6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
Переход на вторую ступень обучения (начиная с 5-го класса) всегда был сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняла и далее тот же уровень успеваемости. Причины этого традиционно принято связывать с трудностями социальной адаптации детей при переходе на предметное обучение, при котором вместо одной заботливой учительницы вдруг появляется много незнакомых, равнодушно-требовательных педагогов. Последую'
214
Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
щее снижение успеваемости в 6-7-м классах обычно объясняется подростковым кризисом, вызванным половым созреванием. В связи с этим школьные психологи особое внимание уделяют социально-психологическим аспектам профилактики дезадаптации учащихся. Разрабатываются и проводятся тренинги стабилизации эмоциональной сферы, снижения тревожности, развития волевой регуляции и коммуникативных навыков. Широко практикуется семейное консультирование, направленное на коррекцию и оптимизацию родительских установок, стилей воспитания и детско-родительских взаимоотношений. Проводится обучение учителей методам личностно ориентированной педагогики.
Не отрицая важности разработки социально-психологических аспектов профилактики школьной дезадаптации, следует вспомнить и об основной — учебной — деятельности детей. Многолетняя практическая работа в школе позволяет с уверенностью заключить, что основные причины проблем, возникающих у учащихся 5-7-х классов отнюдь не социально-психологические. Их личные трудности более связаны с учебой, чем это себе представляют теоретики от педагогики и психологии. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, т. е. нарушается (а возможно, разрушается) ведущая учебная деятельность.
Основными причинами нарушения учебной деятельности оказываются недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся, в особенности — высших форм мышления, которые не получили необходимого развития в начальных классах, а также неполноценность начальных школьных навыков, основным из которых является навык чтения. Но даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребенок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания. Этот результат, к сожалению, закономерен из-за нестыковки программ начальной и средней школы, из-за различия целей, которые они перед собой ставят.
Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы адаптировать ребенка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает Учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки — научить читать, писать и считать. (Любые самые современные экспериментальные программы, несмотря на их декларации, ничего принципиально иного не содержат.) Решение данной задачи не предъяв-
215
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
ляет каких-то особых требований к интеллектуальному развитию детей. Она выполнима при условии минимального речевого и психомоторного развития и наличии простой ассоциативной памяти. Если ребенок старателен, а родители помогают ему и контролируют процесс обучения, то отличная успеваемость может быть гарантирована. Особенности и недостатки развития мышления не играют особой роли при обучении в начальной школе, так как оно там не требуется. Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на допонятийном уровне, когда ребенок не различает частное и общее, существенные и несущественные признаки, вместо категоризации использует эмоциональные, функциональные или ситуативные обобщения, речевые или визуальные шаблоны. Все эти особенности мышления могут не только сохраняться, но и закрепляться, пока ребенок пребывает в начальной школе, так как она специальных задач развития понятийного мышления не ставит. Исключением является программа В. В. Давыдова (в ее «классическом», не переработанном варианте), в которой в качестве основной задачи выступает формирование теоретического мышления. И она эту задачу с успехом может решить. Проблема состоит в том, что не каждый преподаватель может по этой программе работать. Чтобы только понять ее, учитель сам должен обладать развитым абстрактным мышлением, что в начальной школе является исключительной редкостью.
Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. В ее основе лежат отправные понятия и аксиомы, из которых постепенно выводятся более частные, специальные понятия, вырастает сама пирамида науки. Чтобы воспринять любую науку, еевнутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать понятийным мышлением, которое способно адекватно отражать закономерности, используемые в научных обобщениях. Операциональная система интеллектуальной деятельности должна находиться во взаимно однозначном соответствии с операциональной системой, используемой при изложении научных знаний. Если это условие соблюдается, т. е. подросток обладает понятийным мышлением, то он легко понимает то, что ему объясняют на уроках, и то, что он сам читает в учебниках и других научных пособиях и книгах.
Если понятийное мышление не сформировано, ребенок может образно представлять сообщаемые ему отдельные научные факты и положения, но в основном ему приходится заучивать излагаемую на уроках
216
Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
и в книгах информацию. Однако никакую науку выучить невозможно. Если это не сразу становится очевидно относительно таких наук, как история, биология или география, то относительно математики и физики сомнений ни у кого обычно не возникает. «Гуманитарные» науки дети могут еще какое-то время зубрить и получать пятерки за пересказы, хотя на вопросы, стоящие в конце параграфа, далеко не всегда могут дать вразумительный ответ. Математика и физика довольно быстро переходят в разряд ненавистных предметов, потому что запоминанию они не поддаются, а выученные формулы нисколько не помогают решению задач. Обучение постепенно становится неполноценным, а по ряду предметов — и невозможным.
Ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления. Как показал Л. С. Выготский, понятийное мышление формируется в процессе обучения, когда ребенку приходится овладевать научными понятиями, когда его обучают этому в начальной школе. Сегодня программы не только начальной школы, но и в значительной степени 5-6-х классов избавляют ребенка от необходимости мыслить, овладевать научными понятиями. Вспомним, как изменились за последние 10-15 лет программы 5-6-х классов. Началось с истории: вместо научного анализа развития общества дети получили «Историю в картинках». Потом вместо ботаники, с ее классификациями и систематизациями, появилось естествознание или рассказы о природе. А далее и физику преобразовали в продолжение рассказов об окружающем мире. Все больше программы строятся таким образом, чтобы ученик слушал, представлял, запоминал и пересказывал. По рекомендациям психологов, с учетом доминирования в данном возрасте наглядно-образных форм мышления, информацию в процессе обучения стараются подавать в виде ярких описаний, «рассказов в картинках». Избегаются схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала, а более всего — теоретические обобщения. Научные знания трансформируются в привычную для ребенка наглядно-образную форму. В этом случае ребенок интеллектуально как бы продолжает существовать в дошкольном детстве. Возможно, у него расширяется система представлений, но способы восприятия и переработки информации не совершенствуются. Если ребенок не овладевает понятийным мышлением в начальной школе, то у него закрепляются имеющиеся допонятийные формы, а время, когда еще возможно развитие, уходит. Происходит именно то, от чего предостерегал Л. С. Выготский: обучение ориентируется на завершенные циклы развития, плетет-
217
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
с я в его хвосте и потому ничего не может дать развитию. Только опережающее обучение, обращенное к незрелым функциям, опирающееся на несформированные процессы, как показал Л. С. Выготский, является двигателем психического развития ребенка. Осуществляемая в настоящее время реформа начального образования (возвращение к четырехлетнему начальному обучению) не изменяет его по сути: оно остается таким же «описывающим и рассказывающим», только более растянутым во времени, снимающим излишнюю физическую нагрузку. Задачи формирования понятийного мышления по-прежнему отсутствуют.
Если «развивающая» работа не проводится ежедневно и систематически и, напротив, ежедневно и систематически ребенку приходится «описывать, представлять и запоминать», то понятийное мышление может и не развиться. Обычно если ребенок в начальных классах не является неуспевающим (а тем более, если хорошо учится), то родители (да и педагоги) не прислушиваются к предостережениям и рекомендациям психолога. Следовательно, достаточно часто за время обучения в начальной школе не происходит необходимой трансформации интеллектуальных структур, а закрепляются, становятся привычными («автоматизируются») примитивные операции, используемые ребенком для переработки информации. Когда же в 5-6-м классе дети начинают сталкиваться с трудностями, у них снижается успеваемость, многие родители спохватываются, вспоминают предостережения психолога, ищут его помощи и готовы выполнять его рекомендации. И психолог должен их дать. Для этого необходимо обязательно проводить комплексное психологическое обследование всех учащихся 3-х (4-х) классов, независимо от того, как они учатся, т. е. не ограничиваться слабоуспевающими учащимися.
Использование II ступени ТООР и направлено на то, чтобы заблаговременно (еще в 3-4-м классе) выяснить, сформировались ли у детей необходимые для обучения в средней школе интеллектуальные операции, какого рода трудности и по каким предметам могут возникать. В ней же содержатся рекомендации, как можно преодолеть эти трудности или даже избежать их. Однако следует помнить, что возможности оптимизации развития не безграничны. Фактически имеется всего два года (5-й и 6-й классы), в течение которых что-то еще можно изменить к лучшему. Наши многолетние лонгитюдные исследования показывают, что тот тип интеллекта, который складывается к 7-8-му классу, качественно изменить уже не удается. Те способности, которые не достигли к этому времени определенного уровня развития (обозначенного нами при диагностике как среД'
218
Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
ний), постепенно подавляются окончательно. В дальнейшем никаких принципиального новых интеллектуальных операций в системе мыслительной деятельности ребенка не возникает.
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература