6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
Опросники при изучении личностных особенностей младших школь' ников не являются вполне надежным инструментом. Дело в том, что> детей в этом возрасте еще не развита саморефлексия. Им трудно отве чать на вопросы, потому что они сами не знают, как чаще они себя веДУ
Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
и что им больше нравится. Их мнения и предпочтения могут быстро меняться, поведение еще во многом ситуативно, а личные качества — неустойчивы. Их представление о себе может быть в целом неадекватным, так как определяется тем, как в настоящее время их оценивают окружающие люди. В результате опроса мы получаем некое представление ребенка о себе, которое может существенно отличаться от его реального поведения. «Классический» детский личностный опросник Кеттелла к тому же не содержит вопросов на «ложь», по которым можно было бы оценить степень достоверности ответов. Попытки повысить достоверность выводов за счет увеличения количества вопросов не дают ожидаемых результатов.
Нами для обследования используется «половинный» вариант опросника, состоящий из 60 пунктов. Наша практика показала, что при групповом тестировании дети не выдерживают, если им предлагается полный вариант, состоящий из 120 пар суждений. Они устают от монотонной, непривычной (так как надо анализировать свое поведение) и поэтому трудной для них работы. Часть детей к концу начинает «выпадать» из работы и пропускать вопросы, а другая часть приходит в состояние перевозбуждения. Они громко высказывают свое отношение к вопросам, комментируют ответы, мешают работать соседям, сбиваются сами. Таким образом использование полного вопросника не повышает, а, напротив, может снижать достоверность результатов обследования.
В опросник нами введена так называемая шкала «лжи» (О^), позволяющая оценить способность ребенка адекватно оценивать свое поведение. Если ребенок набирает 4-5 баллов по этой шкале, то следует с осторожностью относиться и ко всем остальным его высказываниям. Однако ее функции этим не ограничиваются. Она дает надежные сведения о степени развития у ребенка саморефлексии, самокритичности, способности адекватно воспринимать себя и оценивать свои поступки. В «Психологической характеристике» отмечаются не все факторы, измеряемые тестом Кеттелла. Нами были выделены качества, наиболее значимые с точки зрения учебы, а также понятные для учителей и роди-гелей. Часть показателей рассчитывается на основе нескольких факто-Р°в. Личностные показатели не имеют зоны патологии. Их значения Распределены по 4 зонам и интерпретируются несколько иначе, нежели Чейродинамические и интеллектуальные свойства. Их общая интерпре-гаЦпя может быть представлена следующим образом.
Зона 2. Слабый уровень. Свидетельствует о том, что данное свойство, (""ра поведения, образ действий не характерны для ребенка, проявля-
280
281
ются исключительно редко, только если он старается их сознательно демонстрировать. Данное свойство может быть пока не развито, но может так и не развиться, если будет постепенно закрепляться «противоположный» вариант поведения. Для развития данного свойства требуется кардинальное изменение образа жизни ребенка, его взаимоотношений с окружающими его взрослыми людьми, специальные воспитательные воздействия.
Зона 3. Средний уровень. Свидетельствует о том, что данное свойство характера, способ действий проявляются в поведении ребенка, могут постепенно развиваться, усиливаться и закрепляться без каких-либо изменений его образа жизни и без специальных воспитательных вмешательств. Ребенок способен в некоторой степени сам влиять на свое поведение, усиливать, активизировать проявление данного свойства.
Зона 4. Хороший уровень. Свидетельствует о том, что данное свойство, способ действий типичны для спонтанного поведения ребенка. Именно таким образом он чаще всего и действует, но при этом сохраняется общий контроль поведения, т. е. при желании он может приостановить свои действия, смягчить реакцию. Если не происходит кардинальных изменений в образе жизни ребенка, то данные свойства закрепляются как характерологические и сохраняют свое ведущее значение в период его взросления.
Зона 5. Высокий уровень. Свидетельствует о том, что ребенку свойствен именно этот, «крайний» вариант проявления свойства и какое-либо другое поведение для него оказывается вообще невозможным. Действия в целом оказываются неподконтрольны ребенку, реакция возникает фактически непроизвольно, автоматически. Ребенок не может сдержаться даже тогда, когда хочет и пытается себя контролировать. Управление поведением ребенка «со стороны» тоже бывает весьма затруднительным. Строгие запреты могут, напротив, усиливать реакцию, приводить к агрессивным действиям или эмоциональным срывам. Прв" образования поведения возможны только при условии кардинального изменения образа жизни ребенка, его взаимоотношений с близкими ему взрослыми людьми.
Интерпретация уровневых характеристик личностных качеств школьников. Исполнительность (фактор О)
Зона 2. Ребенок фактически недисциплинирован и неисполните и неосознанно считает это вполне приемлемой формой поведения- ^
282
Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
жет никак не реагировать на просьбы. Он не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу непослушания или плохого поведения. Чтобы сформировать исполнительность, необходимо спокойно, методично и последовательно добиваться от ребенка того, что он обязан делать. Следует избегать выговоров и нотаций, лучше ежедневно (в течение нескольких недель или месяцев) проделывать вместе с ребенком то, что должно быть им сделано. Не надо требовать от него того, что он самостоятельно еще делать не может, в этих случаях нужно помогать и проделывать все необходимое совместно. Таким образом ребенок постепенно привыкает к другому образу жизни, начинает прислушиваться к советам и замечаниям старших и выполнять то, о чем его просят или что он обязан делать.
Зона 3. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дела и домашние обязанности, то постепенно сформируется полноценное ответственное поведение.
Зона 4. Ребенок исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все, что от него требуется.
Зона 5. Ребенок исполнителен в высшей степени, т. е. у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания. Необходимо учить рациональному подходу к любой работе.
Волевой самоконтроль (фактор О3)
Зона 2. Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно. Ребенок не может направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое для деятельности, °Рганизовать ее, довести работу до конца. Нуждается в том, чтобы взрослые организовывали его жизнь, но одновременно учили его методам Сам°организации и самоконтроля, рационального планирования. Ребенок должен точно представлять, сколько времени у него занимает лю-°и вид его деятельности (умывание, завтрак, разговор по телефону, °Рога до школы, подготовка уроков по конкретным предметам и пр.), лько тогда он сможет научиться распределять работу во времени и Чионально планировать свой день. Также надо учить его периодичес-
283
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
кому (например, почасовому) контролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, успевает ли он выполнять намеченное.
Зона 3- Ребенок может иногда заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему придерживаться определенного распорядка дня, заранее продумывать, планировать все, что ему надо сделать, то у него сформируются необходимые
навыки самоконтроля.
Зона 4. Ребенок приучен к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеет организовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успевает все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с волевой регуляцией взрослого человека, но определенные навыки самоконтроля и целенаправленной деятельности у ребенка уже сложились.
Зона 5. Спонтанность поведения, свойственная детям этого возраста, фактически отсутствует, ребенок заорганизован, чересчур озабочен тем, чтобы у него все было в порядке, свою «правильность» выставляет напоказ и стремится к похвалам взрослых. Такое поведение поощрять не следует. Необходимо отделять рациональную организованность от показной и нарочитой. Активность (факторы Р. Н. О4)
Зона 2. Ребенок фактически пассивен, внутренние побудительные мотивы не выражены, может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться или не требуется делать уроки. Бывает, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса. Не экспериментирует и поэтому не доставляет взрослым неприятностей.
Зона 3. Ребенок с нормальным уровнем активности, умеренно подвижный.
Зона 4. Активный, деятельный ребенок. Экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, надо найти для нее «безопасное» направление. Лучше поощрять расширение сферы его интересов, параллельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешать менять кружки. Такие дети доставляют немало хлопот, но если они находят призвание, то благодаря своей энергии многого достигают в жизни.
Зона 5. Непоседливый ребенок, моментально откликается на все, что происходит вокруг, все время экспериментирует. Такого ребенка не следует оставлять без присмотра, потому что он может заинтересоваться
284
Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
чем-нибудь опасным (например, электроприборами, химическими препаратами и пр.). Его невозможно успокоить и заставить сидеть тихо, ничего не делая. Попытки ввести его в какие-то рамки встречают сопротивление, ребенок может реагировать по принципу «отпущенной пружины». Лучше находить для него «безопасные» формы проявления активности.
Самокритичность (фактор <Э5)
Зона 2. Самокритичность отсутствует. Ребенок имеет о себе «улучшенное» представление, не видит своих недостатков, не в состоянии адекватно оценивать свои поступки. Такое самоотношение часто складывается и долго сохраняется у захваленных отличников, которые искренне считают себя идеальными детьми. У них могут не складываться отношения с одноклассниками, поскольку они любят указывать другим на недостатки, делать замечания.
Зона 3. Начальная стадия формирования самокритичности. Ребенок уже иногда задумывается о себе и может адекватно оценивать отдельные свои действия. Однако отношение к себе пока сохраняется целостное и несколько «улучшенное».
Зона 4. Ребенок уже может независимо от посторонней оценки, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относиться.
Зона 5. Ребенок самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Это бывает, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он привыкает и принимает такую заниженную оценку. Бывает, что это его и не травмирует.
Независимость (фактор Е)
Зона 2. Ребенок зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требует указаний к действию. Им легко управлять, что родители и делают. Если постепенно не ■ обучать его самостоятельному принятию решений, возможно закрепление воспитанной беспомощности.
Зона 3. Ребенок может сам принимать решения и действовать в иг-Ровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.
285
юлогическая оптимизация обучения и развития школьников
Зона 4. Самостоятельный и независимый ребенок. Готов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пы. таться управлять и помыкать им, он может агрессивно защищаться. С ним хотя и не просто, но можно договариваться. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению.
Зона 5- Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении во что бы то ни стало. Стремится к доминированию над детьми. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Остается в одиночестве, если не сможет подчинить себе других ребят. На любые советы взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция формируется у ребенка в начальный период подросткового кризиса, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.
Тревожность (факторы О. Н. Р)
Зона 2. Слабый уровень тревожности. Отсутствует необходимая реакция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведения обычно запаздывают. Излишняя расслабленность не позволяет ребенку вовремя корректировать свое поведение, когда этого требует ситуация. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке.
Зона 3. Оптимальный уровень тревожности. Имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, поэтому возможно адаптивное и гибкое поведение.
Зона 4. Несколько повышенный уровень тревожности. Свидетельствует о наличии в жизни ребенка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности. Возможно, какие-то учебные предметы ему даются не так легко, как другим детям, и он проявляет большую озабоченность по этому поводу. Иногда неумение рационально организовать свою деятельность приходится компенсировать дополнительными проверками, которые сопровождаются страхами что-нибудь забыть. Необходимо определить эти ситуации, выяснить и помочь ребенку либо в учебе, либо в самоорганизации.
Зона 5. Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаН' тации ребенка. Ребенок не верит в свои силы, настроен на неудачи-Жизнь ребенку представляется в виде сплошных неприятностей, ко-
Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
г орые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить его успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации ребенка, и устранить их. Чаще всего до такого состояния доходят дети, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладают только средними (иногда хорошими) интеллектуальными способностями. В этом случае необходима помощь, а не требовательность родителей. Попытки психолога преодолеть тревожность детей через постепенное приучение их к различным пугающим ситуациям (методики последовательной десенсибилизации, «отыгрывания» напряжения и пр.) направлены на «лечение» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, направленные на повышение уверенности в себе, тоже не приносят пользы при неизменности ситуации в школе и дома.
Повышенный уровень тревожности (зоны 4-5) может компенсировать недостаточную исполнительность ребенка (зоны 2-3). Неисполнительный ребенок будет стараться делать все вовремя и так, как от него требуют, опасаясь наказаний и неприятностей. Но если он будет уверен, что его не станут проверять или не смогут проконтролировать, то работа окажется несделанной.
Эмоциональность (фактор С)
Зона 2. Слабый уровень развития эмоциональной сферы. Встречается очень редко. У ребенка отсутствует душевный отклик на события окружающей жизни, чувства и проблемы других людей. Ребенок выглядит спокойным, черствым, равнодушно рационалистичным. Он эмоционально может реагировать только на то, что касается непосредственно его самого.
Зона 3. Средний («нормальный») уровень эмоциональной реактивности.
Зона 4. Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.
Зона 5. Высокая эмоциональная реактивность. Ребенок не может сдерживать своих реакций, характерны яркие внешние проявления: крики, слезы, истерики. Он может наговорить грубостей, а потом жалеть об 'том. Эмоциональная реактивность может усиливаться при вступлении Ребенка в подростковый возраст.
286
287
Активность в общении (факторы Н. Р)
Зона 2. Ребенок робкий, застенчивый, теряется в новой обстановке, не умеет сам знакомиться с новыми детьми. Может испытывать затруднения при ответах без подготовки.
Зона 3 — Средние способности к адаптации. Может не проявлять особой инициативы в установлении контактов, но и не испытывает трудностей, когда это приходится делать.
Зона 4 — Легко адаптируется в новых условиях, знакомится с новыми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естествен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.
Зона 5 — Повышенная активность в общении. Ребенок стремится к новым знакомствам, легко меняет компании, обзаводится новыми «друзьями». Общение чаще поверхностное, отношения неглубокие. Проявляет инициативу при знакомстве и со взрослыми, легко разговариваете ними на любые темы. Потребность в общении (фактор А)
Зона 2. Потребность в общении выражена слабо. Ребенок хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже
встречается не часто.
Зона 3. Потребность в общении выражена средне. Зона 4. Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.
Зона 5. Общение для ребенка выступает одной из главных жизненных потребностей. В школу он в основном ходит общаться. Ему не важно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Телефонные разговоры может продолжать часами.
В процессе интерпретации «Психологической характеристики» потребность и активность в общении следует рассматривать совместно. Наиболее комфортно ребенок чувствует себя в том случае, когда обе эти характеристики находятся в одной зоне. То есть ребенок проявляет активность в соответствии с. потребностью в общении. Когда активность в общении превосходит его потребности, ребенок тоже не испытывает про блем, но его взаимоотношения с детьми бывают неустойчивыми и,сК рее, приятельскими, чем дружескими. Ребенок чувствует себя плохо, ко да его потребность в общении не находит удовлетворения, когда он
Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
может познакомиться с детьми, поддерживать отношения. То есть когда активность в общении ниже, чем потребность.
Психическое напряжение (фактор <Э4)
Зона 2. Слабый уровень психического напряжения. Свидетельствует об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в работу, учебу. Ребенок обычно все выполняет формально, по минимуму. Зачастую это просто лень. Иногда может быть следствием общей асте-низации ребенка, крайней соматической ослабленное™. Бывает, что слабое психическое напряжение характерно для детей с высокими способностями, которым все очень легко дается.
Зона 3. Средний уровень психического напряжения. Нормальная работоспособность.
Зона 4. Ребенок эмоционально включается в любую деятельность, проявляет заинтересованность. Имеет место мотивация достижений. Отличается хорошей работоспособностью.
Зона 5. Высокий уровень психического напряжения. Может быть следствием завышенного уровня притязаний самого ребенка или излишне высоких требований к нему со стороны родителей. Из-за высокой мотивации ребенок работает на пределе своих возможностей. Характерны нервные и поведенческие срывы.
Окончательные выводы об особенностях развития ребенка и о вероятных проблемах в обучении могут быть сделаны только на основании сравнительного анализа результатов, полученных по всем методикам, входящим в диагностический комплекс, с обязательным привлечением Дополнительных качественных данных проективных тестов.
Необходимо, чтобы родители и учителя не просто выслушали заключение психолога, но получили на руки «Психологическую характе-'истику» (Приложение № 4), отражающую уровни развития психоло-чческих качеств, влияющих на обучение ребенка в средней школе. Если консультация ограничивается только беседой, то ее эффективность ока-'ывается невысокой. Родители (да и учителя) обычно не прислушивайся к предостережениям, если в настоящее время ребенок хорошо учит-■я> склонны не обращать внимания на информацию, если она не
'1ть
°гласуется с их представлением о ребенке, по-своему интерпретиро-1т
получаемые сведения, переоценивать их в лучшую или в худшую
т°рону в зависимости от своей позиции. Кроме этого, многое вскоре Росто забывается. Поэтому необходимая помощь ребенку может быть
289
288
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Оптимизация обучения и развития учащихся в
средней школе
не оказана вовремя. Когда же родители и учителя получают письменное заключение, оно является и напоминанием, и руководством к действию.
Какого бы мнения ни придерживались родители, в «Характеристике» фиксируются объективные результаты обследования ребенка. Наша практика показывает, что лучше представлять информацию в характеристике не словесно, а схематично и наглядно. В предлагаемой нами форме «Психологической характеристики» наглядно отражаются особенности развития ребенка в зависимости от того, по каким показателям и где в основном располагаются крестики — справа (хороший уровень развития) или слева (слабый уровень развития) (см. Приложение 4). Крестики в слабой зоне, да еще с восклицательными знаками (что соответствует уровню патологии), сразу бросаются в глаза, указывают на проблемы, которыми нужно заниматься незамедлительно, но в то же время они менее «оскорбительны» и меньше травмируют родителей, чем та же самая информация, выраженная словами. Если же придать словам обтекаемую и смягченную форму, как это принято при написании психологических заключений, то потеряется определенность и действенность сделанных
выводов.
Учителям также желательно предоставлять аналогичные характеристики на всех учащихся класса. Для этого мы предлагаем сводную «Таблицу-характеристику класса» (Приложения 5, 6), в которой одновременно и наглядно можно представить всю необходимую информацию. Учителям средней школы особенно важно иметь такие характеристики еще до того, как они начнут работать с классом, чтобы составить представление об учащихся и продумать методы взаимодействия с ними. Каждый педагог по своему предмету сразу сможет выделить для себя наиболее слабых и сильных учащихся, глубже понять особенности детей, сравнивая их друг с другом. Для классного руководителя важна также информация о личностных особенностях учащихся, которая позволила бы заранее спланировать оптимальную стратегию взаимодействия с особо проблемными детьми и с классом в целом.
Объективная фиксация результатов обследования в форме краткой характеристики может понадобиться и самому психологу, если ему в дальнейшем придется работать с ребенком. Если тестирование проводится регулярно, то информация может быть использована для анализа развития учащихся и оценки эффективности учебных программ, а также применяемых психологом методов коррекции.
Для администрации школы на основе результатов тестирования могут быть составлены справки о проблемах адаптации учащихся (Приложение 6), а также даны сравнительные характеристики классов, в которых указано процентное соотношение учащихся с различным уровнем и типом способностей (Приложения 5, 6). Такая информация позволяет своевременно принять меры по оптимизации процесса адаптации учащихся, помогает в планировании учебного процесса, а именно, в определении для каждого класса предметов для углубленного изучения, либо таких, по которым необходимы дополнительные зандтия в целях профилактики неуспеваемости. Появляется возможность заранее подобрать педагогов, которые будут наиболее эффективны в зависимости от контингента учащихся.
По результатам обследования можно проводить не только индивидуальную работу с родителями, детьми, учителями, но и родительские собрания. Родители получают характеристики на своих детей, а психолог, проводя собрание, объясняет, как ими пользоваться. Предварительно поясняется, что информация, содержащаяся в характеристике, представляет собой срез сегодняшнего уровня развития ребенка и то, как оно пойдет в дальнейшем, будет зависеть от усилий самих детей и от помощи родителей. Цель самого собрания состоит в том, чтобы родители увидели проблемы и достижения детей и осознали, в чем и как они могут им помочь, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Уровень достижений ребенка зависит как от интенсивности его собственной деятельности, так и во многом от того, смогут ли родители создать условия, оптимальные для его развития с учетом его индивидуальных особенностей. Следует помнить о возможности снижения и деградации при бездействии способностей, если ребенок перестает работать, а родители ничего не предпринимают, полагая, что со временем все образуется, так как раньше их ребенок учился хорошо. Родители должны понять: от того, как они будут действовать в течение двух ближайших лет, зависят не только школьные успехи, но и будущее их ребенка.
Переходя непосредственно к характеристикам, следует объяснить значение выделенных четырех зон. Обратить особое внимание на наличие восклицательного знака, которым могут быть отмечены некоторые слабо развитые свойства — ими следует заниматься в первую очередь. Далее по порядку объясняется смысл каждого психологического качества, содержащегося в «Характеристике», его влияние на успеваемость и самочувствие ребенка в зависимости от того, в какой графе (зоне) стоит крестик. Даются пояснения, с какими проблемами в учебе может стол-
290
291
кнуться ребенок и что следует предпринять в том или ином случае. Таким образом, слушая психолога, родители смогут сами оценить проблемы и возможности своего ребенка, получить адекватное представление
о его способностях.
Собрание по времени занимает 45-60 минут. Проводя его до индивидуальных консультаций, учитель экономит затрачиваемое на беседы время, так как ему не приходится каждый раз повторять информацию общего характера. Появляется возможность сосредоточиться на индивидуальных проблемах ребенка. Со своей стороны, многие родители уже в процессе собрания начинают понимать причины школьных трудностей своих детей и характер требующейся от них помощи, тем самым отпадает необходимость в индивидуальных беседах. На консультации следует обязательно приглашать родителей, дети которых имеют те или иные патологические нарушения развития.
Мы не предлагаем специальных психологических коррекционных программ, которые мог бы использовать психолог для работы с ребенком. Причина состоит в том, что психолог обычно проводит «развивающие» занятия один раз в неделю в течение 1 часа в групповой форме. В этом варианте они не оказывают никакого влияния на развитие учащихся. Все мы прекрасно знаем: чтобы развить какие-либо способности, (например, к иностранным языкам или игре на фортепьяно) необходимо заниматься как минимум по два часа ежедневно в течение достаточно длительного времени. Развитие интеллектуальных операций требует не меньшего труда. Поэтому мы рекомендуем различные методы выполнения домашних заданий, которые ребенок делает ежедневно и, следовательно, может стимулировать развитие соответствующих интеллектуальных операций.
Следует учитывать также ряд причин, по которым даже «успешные» психологические коррекционные занятия не приносят ожидаемых положительных сдвигов в учебе. Для того чтобы ребенок смог применять в школе все то, чему он научился, играя с психологом, у него должно быть развито мышление по аналогии или завершена интеграция интеллектуальных функций, иначе перенос навыков окажется не возможным. Дети, с которыми приходится заниматься психологу, ка раз и отличаются неразвитостью мышления. Поэтому навыки реи^ ния игровых задач, они не могут перенести на решение задач учебнь ■ Учащиеся не могут обобщить приобретаемый опыт, не
видят анал гичность принципов и приемов «развивающей» и учебной деятель стп. В этих случаях значительно больше пользы приносит разумно у
292
Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
организованная учебная деятельность, а не игры с психологом, хотя они обычно и нравятся ребенку. Объединение интеллектуальных операций в целостную взаимосвязанную систему происходит, как показано многими исследованиями (в том числе и классическими работами Ж- Пиаже), к старшему подростковому возрасту. Поэтому не следует ожидать от учащихся 1-6-х классов распространения игровых навыков на деятельность в целом.
Психолог должен также четко представлять, какие психические процессы активизируются в групповом взаимодействии и, соответственно, ограниченность сферы применения групповых занятий. В групповой деятельности развиваются навыки общения (выбор оптимальной тактики взаимодействия в зависимости от его целей и индивидуальных особенностей партнеров), эмоционального реагирования и волевого самоуправления. В групповых играх может развиваться социальный интеллект, но не тот, который требуется для успешного освоения учебных программ. Обычно занятия, которые проводит психолог со слабоуспевающими учащимися, не являются по своей сути групповыми. Несмотря на то, что психолог работает одновременно с несколькими детьми, отдельно с каждым из них приходится разбирать инструкцию и у каждого проверять правильность выполнения, т. е. фактически заниматься индивидуально.
Разрабатывая специальные коррекционные программы, психологи не должны забывать, что занятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся 1-6-х классов эффективны только тогда, когда они основываются на учебном материале, проводятся ежедневно (1,5-2 часа) и индивидуально в течение длительного времени (от нескольких месяцев до полугода и более). Если эти условия не соблюдаются, то психолог напрасно тратит силы и время свои и ребенка. Для развивающей работы в рамках ТООР используются обычные домашние задания. Домашние задания даются для отработки учебного материала, ребенок выполняет их ежедневно (изо дня в день) и индивидуально, поэтому максимальный развивающий эффект с минимальными Усилиями приносит необходимая реорганизация их выполнения. Рекомендации по реорганизации выполнения домашних заданий разра-°°таны нами для типичных учебных проблем, предназначаются для 1 °Дителей и учителей и приводятся ниже при описании соответству-
Щих недостатков в интеллектуальном развитии учащихся. Приводят-также рекомендации по реорганизации подачи материала и работы
1яШихся на уроках.
293
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Личностное развитие и социализации школьников
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература