осложнения, легкая органика, функциональныенарушения в работе головного мозга;
недостатки психомоторного развития и зрительно-моторной координации.
Можно выделить несколько основных аспектов, в ракурсе которых следует проводить психологическое обследование детей, поступивших в первые классы:
1. Соответствие нервно-психического и общесоматического состояния здоровья общему режиму обучения.
16
17
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Соответствие структурно-уровневых характеристик интеллекта первоклассника типу учебной программы.
Соответствие дошкольной подготовки ребенка требованиям к школьным навыкам, неявно содержащимся в ряде учебных программ.
Соответствие эмоционально-волевых, личностных особенностей ребенка стилю общения и методу преподавания конкретного учителя.
Соответствие коммуникативного опыта ребенка требованиям группового взаимодействия в классном коллективе.
Одним из особо важных моментов диагностики является анализ семейной ситуации, так как от отношения родителей к ребенку зависит, какие рекомендации и в какой степени будут использованы ими для предупреждения и коррекции проблем в обучении.
Основной целью системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса является оптимизация адаптации, обучения, воспитания и развития каждого учащегося школы исходя из его индивидуальности. Ее методологической базой является концепция психического развития ребенка, разработанная школой Л. С. Выготского.
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература