2.1. Структурные компоненты тоор
Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в рамках ТООР выведено на уровень социальной технологии, в которой последовательно реализуется ряд взаимосвязанных этапов работы с учащимися, их родителями и педагогическим коллективом школы. Эти этапы являются структурными элементами социальной технологии и могут быть охарактеризованы как:
диагностический;
аналитический;
прогностический;
информационный;
обучающий;
консультационный;
коррекционно-развивающий.
Для реализации диагностического этапа разработан единый методический комплекс, используемый для обследования учащихся с 1-го по 11-й классы. Диагностический комплекс состоит из классических (адаптированных) и авторских методик, позволяющих количественно и ка-
Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)
чественно оценить более 100 показателей, характеризующих индивидуальность ребенка. Он имеет три модификации, используемые при тестировании учащихся 1-2-х, 3-6-х, 7-11-х классов. Между тремя ступенями единого методического комплекса (отражающими три качественно своеобразных этапа развития) сохраняется полная преемственность, обеспечивающая возможность сравнения и прослеживания развития каждого психического свойства учащихся за весь период их обучения в школе с 1-го по 11-й класс.
Технологичность диагностики достигается за счет отработанной процедуры группового тестирования, в которой оптимизированы:
последовательность предъявления методик (с учетом их сложности, утомляемости и пр.);
время работы и отдыха, вписывающееся в периодичность школьных уроков-перемен;
форма предъявления тестов (стимульный материал);
форма ответов (на стандартных бланках, удобных для последующей компьютерной обработки);
инструкции и примеры, обеспечивающие понимание заданий и качество групповой работы.
Преимущество разработанной технологии группового тестирования в том, что посредством одновременного (в течение 4-5 уроков) обследования всего класса (30-40 человек) по всему комплексу методик удается сразу решить две задачи: обеспечить массовость обследования; получить углубленные, многоплановые сведения об индивидуально-психологических особенностях каждого учащегося. 1
С целью реализации аналитического этапа разработана система критериальных нормативов для каждого показателя используемых методик, которая позволяет оценить достигнутый ребенком уровень развития и степень гармоничности-дисгармоничности развития. В каждом показателе рассчитаны количественные значения для пяти качественно различных уровней или зон развития. Требующие интеллектуальных тестов выделяют следующие зоны:
• «патологии», некоторой задержки в интеллектуальном развитии, причинами которой являются нарушения или отклонения анатомо-физиологического характера, требующие медицинского вмешательства;
• слабого уровня развития способностей, явный их недостаток, ственно осложнять обучение ребенка по определенным предметам школьного цикла;
18
19
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
среднего уровня, свидетельствующего о начальной стадии формирования той или иной необходимой для обучения в школе интеллектуальной операции;
хорошего уровня или наличия задатков к определенным видам интеллектуальной деятельности;
высокого уровня или талантливости.
Для показателей личностных тестов это четыре зоны:
слабой выраженности какого-либо свойства, манеры поведения, нехарактерной для ребенка;
среднего уровня выраженности свойства, форм реагирования, которые в основном характерны для поведения ребенка;
хорошего или оптимального уровня выраженности данного свойства, способов реагирования, которые типичны для данного ребенка;
высокого уровня или излишне сильного, демонстрируемого «напоказ», гипертрофированного проявления какого-либо свойства.
Для тестов креативности разработаны также четыре зоны, характеризующие проявление творческих способностей как слабое (полное отсутствие), среднее (имеется некоторая основа для их развития), хорошее (творческие задатки уже сформированы и могут проявляться в деятельности ребенка) и высокий творческий потенциал.
Сравнение индивидуальных данных с нормативами позволяет оценить:
Структуру интеллектуальных способностей, тип интеллекта ребенка.
Наличие и характер отклонений, осложнений в развитии, возможности компенсации.
Возможности ребенка в усвоении различных предметов школьного цикла.
Творческий потенциал.
Особенности характера, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. (Особое внимание уделяется личностным особенностям, которые могут осложнять процесс обучения: повышенные тревожность, впечатлительность, недостаточность волевого самоуправления, завышенная или заниженная самооценка и пр.)
Стрессоустойчивость, адаптивность, способ взаимоотношения с окружающими, положение в коллективе.
Наличие задатков для дальнейшей специализации обучения последующим направлениям:
Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)
математика и программирование;
экономика и финансы; .
физико-математические науки;
естественные науки;
гуманитарные науки;
общественные науки;
иностранные языки;
- инженерно-конструкторская деятельность; -
предпринимательская деятельность;
-медицина;
- педагогика.
Технологичность в реализации аналитического этапа обеспечивается применением компьютерной обработки данных тестирования (так как полностью стандартизована форма ответов) и компьютерного анализа (поскольку разработаны количественные значения, характеризующие каждую зону развития).
Для реализации прогностического этапа используются модели интеллектуального и личностного развития, разработанные на базе лонгитюдных исследований, в которых учитывается достигнутый уровень, степень гармоничности или профиль и тип ядерных или центральных интеллектуальных и личностных характеристик. Использование прогностических моделей позволяет предсказать:
направление развития интеллекта и личности ребенка (перспективы и осложнения);
потенциал развития (возможный уровень и условия его достижения);
успеваемость по различным предметам школьного цикла (возможности, осложнения, их причины и способы преодоления);
• характер взаимоотношений с окружающими.
Технологичность прогностического этапа достигается за счет использования в моделях развития структурного принципа корреляционных плеяд, в которых графически представлены ядерные и периферические характеристики, их взаимосвязи и тенденции развития в зависимости от количественной выраженности (или силы) ядерных свойств.
Для реализации информационного этапа используется модульная форма составления и выдачи итоговых индивидуальных характеристик. Характеристика компонуется из отдельных стандартных блоков, количество которых, а также набор входящих в каждый блок свойств может варьироваться, сокращаться или расширяться в зависимости от того, что
20
21
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)
является наиболее важным (или не столь существенным) на данном этапе развития, обучения или в соответствии с запросом педагогов, родителей, учащихся. Для составления индивидуально-психологической характеристики учащегося используются: нейродинамические и психофизиологические особенности; интеллектуальные способности; творческие способности; профессиональные способности; индивидуально-личностные особенности; социально-психологические характеристики.
Технологичность информационного этапа обеспечивается за счет разработанного стандартного типового варианта характеристики (Приложение 4) и нескольких его модификаций, которые могут быть составлены с использованием компьютера. Единство методического обеспечения делает возможным формирование и ведение базы данных (предусмотрены компьютерный и табличный варианты), что позволяет не только хранить информацию и извлекать ее в том или ином требуемом варианте, но и использовать ее в педагогическом или научном анализе. В частности, использование методов статистического анализа позволяет получить общую характеристику класса, сравнить классы между собой, проследить динамику развития конкретного ученика за любой период обучения в школе, оценить эффективность тех или иных программ обучения или отдельных коррекционных воздействий на развитие детей.
Обучающий этап реализуется в групповом варианте посредством проведения классных собраний учащихся, родительских собраний и «малых педсоветов» с педагогами и администрацией школы. В процессе разъяснения принципа работы с имеющейся у каждого собственной (или своего ребенка) индивидуальной психологической характеристикой или таблицей-характеристикой всего класса (Приложения 5,6) происходит передача психологических знаний и обучение самостоятельному их использованию.
Подобное обучение детей, родителей и педагогов возможно, поскольку в процессе групповой беседы:
объясняется содержание психологических показателей, используемых в характеристике, разносторонне описываются различные интеллектуальные и личностные свойства;
объясняется их роль в личной жизни человека на различных ее тапах, в построении взаимоотношений с другими людьми, в различных видах учебной и профессиональной деятельности;
даются рекомендации, разъясняются конкретные методы развития различных свойств и способностей;
описываются проблемы, с которыми может столкнуться сам ребенок, его родители или педагоги в зависимости от степени выраженности у ребенка тех или иных свойств;
разбираются типичные для данного возраста и этапа обучения проблемы в освоении предметов школьного цикла и во взаимоотношениях с одногодками и со взрослыми;
излагаются методы предупреждения учебных проблем или коррекции нежелательного поведения, которые могут использоваться самими учащимися, родителями, педагогами.
Проводимые групповые беседы способствуют:
развитию самоанализа, самосознания, самоуправления учащихся, ориентации их на самосовершенствование;
более глубокому пониманию родителями своих детей, налаживанию взаимоотношений с ними, оказанию реальной помощи детям в обучении и развитии;
индивидуализации обучения и воспитания учащихся и одновременно оптимизации работы учителя с целым классом на базе предоставляемых характеристик классных коллективов.
Технологичность обучающего этапа реализуется за счет разработанных 40-60-минутных (по необходимости — и более длительных) собраний-бесед для учащихся с 7-го по 11-й класс, для родителей и учителей с 1-го по 11-й класс, единых структурно, но специализированных по содержанию для каждой возрастной группы детей и категории взрослых слушателей.
Ежегодное проведение собраний по итогам тестирования приучает детей, родителей и учителей анализировать изменения, оценивать результаты и работать над развитием.
В рамках информационного этапа реализуется и просветительско-педагогическая работа с учителями и родителями посредством лекций по проблемам возрастной психологии.
Консультационный этап наиболее индивидуализирован по содержанию реализуемой деятельности, хотя в нем максимально используются результаты всех предыдущих этапов, особенно диагностического. В рамках консультационного этапа осуществляется оказание помощи в решении сугубо индивидуальных проблем ребенка, семейных проблем и межличностных проблем, возникающих между учителем и конкретным учеником, а также во взаимоотношениях между учащимися. На данном этапе естественно дополнительное применение специализированных (часто проективных) методик в соответствии с индивидуальным запро-
22
23
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
сом и темой консультирования. Консультирование осуществляется по мере обращения.
В реализации коррекционно-развивающего этапа акцент делается на развитии, уменьшая потребность в коррекции. Кроме того, работа всей системы направлена на профилактику, предупреждение осложнений и отклонений в развитии. Ее функционирование способно полностью обеспечить профилактику за счет вмешательства в латентном периоде существования проблемы. Разработана система рекомендаций, использование которых при выполнении домашних заданий ребенком позволяет корректировать направление развития. Регулярное ежегодное обследование всех учащихся обеспечивает наблюдение за их общеличностным и интеллектуальным развитием, позволяет своевременно выявлять детей с невротическими и нейрофизиологическими осложнениями, с проблемами дезадаптации, дисгармоничности интеллектуального и личностного развития и осуществлять необходимые психолого-педагогические воздействия. Кроме того, использование прогностических моделей позволяет выявить детей с неблагоприятными тенденциями в развитии и начать работать с ними еще до того, как тенденции превратятся в проблемы ребенка. Также оказывается возможным выявление наиболее одаренных детей и своевременная работа с ними по более интенсивной программе обучения.
В рамках развивающего этапа предусмотрено использование различных современных психолого-педагогических технологий, в том числе и авторских. Однако основное внимание уделяется оптимизации самого учебного процесса. Разработаны рекомендации для учителей по изменению методов преподавания в зависимости от наличия различных групп «проблемных» учащихся (не столько из-за поведения, сколько из-за дисгармоничности интеллектуального развития) и общей характеристики класса, а также методов по оптимизации взаимодействия с отдельными учащимися. Составлены рекомендации родителям и самим детям, касающиеся способов выполнения домашних заданий, которые позволяют оптимизировать развитие и избежать специальной коррекционной работы психолога с ребенком. Вся сиситема коррекционно-разви-вающей работы в рамках ТООР строится таким образом, чтобы она не выходила за рамки самого учебного процесса, не стала дополнительно]" нагрузкой для ребенка, не требовала привлечения специалистов. Если родители или учителя по каким-либо причинам не реализуют рекомендации по реорганизации учебной деятельности ребенка, можно прибегнуть к традиционным, хотя и более трудоемким, методам психологи-
Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)
ческой помощи. В начальной школе используются как развивающие (активизация творческих способностей, развитие логической памяти, пространственного, понятийного и абстрактного мышления и др.), так и кор-рекционные технологии. Тренинги общения для учащихся средних и старших классов имеют смешанный, развивающе-коррекционный характер. Сугубо на развитие ориентированы тренинги сензитивности, креативности, личностного роста, рекомендуемые в работе со старшеклассниками.
На этом этапе решаются и медико-психологические задачи по предупреждению излишнего нервно-психического напряжения, психофизиологических перегрузок учащихся, которые могут отрицательно влиять на общее состояние здоровья и успеваемость. Особое внимание уделяется учащимся в периоды их социально-психологической переадаптации (первые, пятые, вновь формируемые классы) и возрастных кризисов развития.
С данным этапом тесно связана научно-исследовательская работа, направленная на выявление факторов, влияющих на развитие способностей, творческого потенциала и личностной зрелости учащихся. Ее целью является разработка рекомендаций для педагогического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Ключевым моментом в функционировании I ступени ТООР является профилактическая работа и оказание максимально возможной психологической помощи детям на этапе поступления в школу и в период обучения в начальных классах. Гармонизация развития в этом возрасте оказывается наиболее легко осуществимой и позволяет добиться наилучших результатов: практически избавить учащихся от проблем в процессе дальнейшего их обучения.
Второй этап работы в рамках ТООР (или основная задача ее II ступени) заключается в комплексной диагностике готовности учащихся к переходу из начальной школы в среднюю. Необходимость проведения подобной диагностики диктуется не только (и не столько) проблемами социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов к новым учителям и режиму обучения.
Основной причиной становится предотвращение резкого снижения успеваемости из-за неготовности детей к качественно новому уровню учебных программ. Если в 1-3-х (4-х) классах высокая успеваемость могла быть обеспечена даже при очень посредственном интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности и хорошей памяти, то с 5-го класса основная нагрузка в усвоении программы ло-
24
25
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
жится на высшие формы мышления. Если они оказываются несформи-рованными, успеваемость резко падает.
Основная цель комплексного психологического обследования учащихся 3-4-х классов заключается в диагностике новообразований периода обучения в начальной школе, к которым относятся:
высшие формы понятийного мышления;
абстрактное мышление;
структурно-динамическое мышление;
пространственное мышление;
логическая, связанная с мышлением оперативная память;
способность к самостоятельному мышлению (произвольность в использовании имеющихся интеллектуальных операций);
способность к самоанализу, самокритичности, наличие адекватной самооценки;
определенный уровень личностной зрелости, самостоятельности в принятии решений и поступках.
Психологическое обследование, проведенное в 3-м (4-м) классе, позволяет определить наиболее вероятные учебные проблемы 5-9-х классов (предметы, отдельные темы) задолго до того, как они воплотятся в действительности, и составить рекомендации по их предупреждению.
Третий этап функционирования ТООР (или ее III ступень) позволяет проводить:
анализ задатков профессиональных способностей у учащихся 7-11-х классов, проведение профориентационного консультирования;
изучение творческих способностей (и их структуры) в связи с различными сферами будущей профессиональной деятельности;
углубленное изучение отдельных личностных характеристик (особенности группового взаимодействия, межличностного общения, поведения в стрессовых ситуациях, способностей к адаптации, системы жизненных ценностей, правосознания и пр.).
Методические комплексы I, II и III ступеней ТООР приведены в Приложении 1. ТООР включает в себя сквозную технологию, реализуемую на всех ее ступенях — это технология оптимизации обучения и развития детей с легкими функциональными нарушениями мозговой деятельности (ММД). Ее использование позволяет таким детям восстановить здоровье, успешно обучаться не только в общеобразовательных школах, но и в гимназиях, обеспечивает их полноценное личностное развитие.
26
Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература