logo
209371_7777D_yasyukova_lyudmila_apollonovna_psi

6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов

Опросники при изучении личностных особенностей младших школь' ников не являются вполне надежным инструментом. Дело в том, что> детей в этом возрасте еще не развита саморефлексия. Им трудно отве чать на вопросы, потому что они сами не знают, как чаще они себя веДУ

Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе

и что им больше нравится. Их мнения и предпочтения могут быстро меняться, поведение еще во многом ситуативно, а личные качества — неустойчивы. Их представление о себе может быть в целом неадекват­ным, так как определяется тем, как в настоящее время их оценивают окружающие люди. В результате опроса мы получаем некое представ­ление ребенка о себе, которое может существенно отличаться от его ре­ального поведения. «Классический» детский личностный опросник Кеттелла к тому же не содержит вопросов на «ложь», по которым мож­но было бы оценить степень достоверности ответов. Попытки повысить достоверность выводов за счет увеличения количества вопросов не дают ожидаемых результатов.

Нами для обследования используется «половинный» вариант опрос­ника, состоящий из 60 пунктов. Наша практика показала, что при груп­повом тестировании дети не выдерживают, если им предлагается полный вариант, состоящий из 120 пар суждений. Они устают от монотонной, непривычной (так как надо анализировать свое поведение) и поэтому трудной для них работы. Часть детей к концу начинает «выпадать» из работы и пропускать вопросы, а другая часть приходит в состояние пере­возбуждения. Они громко высказывают свое отношение к вопросам, ком­ментируют ответы, мешают работать соседям, сбиваются сами. Таким образом использование полного вопросника не повышает, а, напротив, может снижать достоверность результатов обследования.

В опросник нами введена так называемая шкала «лжи» (О^), позво­ляющая оценить способность ребенка адекватно оценивать свое пове­дение. Если ребенок набирает 4-5 баллов по этой шкале, то следует с осторожностью относиться и ко всем остальным его высказываниям. Однако ее функции этим не ограничиваются. Она дает надежные сведе­ния о степени развития у ребенка саморефлексии, самокритичности, способности адекватно воспринимать себя и оценивать свои поступки. В «Психологической характеристике» отмечаются не все факторы, измеряемые тестом Кеттелла. Нами были выделены качества, наиболее значимые с точки зрения учебы, а также понятные для учителей и роди-гелей. Часть показателей рассчитывается на основе нескольких факто-Р°в. Личностные показатели не имеют зоны патологии. Их значения Распределены по 4 зонам и интерпретируются несколько иначе, нежели Чейродинамические и интеллектуальные свойства. Их общая интерпре-гаЦпя может быть представлена следующим образом.

Зона 2. Слабый уровень. Свидетельствует о том, что данное свойство, (""ра поведения, образ действий не характерны для ребенка, проявля-

280

281

ются исключительно редко, только если он старается их сознательно демонстрировать. Данное свойство может быть пока не развито, но мо­жет так и не развиться, если будет постепенно закрепляться «противопо­ложный» вариант поведения. Для развития данного свойства требуется кардинальное изменение образа жизни ребенка, его взаимоотношений с окружающими его взрослыми людьми, специальные воспитательные воз­действия.

Зона 3. Средний уровень. Свидетельствует о том, что данное свойство характера, способ действий проявляются в поведении ребенка, могут постепенно развиваться, усиливаться и закрепляться без каких-либо изменений его образа жизни и без специальных воспитательных вме­шательств. Ребенок способен в некоторой степени сам влиять на свое поведение, усиливать, активизировать проявление данного свойства.

Зона 4. Хороший уровень. Свидетельствует о том, что данное свой­ство, способ действий типичны для спонтанного поведения ребенка. Именно таким образом он чаще всего и действует, но при этом сохраня­ется общий контроль поведения, т. е. при желании он может при­остановить свои действия, смягчить реакцию. Если не происходит кар­динальных изменений в образе жизни ребенка, то данные свойства закрепляются как характерологические и сохраняют свое ведущее зна­чение в период его взросления.

Зона 5. Высокий уровень. Свидетельствует о том, что ребенку свой­ствен именно этот, «крайний» вариант проявления свойства и какое-либо другое поведение для него оказывается вообще невозможным. Дей­ствия в целом оказываются неподконтрольны ребенку, реакция возникает фактически непроизвольно, автоматически. Ребенок не мо­жет сдержаться даже тогда, когда хочет и пытается себя контролиро­вать. Управление поведением ребенка «со стороны» тоже бывает весьма затруднительным. Строгие запреты могут, напротив, усиливать реакцию, приводить к агрессивным действиям или эмоциональным срывам. Прв" образования поведения возможны только при условии кардинального изменения образа жизни ребенка, его взаимоотношений с близкими ему взрослыми людьми.

Интерпретация уровневых характеристик личностных качеств школьников. Исполнительность (фактор О)

Зона 2. Ребенок фактически недисциплинирован и неисполните и неосознанно считает это вполне приемлемой формой поведения- ^

282

Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе

жет никак не реагировать на просьбы. Он не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу непослушания или плохого по­ведения. Чтобы сформировать исполнительность, необходимо спокой­но, методично и последовательно добиваться от ребенка того, что он обязан делать. Следует избегать выговоров и нотаций, лучше ежеднев­но (в течение нескольких недель или месяцев) проделывать вместе с ребенком то, что должно быть им сделано. Не надо требовать от него того, что он самостоятельно еще делать не может, в этих случаях нужно помогать и проделывать все необходимое совместно. Таким образом ре­бенок постепенно привыкает к другому образу жизни, начинает прислу­шиваться к советам и замечаниям старших и выполнять то, о чем его просят или что он обязан делать.

Зона 3. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не все­гда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дела и домашние обязанности, то посте­пенно сформируется полноценное ответственное поведение.

Зона 4. Ребенок исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается вы­полнять все, что от него требуется.

Зона 5. Ребенок исполнителен в высшей степени, т. е. у него отсут­ствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо де­лать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозмож­но, тяжело реагирует на замечания. Необходимо учить рациональному подходу к любой работе.

Волевой самоконтроль (фактор О3)

Зона 2. Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуатив­но. Ребенок не может направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое для деятельности, °Рганизовать ее, довести работу до конца. Нуждается в том, чтобы взрос­лые организовывали его жизнь, но одновременно учили его методам Сам°организации и самоконтроля, рационального планирования. Ребе­нок должен точно представлять, сколько времени у него занимает лю-°и вид его деятельности (умывание, завтрак, разговор по телефону, °Рога до школы, подготовка уроков по конкретным предметам и пр.), лько тогда он сможет научиться распределять работу во времени и Чионально планировать свой день. Также надо учить его периодичес-

283

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

кому (например, почасовому) контролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, успевает ли он выполнять намеченное.

Зона 3- Ребенок может иногда заблаговременно подготовиться к ка­кой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему придержи­ваться определенного распорядка дня, заранее продумывать, планиро­вать все, что ему надо сделать, то у него сформируются необходимые

навыки самоконтроля.

Зона 4. Ребенок приучен к размеренному и рационально спланиро­ванному образу жизни, распорядку дня. Умеет организовать свою рабо­ту в рамках привычного образа жизни, успевает все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с волевой регуляцией взрослого человека, но определенные навыки самоконтроля и целенаправленной деятельнос­ти у ребенка уже сложились.

Зона 5. Спонтанность поведения, свойственная детям этого возрас­та, фактически отсутствует, ребенок заорганизован, чересчур озабочен тем, чтобы у него все было в порядке, свою «правильность» выставляет напоказ и стремится к похвалам взрослых. Такое поведение поощрять не следует. Необходимо отделять рациональную организованность от показной и нарочитой. Активность (факторы Р. Н. О4)

Зона 2. Ребенок фактически пассивен, внутренние побудительные мотивы не выражены, может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться или не требуется делать уроки. Быва­ет, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса. Не экспери­ментирует и поэтому не доставляет взрослым неприятностей.

Зона 3. Ребенок с нормальным уровнем активности, умеренно по­движный.

Зона 4. Активный, деятельный ребенок. Экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, надо найти для нее «безопасное» направление. Лучше поощрять расширение сферы его интересов, парал­лельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешать менять кружки. Такие дети доставляют немало хлопот, но если они находят призвание, то благодаря своей энергии многого достигают в жизни.

Зона 5. Непоседливый ребенок, моментально откликается на все, что происходит вокруг, все время экспериментирует. Такого ребенка не сле­дует оставлять без присмотра, потому что он может заинтересоваться

284

Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе

чем-нибудь опасным (например, электроприборами, химическими пре­паратами и пр.). Его невозможно успокоить и заставить сидеть тихо, ни­чего не делая. Попытки ввести его в какие-то рамки встречают сопро­тивление, ребенок может реагировать по принципу «отпущенной пружины». Лучше находить для него «безопасные» формы проявления активности.

Самокритичность (фактор <Э5)

Зона 2. Самокритичность отсутствует. Ребенок имеет о себе «улуч­шенное» представление, не видит своих недостатков, не в состоянии адекватно оценивать свои поступки. Такое самоотношение часто скла­дывается и долго сохраняется у захваленных отличников, которые ис­кренне считают себя идеальными детьми. У них могут не складываться отношения с одноклассниками, поскольку они любят указывать другим на недостатки, делать замечания.

Зона 3. Начальная стадия формирования самокритичности. Ребенок уже иногда задумывается о себе и может адекватно оценивать отдель­ные свои действия. Однако отношение к себе пока сохраняется целост­ное и несколько «улучшенное».

Зона 4. Ребенок уже может независимо от посторонней оценки, ана­лизировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представ­ляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относиться.

Зона 5. Ребенок самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Это бывает, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он привыкает и принимает такую зани­женную оценку. Бывает, что это его и не травмирует.

Независимость (фактор Е)

Зона 2. Ребенок зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфанти­лизм и беспомощность в ситуациях выбора, требует указаний к дей­ствию. Им легко управлять, что родители и делают. Если постепенно не ■ обучать его самостоятельному принятию решений, возможно закрепле­ние воспитанной беспомощности.

Зона 3. Ребенок может сам принимать решения и действовать в иг-Ровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудни­чать, договариваться, долго его убеждать не надо.

285

юлогическая оптимизация обучения и развития школьников

Псих'

Зона 4. Самостоятельный и независимый ребенок. Готов сам прини­мать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных си­туациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пы. таться управлять и помыкать им, он может агрессивно защищаться. С ним хотя и не просто, но можно договариваться. Он готов к равноправ­ной дискуссии, поддается убеждению.

Зона 5- Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении во что бы то ни стало. Стремится к доминированию над детьми. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с однокласс­никами. Остается в одиночестве, если не сможет подчинить себе других ребят. На любые советы взрослых сразу, не задумываясь, реагирует от­вержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция формируется у ребенка в начальный период под­росткового кризиса, если окружающие его взрослые усиливают автори­тарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.

Тревожность (факторы О. Н. Р)

Зона 2. Слабый уровень тревожности. Отсутствует необходимая ре­акция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведения обычно запаздывают. Излишняя расслабленность не позволяет ребен­ку вовремя корректировать свое поведение, когда этого требует ситуа­ция. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке.

Зона 3. Оптимальный уровень тревожности. Имеется адекватная ре­акция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, поэтому возможно адаптивное и гибкое поведение.

Зона 4. Несколько повышенный уровень тревожности. Свидетель­ствует о наличии в жизни ребенка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилиза­ционной готовности. Возможно, какие-то учебные предметы ему дают­ся не так легко, как другим детям, и он проявляет большую озабочен­ность по этому поводу. Иногда неумение рационально организовать свою деятельность приходится компенсировать дополнительными проверка­ми, которые сопровождаются страхами что-нибудь забыть. Необходи­мо определить эти ситуации, выяснить и помочь ребенку либо в учебе, либо в самоорганизации.

Зона 5. Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаН' тации ребенка. Ребенок не верит в свои силы, настроен на неудачи-Жизнь ребенку представляется в виде сплошных неприятностей, ко-

Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе

г орые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить его успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации ребенка, и устранить их. Чаще всего до такого состоя­ния доходят дети, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладают только средними (иногда хорошими) интеллектуальными способностями. В этом случае необходима помощь, а не требователь­ность родителей. Попытки психолога преодолеть тревожность детей через постепенное приучение их к различным пугающим ситуациям (методики последовательной десенсибилизации, «отыгрывания» на­пряжения и пр.) направлены на «лечение» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, направленные на повышение уверен­ности в себе, тоже не приносят пользы при неизменности ситуации в школе и дома.

Повышенный уровень тревожности (зоны 4-5) может компенсиро­вать недостаточную исполнительность ребенка (зоны 2-3). Неиспол­нительный ребенок будет стараться делать все вовремя и так, как от него требуют, опасаясь наказаний и неприятностей. Но если он будет уве­рен, что его не станут проверять или не смогут проконтролировать, то работа окажется несделанной.

Эмоциональность (фактор С)

Зона 2. Слабый уровень развития эмоциональной сферы. Встречает­ся очень редко. У ребенка отсутствует душевный отклик на события окружающей жизни, чувства и проблемы других людей. Ребенок вы­глядит спокойным, черствым, равнодушно рационалистичным. Он эмо­ционально может реагировать только на то, что касается непосредствен­но его самого.

Зона 3. Средний («нормальный») уровень эмоциональной реактив­ности.

Зона 4. Несколько повышенный уровень эмоционального реагиро­вания, проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.

Зона 5. Высокая эмоциональная реактивность. Ребенок не может сдерживать своих реакций, характерны яркие внешние проявления: кри­ки, слезы, истерики. Он может наговорить грубостей, а потом жалеть об 'том. Эмоциональная реактивность может усиливаться при вступлении Ребенка в подростковый возраст.

286

287

Активность в общении (факторы Н. Р)

Зона 2. Ребенок робкий, застенчивый, теряется в новой обстановке, не умеет сам знакомиться с новыми детьми. Может испытывать за­труднения при ответах без подготовки.

Зона 3 — Средние способности к адаптации. Может не проявлять осо­бой инициативы в установлении контактов, но и не испытывает труд­ностей, когда это приходится делать.

Зона 4 — Легко адаптируется в новых условиях, знакомится с новы­ми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естествен, непринужден в общении. Контактирует с различ­ными микрогруппами в классе.

Зона 5 — Повышенная активность в общении. Ребенок стремится к новым знакомствам, легко меняет компании, обзаводится новыми «дру­зьями». Общение чаще поверхностное, отношения неглубокие. Прояв­ляет инициативу при знакомстве и со взрослыми, легко разговариваете ними на любые темы. Потребность в общении (фактор А)

Зона 2. Потребность в общении выражена слабо. Ребенок хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже

встречается не часто.

Зона 3. Потребность в общении выражена средне. Зона 4. Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиноче­ство. Глубоко переживает ссоры с друзьями.

Зона 5. Общение для ребенка выступает одной из главных жизнен­ных потребностей. В школу он в основном ходит общаться. Ему не важ­но, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Телефонные разговоры мо­жет продолжать часами.

В процессе интерпретации «Психологической характеристики» по­требность и активность в общении следует рассматривать совместно. Наиболее комфортно ребенок чувствует себя в том случае, когда обе эти характеристики находятся в одной зоне. То есть ребенок проявляет ак­тивность в соответствии с. потребностью в общении. Когда активность в общении превосходит его потребности, ребенок тоже не испытывает про блем, но его взаимоотношения с детьми бывают неустойчивыми и,сК рее, приятельскими, чем дружескими. Ребенок чувствует себя плохо, ко да его потребность в общении не находит удовлетворения, когда он

Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе

может познакомиться с детьми, поддерживать отношения. То есть когда активность в общении ниже, чем потребность.

Психическое напряжение (фактор <Э4)

Зона 2. Слабый уровень психического напряжения. Свидетельству­ет об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в ра­боту, учебу. Ребенок обычно все выполняет формально, по минимуму. Зачастую это просто лень. Иногда может быть следствием общей асте-низации ребенка, крайней соматической ослабленное™. Бывает, что сла­бое психическое напряжение характерно для детей с высокими способ­ностями, которым все очень легко дается.

Зона 3. Средний уровень психического напряжения. Нормальная ра­ботоспособность.

Зона 4. Ребенок эмоционально включается в любую деятельность, проявляет заинтересованность. Имеет место мотивация достижений. Отличается хорошей работоспособностью.

Зона 5. Высокий уровень психического напряжения. Может быть следствием завышенного уровня притязаний самого ребенка или излиш­не высоких требований к нему со стороны родителей. Из-за высокой мотивации ребенок работает на пределе своих возможностей. Характер­ны нервные и поведенческие срывы.

Окончательные выводы об особенностях развития ребенка и о веро­ятных проблемах в обучении могут быть сделаны только на основании сравнительного анализа результатов, полученных по всем методикам, входящим в диагностический комплекс, с обязательным привлечением Дополнительных качественных данных проективных тестов.

Необходимо, чтобы родители и учителя не просто выслушали за­ключение психолога, но получили на руки «Психологическую характе-'истику» (Приложение № 4), отражающую уровни развития психоло-чческих качеств, влияющих на обучение ребенка в средней школе. Если консультация ограничивается только беседой, то ее эффективность ока-'ывается невысокой. Родители (да и учителя) обычно не прислушива­йся к предостережениям, если в настоящее время ребенок хорошо учит-■я> склонны не обращать внимания на информацию, если она не

'ь

°гласуется с их представлением о ребенке, по-своему интерпретиро-

получаемые сведения, переоценивать их в лучшую или в худшую

т°рону в зависимости от своей позиции. Кроме этого, многое вскоре Росто забывается. Поэтому необходимая помощь ребенку может быть

289

288

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Оптимизация обучения и развития учащихся в

средней школе

не оказана вовремя. Когда же родители и учителя получают письмен­ное заключение, оно является и напоминанием, и руководством к дей­ствию.

Какого бы мнения ни придерживались родители, в «Характерис­тике» фиксируются объективные результаты обследования ребенка. Наша практика показывает, что лучше представлять информацию в характеристике не словесно, а схематично и наглядно. В предлагае­мой нами форме «Психологической характеристики» наглядно от­ражаются особенности развития ребенка в зависимости от того, по каким показателям и где в основном располагаются крестики — спра­ва (хороший уровень развития) или слева (слабый уровень разви­тия) (см. Приложение 4). Крестики в слабой зоне, да еще с восклица­тельными знаками (что соответствует уровню патологии), сразу бросаются в глаза, указывают на проблемы, которыми нужно зани­маться незамедлительно, но в то же время они менее «оскорбитель­ны» и меньше травмируют родителей, чем та же самая информация, выраженная словами. Если же придать словам обтекаемую и смяг­ченную форму, как это принято при написании психологических за­ключений, то потеряется определенность и действенность сделанных

выводов.

Учителям также желательно предоставлять аналогичные характери­стики на всех учащихся класса. Для этого мы предлагаем сводную «Таб­лицу-характеристику класса» (Приложения 5, 6), в которой одновре­менно и наглядно можно представить всю необходимую информацию. Учителям средней школы особенно важно иметь такие характеристики еще до того, как они начнут работать с классом, чтобы составить пред­ставление об учащихся и продумать методы взаимодействия с ними. Каждый педагог по своему предмету сразу сможет выделить для себя наиболее слабых и сильных учащихся, глубже понять особенности де­тей, сравнивая их друг с другом. Для классного руководителя важна так­же информация о личностных особенностях учащихся, которая позво­лила бы заранее спланировать оптимальную стратегию взаимодействия с особо проблемными детьми и с классом в целом.

Объективная фиксация результатов обследования в форме краткой характеристики может понадобиться и самому психологу, если ему в дальнейшем придется работать с ребенком. Если тестирование прово­дится регулярно, то информация может быть использована для анализа развития учащихся и оценки эффективности учебных программ, а так­же применяемых психологом методов коррекции.

Для администрации школы на основе результатов тестирования мо­гут быть составлены справки о проблемах адаптации учащихся (При­ложение 6), а также даны сравнительные характеристики классов, в ко­торых указано процентное соотношение учащихся с различным уровнем и типом способностей (Приложения 5, 6). Такая информация позволя­ет своевременно принять меры по оптимизации процесса адаптации уча­щихся, помогает в планировании учебного процесса, а именно, в опре­делении для каждого класса предметов для углубленного изучения, либо таких, по которым необходимы дополнительные зандтия в целях про­филактики неуспеваемости. Появляется возможность заранее подо­брать педагогов, которые будут наиболее эффективны в зависимости от контингента учащихся.

По результатам обследования можно проводить не только индиви­дуальную работу с родителями, детьми, учителями, но и родительские собрания. Родители получают характеристики на своих детей, а психо­лог, проводя собрание, объясняет, как ими пользоваться. Предваритель­но поясняется, что информация, содержащаяся в характеристике, пред­ставляет собой срез сегодняшнего уровня развития ребенка и то, как оно пойдет в дальнейшем, будет зависеть от усилий самих детей и от помо­щи родителей. Цель самого собрания состоит в том, чтобы родители увидели проблемы и достижения детей и осознали, в чем и как они мо­гут им помочь, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Уровень достиже­ний ребенка зависит как от интенсивности его собственной деятельнос­ти, так и во многом от того, смогут ли родители создать условия, оптимальные для его развития с учетом его индивидуальных особенно­стей. Следует помнить о возможности снижения и деградации при без­действии способностей, если ребенок перестает работать, а родители ни­чего не предпринимают, полагая, что со временем все образуется, так как раньше их ребенок учился хорошо. Родители должны понять: от того, как они будут действовать в течение двух ближайших лет, зависят не только школьные успехи, но и будущее их ребенка.

Переходя непосредственно к характеристикам, следует объяснить значение выделенных четырех зон. Обратить особое внимание на нали­чие восклицательного знака, которым могут быть отмечены некоторые слабо развитые свойства — ими следует заниматься в первую очередь. Далее по порядку объясняется смысл каждого психологического каче­ства, содержащегося в «Характеристике», его влияние на успеваемость и самочувствие ребенка в зависимости от того, в какой графе (зоне) сто­ит крестик. Даются пояснения, с какими проблемами в учебе может стол-

290

291

кнуться ребенок и что следует предпринять в том или ином случае. Та­ким образом, слушая психолога, родители смогут сами оценить пробле­мы и возможности своего ребенка, получить адекватное представление

о его способностях.

Собрание по времени занимает 45-60 минут. Проводя его до инди­видуальных консультаций, учитель экономит затрачиваемое на беседы время, так как ему не приходится каждый раз повторять информацию общего характера. Появляется возможность сосредоточиться на инди­видуальных проблемах ребенка. Со своей стороны, многие родители уже в процессе собрания начинают понимать причины школьных трудно­стей своих детей и характер требующейся от них помощи, тем самым отпадает необходимость в индивидуальных беседах. На консультации следует обязательно приглашать родителей, дети которых имеют те или иные патологические нарушения развития.

Мы не предлагаем специальных психологических коррекционных программ, которые мог бы использовать психолог для работы с ребен­ком. Причина состоит в том, что психолог обычно проводит «развива­ющие» занятия один раз в неделю в течение 1 часа в групповой форме. В этом варианте они не оказывают никакого влияния на развитие уча­щихся. Все мы прекрасно знаем: чтобы развить какие-либо способнос­ти, (например, к иностранным языкам или игре на фортепьяно) необхо­димо заниматься как минимум по два часа ежедневно в течение достаточно длительного времени. Развитие интеллектуальных операций требует не меньшего труда. Поэтому мы рекомендуем различные мето­ды выполнения домашних заданий, которые ребенок делает ежедневно и, следовательно, может стимулировать развитие соответствующих ин­теллектуальных операций.

Следует учитывать также ряд причин, по которым даже «успеш­ные» психологические коррекционные занятия не приносят ожидае­мых положительных сдвигов в учебе. Для того чтобы ребенок смог при­менять в школе все то, чему он научился, играя с психологом, у него должно быть развито мышление по аналогии или завершена интегра­ция интеллектуальных функций, иначе перенос навыков окажется не возможным. Дети, с которыми приходится заниматься психологу, ка раз и отличаются неразвитостью мышления. Поэтому навыки реи^ ния игровых задач, они не могут перенести на решение задач учебнь ■ Учащиеся не могут обобщить приобретаемый опыт, не

видят анал гичность принципов и приемов «развивающей» и учебной деятель стп. В этих случаях значительно больше пользы приносит разумно у

292

Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе

организованная учебная деятельность, а не игры с психологом, хотя они обычно и нравятся ребенку. Объединение интеллектуальных опе­раций в целостную взаимосвязанную систему происходит, как показа­но многими исследованиями (в том числе и классическими работами Ж- Пиаже), к старшему подростковому возрасту. Поэтому не следует ожидать от учащихся 1-6-х классов распространения игровых навы­ков на деятельность в целом.

Психолог должен также четко представлять, какие психические про­цессы активизируются в групповом взаимодействии и, соответственно, ограниченность сферы применения групповых занятий. В групповой деятельности развиваются навыки общения (выбор оптимальной так­тики взаимодействия в зависимости от его целей и индивидуальных особенностей партнеров), эмоционального реагирования и волевого са­моуправления. В групповых играх может развиваться социальный ин­теллект, но не тот, который требуется для успешного освоения учебных программ. Обычно занятия, которые проводит психолог со слабоуспе­вающими учащимися, не являются по своей сути групповыми. Несмот­ря на то, что психолог работает одновременно с несколькими детьми, отдельно с каждым из них приходится разбирать инструкцию и у каж­дого проверять правильность выполнения, т. е. фактически заниматься индивидуально.

Разрабатывая специальные коррекционные программы, психоло­ги не должны забывать, что занятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся 1-6-х классов эффективны только тогда, ког­да они основываются на учебном материале, проводятся ежедневно (1,5-2 часа) и индивидуально в течение длительного времени (от не­скольких месяцев до полугода и более). Если эти условия не соблюда­ются, то психолог напрасно тратит силы и время свои и ребенка. Для развивающей работы в рамках ТООР используются обычные домаш­ние задания. Домашние задания даются для отработки учебного мате­риала, ребенок выполняет их ежедневно (изо дня в день) и индивиду­ально, поэтому максимальный развивающий эффект с минимальными Усилиями приносит необходимая реорганизация их выполнения. Ре­комендации по реорганизации выполнения домашних заданий разра-°°таны нами для типичных учебных проблем, предназначаются для 1 °Дителей и учителей и приводятся ниже при описании соответству-

Щих недостатков в интеллектуальном развитии учащихся. Приводят-также рекомендации по реорганизации подачи материала и работы

Шихся на уроках.

293

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

Личностное развитие и социализации школьников