7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
Статистический анализ показал, что к концу первого года занятий перестают посещать кружки примерно половина ребят. После второго года остается 25%. И только 10-15% ребят, приходящих в ДДЮТ, действительно находят свое любимое дело, занимаясь в кружках в течение 4-5 лет и более. Первоочередная задача состояла в определении условий, позволяющих сохранять контингент учащихся, приходящих в кружки Дворца. Невозможно оказать какое-либо влияние на детей, переставших посещать занятия.
Проведенное психологическое исследование было нацелено на изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся. В анкетировании выяснялось, почему дети идут в ДДЮТ, как выбирают кружок, чего ожидают от занятий, как себя там чувствуют, каковы их планы на будущее. Важно было понять, какие ожидания не сбываются и какие потребности не получают удовлетворения и как надо строить работу в кружках, чтобы большинство детей находили в ДДЮТ то, чего им не хватает в семье и в школе. Только в том случае, когда известны потребности и побудительные мотивы, можно предложить детям наиболее привлекательные для них виды деятельности и создать условия для их полноценного развития.
Исследование проводилось в 30 кружках ДДЮТ, было опрошено 824 школьника (около 80% всего контингента учащихся). Использовалась специально разработанная анкета, составленная таким образом, чтобы на нее могли отвечать и первоклассники и старшеклассники. Анкета позволяла выяснить степень сформированное™ и осознанности мотивации, ее структуру, определить соотношение сущностных мотивов (познавательных, духовных, прагматических, коммуникативных, аффи-лиативных, самореализации) и внешних, неопределенных мотивов (занять свободное время, за компанию и пр.), выделить доминирующие мотивы. С ее помощью была получена информация о том, насколько самостоятельны дети в выборе занятий и что (или кто) оказывает влияние на этот выбор. Анкета позволяла также оценить, в какой степени занятия в кружках удовлетворяют потребности учащихся.
На основании проведенного исследования можно охарактеризо вать преобладающую структуру мотивацнонной сферы учашихсЯ следующим образом. Познавательный мотив является доминирУ10
Личностное развитие и социализации школьников
щим в структуре мотивации, причем у девочек даже в несколько большей степени, нежели у мальчиков (62,3% и 55,8%). Однако более 20% детей не находят новизны в информационном содержании занятий и, следовательно, не удовлетворяют свои познавательные потребности.
Вторыми по значению выступают духовные потребности, выраженные в активно-деятельной форме, в стремлении найти занятие для души, что-то такое, чем хотелось бы заниматься вне зависимости от практической пользы. Однако реализацию этой потребности нельзя рассматривать безотносительно к уровню успешности деятельности. Вряд ли следует полагать (как сейчас нередко делают), что потребность будет удовлетворена, даже если ребенок не достигнет высоких результатов, что сам процесс деятельности будет его мотивировать.
Дальнейший анализ мотивационной структуры позволяет заключить, что ребенок не будет заниматься тем, что у него плохо получается. Ему нужно не просто занятие для души. Следующей стоит потребность самореализации в деятельности, самоутверждения через деятельность, стремление достичь высокого мастерства в любимом деле.
Коммуникативные потребности не входят в структуру основных мотивов, побуждающих школьников идти в ДДЮТ. Они характерны примерно для 20% учащихся и в большей степени для мальчиков, чем для девочек.
В целом мотивационная структура девочек в большей степени «поляризована» — более явно выражены основные, сущностные мотивы и слабее — внешние, «неопределенные» (занять свободное время, просто из интереса, за компанию). У мальчиков иерархия мотивов проступает не так четко, как у девочек, почти для 20% из них характерна субъективная неопределенность побуждений (они сами не знают, чего хотят). Намечается противоречие: менее четкое понимание собственных побуждений сочетается с более явным, чем у девочек, стремлением действовать самостоятельно. Мальчики в меньшей степени ориентируются на советы родителей и друзей, более того, воспринимают рекомендации Родителей как давление и принуждение. Возможно, эта же установка может приводить к несколько большей проблемное™ и меньшей удовлетворенности мальчиков и в сфере общения.
Девочки, несколько в большей степени ориентированы на советы Родителей и друзей. Рекомендации родителей они воспринимают как соответствующие своим внутренним побуждениям. Девочки более кон-Ф°рмны и внушаемы. В западной социологии конформизм рассмат-
298
299
Личностное развитие и социализации школьников
ривается как внутреннее условие успешности социализации личности. В данном исследовании можно увидеть определенное подтверждение этому тезису, у девочек в большей степени, чем у мальчиков, реализуются все анализируемые потребности. И именно выраженность конформных установок позволяет полнее реализовать коммуникативные и аффилиативные потребности. Также осознание собственных потребностей и оформленность мотивационной структуры предоставляет девочкам больше возможностей для удовлетворения познавательных и прагматических устремлений.
Процесс социализации мальчиков протекает более противоречиво. Для них характерно более четкое определение того, что им не нравится, что не подходит (в этом они опережают девочек), но мальчикам труднее понять, чего же они, собственно, хотят. Девочки, напротив, лучше объективируют свои стремления и менее склонны к отвержениям. Это подтверждается и динамикой отсева из кружков. Среди школьников, первый год занимающихся в кружках ДДЮТ, процент мальчиков и девочек примерно одинаков. Ко второму году обучения девочек остается 60%, а мальчиков — менее 30%, к третьему году — девочек 35% от поступивших, а мальчиков — менее 15%. В итоге получается, что фактически девочек в кружках занимается в 2-3 раза больше, чем мальчиков, хотя потребность во внешкольной деятельности в равной степени испытывают
и те и другие.
Приведенные выше результаты статистического анализа отсева из кружков указывают важность изучения мотивации детей, впервые приходящих в ДДЮТ. Естественно, что принять решение пойти в какой-либо кружок Дворца ребенок может в любом возрасте, поэтому впервые приходят не только первоклассники, но и подростки и старшеклассники, и их мотивы вряд ли будут одинаковыми. Нужно знать, что движет детьми, и предоставить им необходимое, чтобы они остались, а не ушли сразу, как это происходит сейчас.
Первоклассники, которых фактически приводят в ДДЮТ родители, представляют наиболее специфичную группу по структуре по-требностно-мотивационной сферы. Доминирующим мотивом является желание получить одобрение и похвалу со стороны взрослы Само содержание деятельности и даже тот факт, интересна она ил нет, оказывается менее важным для ребенка. Собственно познавате ные мотивы еще не выражены. Коммуникативные способности пр тически не развиты, ориентация на друзей, компанию полностью сутствует, но потребност
300
(выражен мотив поиска друзей). В качестве внешних мотивов достаточно явно выражено подчинение родителям и стремление занять свободное время. Несформированность, неопределенность сферы интересов большинства первоклассников напрямую связана с их возрастной незрелостью. Возрастная незрелость и недостаточность коммуникативного опыта осложняет и эмоциональную адаптацию детей к занятиям в кружках ДДЮТ. На занятиях интересно практически всем детям, но только половина из них хорошо и свободно себя чувствует.
Как известно, школа является «сильным» социализирующим институтом, и в процессе обучения в первом классе ребенок делает качественный скачок в собственном развитии. Вполне очевидны изменения в структуре мотивационных предпочтений второклассников, впервые пришедших во Дворец. Познавательный мотив выступает абсолютно доминирующим. (Он сохраняет свое ведущее значение вплоть до старших возрастных групп.) Существенную роль в осознании собственных потребностей для второклассников играют обзорные экскурсии по кружкам Дворца. Максимально действенными они оказываются именно для этой возрастной группы. Далее их роль резко снижается. Второклассники обладают уже достаточно развитыми коммуникативными способностями, однако потребность в общении еще не насыщена, значимость ее (по сравнению с первым классом) возросла и выражена значительно сильнее, чем в каких-либо других возрастных группах.
По характеристике мотивационной структуры учащиеся 3-5-х классов, впервые пришедшие заниматься в кружки ДДЮТ, мало отличаются от второклассников. У них также абсолютно доминируют познавательные потребности, деятельностные и духовные стороны выражены слабо. Отмечается постепенное возрастное развитие коммуникативных способностей и навыков, расширение сферы общения, сопровождаемое •относительным насыщением потребности (ее значимость прогрессивно снижается).
Для формирования интересов большинства младших школьников исключительно значимыми оказываются советы родителей. Эти советы воспринимаются детьми как согласующиеся с собственным выбором х°тя собственный выбор фактически отсутствует и начинает формиро-аться именно под влиянием рекомендаций родителей). С переходом в РеДнюю школу значение родительских советов начинает снижаться (до I незначимости у старшеклассников).
301
Личностное развитие и социализации школьников
Начиная с пятого класса у детей резко возрастает ощущение собственной самостоятельности, снижается ориентация на родительские советы, возрастает значимость мнения друзей, но при этом «внешний» мотив прихода в ДДЮТ за компанию с друзьями пока отсутствует. Начинают проявляться духовные мотивы, а также стремление к самореализации.
Пик «компанейскости» при относительно слабой выраженности основных внутренних побуждений наблюдается у шестиклассников, впервые пришедших в ДДЮТ. Не сумевшие разобраться в своих потребностях школьники приходят в ДДЮТ от избытка активности и свободного времени и записываются всей компанией почти в любой, предложенный им кружок. Деятельностная направленность у них оказывается выраженной еще меньше, чем у ребят младших классов. Они не настроены на овладение какой-либо деятельностью и, тем более, на преодоление трудностей на пути к мастерству. В основном их интересует веселое провождение свободного времени. Однако подростков еще может увлечь коллективная деятельность или, скорее, «действо». У них также максимально выражена, по сравнению с другими возрастными группами, неопределенность их собственных планов на
будущее.
Характеристика мотивационной сферы семиклассников, впервые приходящих в ДДЮТ, уже качественно иная, хотя и остается небольшой процент учащихся, пришедших за компанию. Абсолютно доминирующими являются познавательные потребности. Резко повышается авторитет школьных учителей и ориентация на их советы. Начинается трансформация потребности в общении, индивидуализируются требования к людям, снижается направленность на расширение контактов и поиск новых дружеских связей.
Структура мотивационной сферы восьмиклассников, впервые решивших пойти в ДДЮТ. также отличается специфичностью. При абсолютном доминировании познавательных потребностей уже явно выражены духовные, характеризующие внутреннее взросление личности, юношеский поиск смысла и цели жизни. Однако деятельностная составляющая в сфере потребностей пока полностью отсутствует. Исключительно высока самостоятельность в принятии решении, отсутствует стремление к действиям «за компанию». Во многом повторяются особенности поведения, характерные для пятиклассников' но глубина и суть их уже другая. Пятиклассники определялись » пороге подросткового кризиса, восьмиклассники стоят на пороге Юй°
сти. Однако и среди них сохраняется небольшая прослойка школьников, не озабоченных поиском смысла жизни, без определенных потребностей.
Учащиеся, впервые решающие только в 9-м классе пойти в какой-либо кружок Дворца, представляют, как и шестиклассники, в своем роде достаточно проблематичную группу со «стертой» мотивационной структурой. Они выглядят исключительно инфантильными, максимально низка их самостоятельность в принятии решений и в наибольшей степени (среди всех возрастных групп) выражена ориентация на рекомендации школьных учителей. Значительное влияние на их поведение оказывают советы родителей, а также старших братьев и сестер. Однако, по сравнению с шестиклассниками, у учащихся 9-х классов стремление к компаниям практически не выражено, как и коммуникативные потребности в целом. Они выглядят инфантильными переростками, не умеющими себя занять. Естественно, что и их планы на будущее также достаточно расплывчаты.
Юноши и девушки, впервые приходящие в кружки ДДЮТ в 10-11-м классе, составляют группу, полностью противоположную предыдущей. Они уже вполне самостоятельно сделали свой выбор, четко знают, чего хотят, и рассматривают свои занятия в кружке как подготовку к соответствующей профессиональной деятельности.
В приведенном анализе рассмотрена не логика возрастных изменений в структуре потребностей школьников, а даны характеристики группам детей в зависимости от того, в каком возрасте у них впервые возникает желание заняться чем-то еще, кроме учебы в школе, и они приходят для этого в ДДЮТ. Известно, что далеко не все кружки формируются однородными по возрастному составу, следовательно, как показал проведенный анализ, потребности детей, находящихся в одной группе, могут качественно различаться. Программы и методики преподавания обычно не учитывают существование настолько разнородных установок и интересов, и поэтому вполне естественно, что значительная часть Детей не может удовлетворить свои потребности и перестает посещать занятия.
Как бы ни казались близкими по «биологическому» возрасту, напри-МеР, учащиеся 1-х и 2-х классов, или 5-х и 6-х классов, или 8-х и 9-х классов, приходя впервые во Дворец, они оказываются как бы детьми Из разных миров, не имеющими никаких общих точек соприкосновения. Их потребности, мировосприятие настолько различны, что они не сМогут и не захотят общаться друг с другом, и требования, которые они
303
302
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
будут предъявлять к педагогу и содержанию занятий, могут оказаться
несовместимыми.
При комплектации кружков из детей, впервые пришедших в ДДЮТ, необходимо учитывать специфику их потребностно-мотивационной сферы и руководствоваться следующим принципом деления на группы: 1-е классы, 2-5-е классы, 6-е классы, 7-8-е классы, 9-е классы, 10-11-е классы. В случае несоблюдения этого принципа вероятен значительный отсев учащихся из кружков в первый же год обучения из-за неудовлетворения потребностей и межличностных конфликтов.
Анализ результатов обследования показывает, что есть закономерные и однонаправленные сдвиги в структуре мотивации школьников в связи с продолжительностью их обучения в ДДЮТ. Такие своеобразные сдвиги позволяют говорить о развитии потребностно-мотивационной сферы детей, в большей степени связанной с самим процессом обучения, а не с возрастной динамикой. К каким бы различным возрастным группам не принадлежали учащиеся, сами занятия во Дворце творчества постепенно начинают оказывать влияние на их развитие и социализацию.
Пытаясь понять смысл происходящих преобразований, можно увидеть ряд последовательных этапов. Доминирование в течение первых двух лет обучения познавательных потребностей свидетельствует о том, что сначала происходит необходимая ориентация в выбранной сфере деятельности, идет накопление информации и формирование представлений о ней. Когда познавательное освоение деятельности в основном заканчивается, наступает этап ее деятельностного освоения. Преобладающим мотивом является самосовершенствование в деятельности.
Когда школьники действительно в совершенстве осваивают деятельность, постигая все тонкости «профессионализма», добиваются высокого уровня мастерства, мотив овладения деятельностью теряет свое значение. Этот перелом и переход на новый этап и отмечается к чет-вертому-пятому году обучения. Наступает очень своеобразный период, для которого характерно удовлетворение ребят от своих занятии. Они наслаждаются самим процессом деятельности.
Высокий уровень овладения деятельностью открывает возможное ти для творчества в ней. Начиная с пятого-шестого года обучения на ступает этап самостоятельной творческой деятельности. Обобщая проделанный анализ можно выделить этапы: 1. Познавательно-ученического освоения.
Личностное развитие и социализации школьников *
Активно-деятельностного освоения.
Профессионального мастерства.
Творческой самореализации.
В процессе обучения в ДДЮТ школьники не только овладевают какой-либо деятельностью и совершенствуются в ней. Происходит и общеличностное развитие, качественное преобразование внутреннего мира детей. Явные изменения наступают на третьем-четвертом году обучения. Они становятся очевидными и для самих детей и проявляются в том, что прежние дружеские связи перестают удовлетворять их. Школьным и дворовым приятелям непонятно и неинтересно все то, что стало важным для ребенка. Он не может поделиться с ними тем, что узнает на занятиях в ДДЮТ и чем наполнен его внутренний мир. Ему самому становятся скучными и кажутся пустыми привычные развлечения. Дети меняются настолько, что теряют взаимопонимание с приятелями, распадаются бывшие дружеские взаимоотношения. Дети «перерастают» свое привычное окружение, поднимаясь на более высокий уровень личностного развития. В создавшейся ситуации резко актуализируется потребность в новых контактах и построении нового круга общения.
Проведенное исследование потребностно-мотивационной сферы учащихся ДДЮТ показало, что абсолютно доминирующими в течение первых двух лет обучения являются познавательные потребности. Наиболее высокие требования предъявляются детьми к информационно-содержательному аспекту занятий. Обычно же только вводные занятия бывают информационно насыщенными. В дальнейшем, в процессе освоения предметных навыков, общепознавательный их компонент минимизируется. И если при освоении навыков эффективность деятельности детей оказывается невысокой, то они не получают удовлетворения от занятий и перестают их посещать.
Следовательно, одно из направлений совершенствования работы педагогов, способствующее закреплению контингента учащихся в кружках ДДЮТ, заключается в обеспечении информационной новизны, оригинальности содержательного аспекта занятий в течение первых двух лет обучения. Реализовать это в рамках программы кружка, где занятия нацелены на освоение ребенком какой-либо предметной деятельности (вязание, танцы или игра в шахматы), оказывается практически невозможным. Однако проблема решается при разработке интегративных занятий и программ, создания модульных курсов, в рамках которых про-в°дились бы совместные занятия не только таких «совместимых»
304
305
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
кружков, как ИЗО и «Вязание» или «Экология» и «Туризм», но и таких, как, например, «Хор» и ИЗО. Накапливающийся в этом направлении опыт работы педагогов ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга показывает исключительно высокую его эффективность. Периодическое проведение интегрированных занятий позволяет сохранять элемент новизны, способствует формированию более широких, целостных представлений об окружающем мире, развивает умение нестандартно мыслить, обогащает практический опыт детей в новых сферах деятельности. Участие в разноплановой деятельности помогает ребенку осознать свои потребности и выбрать занятие по душе.
Сравнительный анализ психологических особенностей детей первых двух лет обучения и тех, кто проучился в ДДЮТ более 4 лет (вне зависимости от их возраста), показал рост интеллектуальных и творческих способностей, интуиции, волевого самоуправления, активности, самостоятельности, самокритичности и оптимизма. Причем корреляционный анализ показал, что развитие интеллекта, самостоятельности, саморефлексии тесно связано с развитием творческих способностей. Если учесть, что занятия в кружках направлены именно на развитие творческого потенциала учащихся, то полученные корреляционные связи в определенном смысле свидетельствуют о возможностях оптимизации процесса социализации через творческую деятельность, подтверждая правомерность основной гипотезы исследования.
Таблица 7.1. Характеристика визуального мышления учащихся
(тест Равена)
Личностное развитие и социализации школьников
Т аблица 7.2. Характеристика развития воображения учащихся
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература