logo
209371_7777D_yasyukova_lyudmila_apollonovna_psi

1. Современная система психологической помощи детям

Современная система психологической помощи детям основывается на создании бесплатных государственных консультативных центров на базе детских садов, школ и РУО, а также коммерческих психологических учреждений различного профиля. К настоящему времени практически во всех городах России уже имеется сеть психологических служб, в которых работают специалисты различных профилей (психо­логи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги), однако ситуация в школах продолжает ухудшаться. Возможны два альтернативных объяснения тому, что число детей, нуждающихся в психологической помощи постоянно растет, несмотря на стремительное расширение сети услуг, оказывающих коррекционно-развивающую и консультативную помощь.

Во-первых, в настоящее время из-за сложной социально-экономической ситуации невозможно достичь большего, необходимо просто продолжать работать в этом же направлении.

Во-вторых, сама складывающаяся система по оказанию психолого-педагогической помощи детям имеет существенные недостатки, которыми и объясняется ее невысокая эффективность.

Первый вариант объяснения представляется самоочевидным, но мы рассмотрим второй. Теоретические установки, на которых основывается современная система работы с детьми, достаточно просты, соответствуют традициям гуманистической психологии и могут быть сформулированы следующим образом. Все люди от природы разные, но все имеют право на достойную жизнь. Роль психолога в том, чтобы помочь каждому найти свое место в мире. Как ни парадоксально, но именно последовательное проведение гуманистического подхода, с позиций которого следует принимать детей такими, какие они есть, и помогать им адаптироваться и социализироваться, исходя из их возможностей, не позволяет работать на предупреждение проблем в развитии и обучении.

Во-первых, когда индивидуально-психологические особенности понимаются как природно обусловленные, различные уровни их выраженности воспринимаются как данность, из которой надо исходить при определении доступных ребенку сфер деятельности и степени сложности учебных программ. Диагностика проводится для оценки уровня

Современная система психологической помощи детям

интеллекта (в сравнении с возрастной нормой), выяснение причин, которые могут пока блокировать его развитие, не планируется, также не ставятся цели формирования и развития. На практике если диагностика подтверждает предположение о сниженном интеллекте, то происходит так называемая «коррекция» учебной программы (т. е. перевод ребенка в класс педподдержки или во вспомогательную школу), а основной целью психологической помощи становится адаптация ребенка к тому положению, которое он может занять, и оказание помощи в освоении соответствующих более простых учебных программ и социальных ролей.

В этой ситуации психолог работает обычно с эмоционально-личностными проблемами, и нормализация поведения достигается за счет того, что ребенок находит замещающие виды деятельности, снижая общий уровень притязаний, смиряясь с невысокой школьной успеваемостью и переходом в коррекционные или вспомогательные классы. Психолог, работающий комплексно, старается также скорректировать установки родителей и тем самым целостно адаптирует ребенка к его «новому», сниженному статусу, окончательно закрепляя направление его интеллектуальной деградации.

Наша многолетняя практическая работа в школе показывает, что многие осложнения в обучении являются следствием интеллектуальной дисгармоничности в целом нормально развитого ребенка, при которой в процессе обучения в школе может происходить торможение формирования высших форм мышления. Эмоционально-личностные отклонения в его развитии обычно, бывают вторичны, представляют собой реакцию ребенка на неудачи и трудности в учебе, на критику со стороны родителей и педагогов.

Рассмотрим достаточно типичный пример интеллектуальной дисгармоничности, когда наблюдается абсолютное доминирование той или иной репрезентативной системы (по Р. Бэндлеру и Дж. Гриндеру). Известно, форма подачи информации не соответствует репрезентативной системе, ребенок ее не воспринимает и не обучается. Наиболее распространенный сегодня в начальной школе фонематический метод обуче­ния чтению Д. Б. Эльконина доступен только для аудиалов и детей смешанного аудиально-визуального типа, но затрудняет процесс обучения всех остальных детей, приводя к дислексии и дисграфии. Отсутствие какого-либо дальнейшего продвижения в учебе тормозит интеллектуальное развитие настолько, что дети оказываются во вспомогательных школах. Для визуалов оказывается идеальной программа Н. А. Зайце-

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

в а, которая не годится для остальных детей и непонятна большинству учителей начальной школы, так как среди них больше всего аудиалов. Ни одна из существующих систем или программ не дает возможности обучаться детям-кинестетикам, после того как в середине 80-х годов окончательно отказались от технологии преподавания, разработанной П. Я. Гальпериным и названной поэтапным формированием умственных действий. Как правило, кинестетиков сразу относят к умственно отста­лым, часто — несмотря на мануальную и двигательную талантливость. Их обычно отправляют в коррекционные классы или вспомогательные школы, где развитие детей окончательно тормозится.

Проводимое нами комплексное психологическое обследование детей перед поступлением в школу позволяет получить полное представление о структуре интеллекта и дать родителям рекомендации об оптимальных учебных программах. Также мы рассказываем как сформировать у кинестетиков и визуалов аудиальную систему доступа, чтобы вообще снять зависимость от специфичных методов преподавания.

Массовая диагностика старших дошкольников — младших школьников (около 3000 человек) показывает, что детское развитие, как правило, дисгармонично, т. е. обучение объективно проблемно, гармоничность же — явление исключительно редкое. С другой стороны, мы убедились, что в период обучения ребенка в начальной школе гармонизация развития не только возможна, но и легко достижима. Но уже в средней школе помочь ребенку бывает уже очень трудно. Напротив, когда учеба налаживается, ребенок становится успешен в ведущей деятельности, эмоционально-личностные проблемы «исчезают» сами и поведение нормализуется. При этом ребенок сохраняет свой статус, уровень притязаний и уверенность в себе, нормализуется и семейная ситуация.

Во-вторых, если все усилия сосредоточиваются на оказании практической помощи в адаптации ребенка посредством коррекции, исправления отклоняющихся характеристик, то работа ведется фактически со следствиями, не затрагивая объективных глубинных причин нарушений. При этом психодиагностика используется для подтверждения (реже — для опровержения) педагогического диагноза. Психолог убеждается, что ребенок, например, невнимателен (агрессивен и пр.) и приступает к коррекционной работе по соответствующим программам. Однако нередко внешне однотипное проблемное поведение или низкий уровень того или иного психического процесса имеют существенно различные внутренние причины, требующие иногда прямо противополож

10

Современная система психологической помощи детям

ных методов работы. Например, если ребенок из урока в урок не отвечает на вопросы учителя, то причин такого поведения может быть более десяти и, следовательно, — столько же вариантов работы с ребенком и рекомендаций для учителя. Если молчание связано с ограниченным объемом слуховой памяти, то ребенку необходимо 2-3 раза повторять вопрос, если с ригидностью нервной системы — повторять вопросы нельзя ни в коем случае. Только глубокая комплексная диагностика может предупредить ошибочные выводы. Например, причинами фактической невнимательности, которая будет подтверждаться и тестированием, могут быть сохранение инфантильных установок, сниженная мотивация, наличие элементов аутизма в поведении — при этом само внимание как психический процесс может быть полностью сформировано. Напротив, при ММД невнимательность вызвана несформированностью самого психического процесса. Однако, ни в том, ни в другом случае стандартные программы развития и тренировки внимания ничего не дадут, так как в первом случае надо работать не с процессом внимания, а с личностью, а во втором — лечить или ждать физиологической компенсации ММД.

Психологическая диагностика абсолютно необходима и в тех ситуациях, когда психологов привлекать не принято. Например, когда педагог и логопед делают заключение о наличии у ребенка дислексии и дисграфии. Наша практика показывает, что сегодня значительный процент детей, отправляемых на логопедическую коррекцию, вообще не имеют проблем в звукопроизношении и построении речи. Многие из них просто не смогли обучаться по программе Д. Б. Эльконина, так как являются крайними визуалами или кинестетиками. Довольно значителен про­цент детей (до 30% первоклассников), у которых еще не сформирована зрительно-моторная координация вследствие остаточной ММД или теменно-височных патологий. Пока физиологические и органические причины не преодолеются, эти дети будут делать ошибки, по которым их станут квалифицировать как дисграфиков. «Дисграфиками» и «дислексиками» становились практически все дети, которые пришли в шко­лу, не зная алфавита, так как оказывались не в состоянии осваивать программу с той скоростью, которая ею предусмотрена. Переход на всеобщее четырехлетнее начальное обучение (вместо трехлетнего), возможно, несколько улучшит ситуацию, предоставляя учащимся больше времени на освоение навыков письма и чтения.

Сейчас как никогда нужно вспомнить доказанное еще в начале XX века положение о том, что при обучении навык чтения должен предше-

11

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

ствовать навыку письма. В условиях трехлетнего начального образо­вания большинству детей приходилось в укороченные сроки (за 2-4 месяца) параллельно осваивать и чтение и письмо. При таком обучении неизбежно нарушается формирование обоих навыков. Далее приходится бороться и с дислексией, и с дисграфией. Однако, если не заняться вплотную сначала чтением, отложив на время письмо, дети ' по вполне понятным причинам попадают во вспомогательные шко­лы, где на коррекцию дислексии могут уйти годы, а дисграфия так и остается

При логопедической коррекции дислексии, когда усиленно тренируется звукослияние, полноценный навык чтения часто не формируется, а развивается «озвучивание без понимания». При этом дети обучаются бегло озвучивать тексты, считается, что читать они умеют. Но книг они не читают, так как плохо понимают прочитанное. Естественно, такие дети имеют много проблем по всем предметам и приобретают стойкую дисграфию, так как без беглого осмысленного чтения грамотность недостижима. И никакие усиленные занятия русским языком, зубрежка правил, переписывание текстов, дополненные развивающими психологическими программами (пальцевая гимнастика, тренинг внимания и пр.), не помогают. Причина неграмотности в неполноценном навыке чтения, который может сохраняться вплоть до 8-9 класса (и на всю жизнь). Приведенный в I ступени ТООР тест навыка чтения можно использовать не только для второклассников. Он способен диагностировать неполноценность навыка чтения и позволяет понять причину безграмотности школьников в любом возрасте.

Объективная комплексная диагностика, предшествующая практической помощи ребенку, оказывается особо важной, так как неправильно выбранные коррекционные программы и методы работы не просто не дают положительного результата, но усугубляют ситуацию: закрепляют нарушения и приводят к задержке психического развития в целом.

В-третьих, несмотря на то, что правильное понимание причин позволяет индивидуализировать коррекционную работу с учащимися, на предупреждение проблем сегодня практически никто не работает. Про­филактика только декларируется. Ни один ПМС-центр сопровождения развития ребенка, или любой другой консультативный центр, или центр помощи семье не в состоянии сегодня работать на предупреждение проблем в обучении и развитии детей. В работе всех существующих центров помощи детям есть один «дефект», который не позволяет специалистам заниматься профилактикой. Он заключается в самом принципе,

Современная система психологической помощи детям

который положен в основу их работы, — принципе работы по обращениям. Специалисты начинают оказывать помощь только тогда, когда к ним за помощью обращаются.

Вполне естественно, что родители, педагоги, старшеклассники обращаются за помощью к психологу тогда, когда появляется проблема, они сами не могут с ней справиться. Специалистам всегда приходится иметь дело с достаточно запущенной ситуацией, осложненной неудачными попытками родителей и педагогов решить ее самостоятельно О какой профилактической работе тут может идти речь! Разве что о профилактике отклоняющегося поведения и преступности, но не о предупреждении проблем в обучении и развитии детей.

Но ведь известно, что проблема возникает не вдруг, всегда существует латентный период, когда ее наличие еще не нарушает жизнедеятельности ребенка. Проведенные нами сравнительные лонгитюдные исследования нормального и осложненного развития детей позволили выделить предпосылки (интеллектуальные, эмоционально-личностные, нейродинамические), наличие которых выступает в дальнейшем причиной появления проблем в обучении, поведении и общении. Анализ показал, что «вызревание» проблем подчинено определенным закономерностям. Изучение этих закономерностей позволило найти оптимальные методы своевременного вмешательства. До тех пор, пока латентная проблема не стала явной, вмешательство, предупреждающее ее появление, не требует специальной коррекционной работы психолога с ребенком. Избежать осложнений можно, дав родителям и педагогам рекомендации, на что обратить внимание в процессе обучения ребенка или как частично реорганизовать этот процесс. Многие из этих рекомендаций изложены в методических пособиях к I и II ступеням ТООР. Обычно их выполнение не требует никаких особых усилий, вполне понятно и доступно и самому ребенку, так как чаще они ограничиваются некоторыми изменениями в способе выполнения домашних заданий.

Например, при слабом развитии структурного визуального мышления (это часто характерно для аудиалов и кинестетиков) заучивание таблицы сложения в первом классе не формирует предпосылок для лучшего усвоения таблицы умножения в дальнейшем обучении. Программа по математике первого класса не вызывает у этих детей никаких трудностей, и родители поэтому не склонны реагировать на предупреждения психолога. Но со второго класса начинаются непреодолимые трудности, таблица умножения не заучивается, успеваемость резко снижается, а далее может тормозиться и общее интеллектуальное раз-

12

13

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

витие. Мы предлагаем таким детям еще в первом классе различные упражнения на устный счет, которые помогают сформировать внутренне «мысленное» представительство числового поля, необходимое для усвоения таблицы умножения. К концу второго класса такую перестройку в мышлении произвести уже несколько сложнее.

Стандартные проблемы в обучении возникают у детей с сильной памятью, но с недостаточно развитым мышлением. В начальной школе они не имеют особых проблем, могут учиться и на отлично. Трудности их ожидают в средней школе, когда нужно думать и понимать. Основной проблемой становятся уроки физики и математики. Но даже с историей или биологией может быть не все гладко. Такие дети легко пересказывают материал, но при ответах на вопросы, требующих анализа, они могут испытывать серьезные затруднения. Все это можно выправить еще и в 5-6-х классах, но лучше начинать с первого дня прихода ребенка в школу. Метод работы простой: не давать ребенку буквально пересказывать материал. Предлагать ему отвечать на вопросы своими словами и не последовательно по тексту, а вразбивку. Обучать ребенка формулировать основной смысл целого отрывка одним предложением, передавать смысл предложения, заменяя при этом слова. То есть приучать его сначала осмысливать, а потом уже запоминать информацию. Если ребенок изначально настроен на запоминание, старается сразу заучить информацию, то мышление остается невостребованным.

Самое важное заключается в том, чтобы вовремя обнаружить предпосылки зарождения проблемы, провести психологическое обследование тогда, когда ни родители, ни педагоги еще не видят в этом никакой необходимости. Для этого нужно ввести в практику периодические профилактические массовые тестирования, чтобы любой ребенок, хотя бы один раз в два года проходил стандартное комплексное психологическое обследование. Необходимо преодолевать предубеждения против массовых тестирований, так как только с их помощью возможно «захватить» проблему на этапе ее зарождения и предупредить ее появление.

Мы понимаем, что ребенка, как и взрослого человека, не избавить от всех проблем. Неизвестно, с чем он может столкнуться: жизненный путь уникален. Поэтому индивидуальные обращения за помощью и индивидуальная работа с пациентом будут всегда. Но от проблем в стандартной _ деятельности, какой является обучение в школе, избавить можно любого ребенка. Смысл профилактической работы в том и состоит, чтобы не давать возникать типичным проблемам в стандартных ситуациях адаптации, обучения, профессиональном самоопределении, общении и пр.

14

Технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР)

Определенная сложность заключается в том, что для проведения профилактических массовых обследований нужна стандартная техно­логия группового тестирования, позволяющая применять технические средства. Традиционная форма индивидуальной работы психолога с клиентом исключительно трудоемка и не дает возможности проводить массовые обследования, следовательно, и профилактику. Экспресс-методы, обеспечивая охват, не обеспечивают качества.

Однако мы считаем, что будущее за комплексными диагностическими технологиями. В этом убеждает собственный опыт: разработанная нами система групповой диагностики, положенная в основу технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, позволяет решать многие вышеописанные проблемы. Ее эффективность доказана более чем десятилетним использованием в различных школах не только Санкт-Петербурга, но и других городов России. Она ощутима с первого же года использования, так как благодаря профилактической работе и вовремя оказанной помощи значительно снижается процент неуспевающих и дезадаптивных детей, а также оказывается возможным выявление одаренных детей и оптимизация их развития.

Отношение к психодиагностике сегодня двоякое: многие видят в ней только средство селекции и поэтому особо опасаются массовых обследований, не понимая, что без нее профилактика и предупреждение проблем в развитии и обучении детей практически невозможны. Психодиагностика работает на цель, а цель определяется общепсихологической позицией того, кто ее использует в своей работе.