Литература
1. Агафонова И. Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб., 1997.
V 2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Анаапази А. Психологическое тестирование. Т. II. М, 1982.
^ 5. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.
Астапов В. М. Тест тревожности. М., 1992.
Бажин Е'. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985.
Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М., 1996.
Белошистая А. В. Наглядная геометрия в 1 (2, 3, 4) классе четы рехлетней начальной школы. Пособие для учителей. Мурманск, 1999-2001.
10. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сфе ры ребенка. М., 1994.
Брунер Дж. Психология познания. М., 1997.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психоло гической диагностике. Киев, 1989.
Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. Изд. 2-е. М., 1992.
Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994.
ВенгерЛ. А., Ветер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Ветер Л. А., Цукерман Н. К. Схема индивидуального обследова ния детей младшего школьного возраста. Томск, 1993.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т., Т. II, М., 1982.
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т., Т. III, М., 1983.
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т., Т. V, М., 1983.
347
по общей психологии. Под ред. Ю. П. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. 22. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия -^-„л .™„л,оттогтттг Пгт пед. Ю. П. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления для детей! 6-12 лет: Методическое руководство. СПб., 1995-1998. I
Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.
Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, 1993.
Гриндер М. Исправление школьного конвейера. СПб., 1993.
Давыдов В. В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будуще| го.//Возрастная и педагогическая психология. Сост. Шуаре Мар та О., М., 1992. С. 109-118.
Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников//Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. С. 160-163.
Демьянов Ю. Г. Психопатология детского возраста. СПб., 1993.
Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 1996.
Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен ного развития детей. М., 1995.
Зайцев И. А. Письмо. Чтение. Счет. СПб., 1997.
Зак А. 3. Развитие умственных способностей младших школь ников. М., 1994.
Захаров А. И. Детские неврозы. СПб., 1995.
Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
ч/ 37. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Изд. 2-е. М., 1993.
Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. МГУ, 1976.
Ителъсон Л. Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия//Хрестоматия по возрастной психологии. Под рёД- Д. И. Фельдштейна. М., 1994. С. 152-158.
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
348
Литература
Л ебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.,1985.
Лови О. В., Белополъский В. И. Руководство по использованию зрительно-моторного гештальт теста Бендер. М., 1996.
Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М., 1992.
Мураяма С. Дети и школа в эпоху изобилия.//Вопросы психо логии, 1994. №6. С. 140-147.
Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. СПб-Рига, 1998.
Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. В. И. Лубовского. Смоленск, 1994.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
О'Коннер Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. СПб., 1996.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в обра зовании. М., 1995.
Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психо логической диагностике. М., 1992.
Руководство практического психолога. Готовность к школе. Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
Самойлова В. А. К проблеме оптимизации процесса адаптации молодых специалистов//Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1983. С. 145-153.
Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в он тогенезе. М., 1985.
Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность. М.— СПб., 1995.
Талызина Н. Ф. Общий анализ учебного процесса//Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. И. Красило, А. П. Новго- родцева. М., 1995. С. 31-44.
349
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практичес кому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. СПб., 1995.
Халецкая О. В., Трошин В. М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995.
Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гипер активностью //Психиатрия. Под ред. Р. Шейдера. М., 1998.
Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. В. М. Аста пов. М., 1995.
Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М., 1996.
Чередникова Т. В. Тесты для подготовки и отбора детей в школ| СПб., 1996.
Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических ме дов в 2-х тт. Т. I. Братислава, 1988.
66. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. Тюмень, 1994 67.Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 199^
С.157-167.
Элъконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учеб ной деятельности//Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994.
Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дис функции головного мозга у детей. СПб., 1999.
Ясюкова Л. А. Влияние различных программ обучения на разви тие школьников. Лонгитюдное исследование // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. Под ред. В. Т. Лисов ского. СПб., 1995.
Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Про гноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999.
Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД- СПб., 1997.
Ясюкова Л. А. Особенности интеллектуального развития детей в зависимости от программ обучения//Практическая психоло гия в школе. III Всероссийск. конф. СПб., 1998.
Литература
Я сюкова Л. А. Особенности интеллектуального и личностного развития старших подростков (лонгитюдное исследование) // Вестник СПбГУ, сер. 6. Вып. 4, № 30. 2001.
Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб., 2001.
Ясюкова Л. А. Трансформация интеллектуально-образной сфе ры в процессе становления индивидуальности // Вторые Меж дународные Ломовские чтения. Т. II. М., 1994.
350
351
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
П РИЛОЖЕНИЕ 1
Методический комплекс I ступени ТООР (диагностика дошкольщ ков и учащихся 1-2 классов):
1. Графический тест Бендер (мелкая моторика ведущей руки, зр!| тельно-моторная координация, нейрофизиологические ее рпп^
шения).
Тест Тулуз-Пьерона (характеристики внимания, нейродинами- ки, общей работоспособности, функциональные отклонения в ра боте мозга, легкая органика).
Прогрессивные матрицы Равена — серии А, В, С (визуальное
мышление).
Тест структуры интеллекта и речевого развития младшех школьника (Ясюковой). '
Тесты на зрительную (образную) и слуховую (речевую) кра ковременную память.
Тест Тэммл, Дорки, Амен (личностная тревожность, особеннс ти общения, семейных взаимоотношений).
Цветовой тест Люшера (эмоционально-энергетические хара* ристики, личностные установки).
Проективный рисуночный тест Коха (самооценка, эмоциональ но-волевые характеристики, общая активность, особенности об щения и семейных взаимоотношений).
Рисунок семьи (положение ребенка в семье, восприятие им се-1 мьи и семейных взаимоотношений, отношение к отдельным ч.7"*-*" нам семьи).
10. Тест «Навык чтения» (Ясюковой).
Методический комплекс II ступени ТООР (диагностика учащихся 3-6 классов): I
1. Тест структуры интеллекта Амтхауэра (детский вариант Ясю-?
ковой).
Тест на самостоятельность мышления (Ясюковой).
Тест «Навык чтения» (Ясюковой).
Тест «Навык чтения» — английский язык (Белавиной).
Прогрессивные матрицы Равена, серии А, В, С, В, Е.
Тест гуманитарных способностей (Ясюковой).
Тест Тулуз-Пьерона.
Приложения
Тест Гилфорда (дивергентное, творческое мышление).
Рисуночный тест Торренса (творческое воображение).
16 ФЛО Кеттелла (детский вариант, адаптация Ясюковой с до полнительной шкалой на адекватность самооценки).
Проективный рисуночный тест Коха.
Цветовой тест Люшера.
Экспресс-методика изучения социально-психологического кли мата (СПК) класса (Ясюковой).
Методический комплекс III ступени ТООР (диагностика учащихся 7-11 классов):
Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
Прогрессивные матрицы Равена (серии В, С, О, Е).
Тест Гилфорда—Салливена (социальный интеллект).
Тест гуманитарных способностей (Ясюковой).
Тест физико-математических способностей (Самойловой—Ясю ковой).
Тесты (вербальный и графический) нестандартности мышления (Ясюковой).
Тест Гилфорда (дивергентное, творческое мышление).
Тест правосознания (Ясюковой).
Личностный опросник Кеттелла (переработка для старших школьников Ясюковой).
Тест Фидлера (социальная перцепция, эффективность комму никации).
Фрустрационный тест Розенцвейга.
Тест Тулуз-Пьерона.
Проективный рисуночный тест Коха.
Цветовой тест Люшера.
Тест «Навык чтения» (Ясюковой)
Тесты «Навык чтения» — английский язык (Белавиной).
352
а
ш
ю ю со
I
с; О
о;
т
о
3
О)
ю о
к
ш со
ь о
о
о о
X
о
ш
а.
ааапаааааааоооооаоаооаопяяяяваяяяяяяаявяяявя апопоаоааоаааопооаоааааооааоааояяявяяяяяяая оаоооаооаоаапаааооаоаоаааявааявяяявяяяяяяяяя ааоааааоооааааоасаоаооаааоаяяявяаяаяяяяяяавя опаааоаоооооааоаааааааароаааааяяяяявяввявяя аапоаааоаоаасоосюаасюсювяяаяаааваяяяяавяяяяя □ааоааопоааЬаопооаааааааааооаоввяяявявяяявя аооааоосаааоааоасаагэаоааапаосюавввввяяявявв аааааааааааооаасзооаоавявяяяяяяяяяввяяяяяявяя оаооооопоаасопоппоааовяяяяяявяаяяяявввяявяяя
иих
оааораааааооаааааааооаоосзаааасюовава', асааоааооаоаооааоаоаааааасюоосюввввв аааасюоасюсгаааоапоаоапааоасюпопапаввв
о пааааасшосюоааасюаоосюссюаааоаваавв. оооооаоаооааааоааааосзоааоаааааоваваа
а опапоааааааоооааааоооопоопоааававвв ааооаоооооапосасоааааоапооооаавааава
аооооааааоооааоапаоааааваааавваавааавввааааа
о оиаооссюаапасшоасюоаоаавяаавввааавававяа>ва □саааоспсапсаааааоппоооаоооааааааваавааавав сасаааосаааааапсаапоааааааасааоашшшшштштшщшщ
а папаааааааапапиаааааааоаооаооошшшшшшшттштт
иии6ос!и
соаоооаааоаааооаоопропооаооаоааяяяваяяяяяяв-01 ааопаааооооаоооооаоаапоаооаоаоовввввяяяяяяя б опоааооопаоаааоаооссааааааааоаоявяявявяяяня в оаасоооооааасоаааапаоаооооааааоаявяянввааява I аооаааооаооооопаааоааооаааоааоаввяяааяаяяяя 9 аооаоаоооааоааоаооороаяяаяаяяаявяаяяяаяявявя > аооосаоааааааооааоаааввавяяяяяяяяаававяяяавя > асоаооааасааоаааоооопаявняяявяявяаааавававвя с ОааоопоосаоаОоаОСЮааояваааааввааяаяяяяаааввв'г оапаоспоаааааоооооапоавяаввявяяяяяявваяававя >
ааааоааапопооаоапаааааааававааававааваавааввв
ОООаосОПОаООСЮОООСЮСЮааавааааввваааавааааава
С З ОПО СОС^ЗС СЗО^ЗСЮ ОС ИЗ ОЕЗСЗ С в в в а вав ввввв вввявввяввв
оаооаоааааоооаоаоааааввввяаяававваваяяявяввв всюооасшсюааапаааапааввввваавяавявввввваваав оааааоаоааааоаооааааоаававваввяааввяваввяввв
о ааааааоааооаааасоаоаосввавяаявяяяяяяяавяявв
(9) ии±
аааааоааааасюасаасэсюооасюсваавваввввввааваая ааоааааааааососссопойсаппяваввянявяввяяяяввя ааоаопопаоаапаооооосоаояавявввяяаяяявяяявввв асаоаапоааоааооасоааовяваявааввавввввяваваав оаапоааааааааоаоаооааяяааявяяяяавваввавяявяя оааоаагюаоааоаоавоааовяаяввааяавававвявяяаав
с сааа:
(е) ии!
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература