7.1. Социализация учащихся через творчество
Социально-экономические преобразования, происходившие в нашем государстве в конце 80-х — начале 90-х годов, не только необратимо изменили образ жизни, но и резко снизили ее уровень у абсолютного большинства населения. Проблемы выживания стали основными, а культурный досуг (театры, музеи, экскурсионные поездки и т. п.) — недостижимой роскошью. Значительно сократилось и время общения родителей с детьми, поскольку взрослым приходится его тратить на дополнительные приработки для содержания семьи. И если старшие поколения в этой ситуации еще сохраняют определенный культурный уровень, то процесс приобщения подрастающих поколений к историческим и духовным ценностям общества нарушился.
Нарушение механизма «семейной» трансляции культурных ценностей привело к очевидному разрыву в духовно-нравственном уровне старших и подрастающих поколений. Даже проживая в таком уникальном центре мировой культуры, как Санкт-Петербург, дети оказываются лишенными тех возможностей полноценного развития, которые город может предоставить. Фактически жизнь подрастающих поколений проходит как бы в другом, параллельном, убогом, культурноограниченном мире, и результаты воздействия этого мира на развитие детей уже начинают проявляться.*
К сожалению, до сих пор отсутствует продуманная, адекватная сложившейся ситуации государственная политика в области культуры, образования и воспитания, хотя очевидно, что дальнейшее бездействие может привести к необратимой духовной деградации общества.
Цель проведенного нами в 1996-2000 годах исследования на базе Дворца детского и юношеского творчества (ДДЮТ) Выборгского раи°' на Санкт-Петербурга и состояла в поиске условий, форм и методов вза пмодействия педагогов с учащимися, которые способствовали бы * На иопрос: «Что такое Санкт-Петербург?» — в ответ от нериокласхмиксш 1|№ раз приходилось слышать, что «:ло улица такая».
только организации досуга, но полноценному личностному развитию. Исследовательская работа была направлена на поиск путей оптимизации процесса социализации детей, создание условий, позволяющих активно осваивать подлинные культурные богатства нашего общества, формировать самореализующуюся личность.
Сама тема исследования — поиск психолого-педагогических условий для оптимизации процесса социализации учащихся и формирования самореализующейся личности — предполагает методологический анализ психологического содержания используемых понятий, основным из которых является понятие социализации.
Социализация — исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности, так и стихийно. Она предполагает становление человека как личности в процессе разностороннего познания им окружающей действительности и самого себя, вхождение его в общественную среду и адаптацию к ее условиям посредством усвоения культурных норм, социальных и профессиональных ролей.
Личность социализируется в процессе перманентной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности и расширяющейся сфере активности. Адаптацию принято считать основным механизмом социализации. Степень активности личности в процессе адаптации может быть существенно различной, и этим во многом определяются общие результаты социализации: объективные (положение в обществе) и субъективные (психологическое самочувствие). Если при вхождении в общественную среду у индивида доминирует ориентация на нормативно-ролевые ожидания окружающих людей (родителей, учителей, друзей и пр.), то его активность оказывается минимальной. Индивид действует максимально активно, если он вырабатывает собственные представления о мире, обществе и о себе и в соответствии с этим определяет свое место в Жизни, выстраивает отношения с окружающими людьми.
Основными индивидуально-психологическими характеристиками, определяющими особенности протекания процесса социализации, вы-СтУпают интеллект (уровень и гармоничность его развития), самооцен-Ка (степень ее адекватности, самокритичности в сочетании с увереннос-ЬЮ в собственных силах), личностная активность, волевая регуляция, °ммуникативные способности, а также степень выраженности пози-Ивой социокультурной ориентации.
294
295
Личностное развитие и социализации школьников
Естественно, что у детей первоначально преобладают пассивные формы социализации. Ребенок может наращивать активность по мере развития интеллекта (основного инструмента познания), приобретения знаний и жизненного опыта, становления самосознания и личностной
самостоятельности.
В самом процессе социализации можно выделить три аспекта:
познавательный (познание себя и окружающего мира);
деятельный (поиск собственного места в жизни, профессиональ ное самоопределение);
коммуникативный (взаимодействие с окружающими людьми, со циальная адаптация).
В качестве основных критериев успешности протекания процесса
социализации можно выделить:
1. Объективные:
социально-нормативное поведение (усвоенность морально-эти ческих и правовых норм);
полоролевое поведение (развитие навыков общения); _^а
профессиональное самоопределение. Ш
2. Субъективные: Я"
- эмоциональное благополучие; "Щ
социальная адаптированность;
положительная самооценка.
Основная гипотеза и идея исследования заключалась в том, что развитие творческого потенциала учащихся предоставляет им возможность значительно раньше стать активными субъектами социализации. Школьники могут применять свои творческие способности не только для реализации деятельностного аспекта социализации (постигая на занятиях в кружке основы профессионального мастерства), но и в самопознании и общении, т. е. там, где им пока не хватает опыта и знаний. В этом случае именно творческие догадки позволят детям самосовершенствоваться, самостоятельно выстраивать отношения с окружающими людьми, искать свой жизненный путь. Характеристика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся ДДЮТ
На первом этапе исследования было проведено изучение индивиду альных особенностей, характерных для учащихся ДДЮТ, и опрсде-"е пне доминирующего типа социализации. В целях диагностики псполь
296
зовались тесты изучения интеллекта (Кеттелла, Равена), творческих способностей (Гилфорда, Рензулли, Торренса), личностных особенностей (Тэммл — Дорки — Амен, Кеттелла, Коха, Люшера).
Выборочное психологическое обследование учащихся 13 кружков ДДЮТ (180 чел.) показало, что уровень развития логического мышления абсолютного большинства детей едва достигает нижней границы возрастной нормы. Воображение, фантазия, образное мышление оказались развиты значительно лучше. Выше возрастной нормы оказалось развито образное мышление у 76,2% и творческое воображение у 83,3% обследованных учащихся. Результаты сравнительного анализа развития мышления и воображения учащихся ДДЮТ и учащихся общеобразовательных школ и гимназий представлены в таблицах 7.1, 7.2, 7.3. Можно предположить, что занятия в кружках Дворца способствуют развитию именно образных компонентов интеллекта, которые в меньшей степени задействуются в процессе обучения в школе.
Анализ личностных особенностей учащихся показал, что они общительны, способны понимать окружающих, настроены на взаимодействие, несмотря на то, что большинство из них повышенно чувствительны, впечатлительны, эмоциональны. Дети такого личностного типа из общеобразовательных школ обычно имеют много проблем в общении, но занимающиеся в кружках хорошо адаптированы, для них характерно полное личностное самопринятие, и для их настроения типично преобладание положительных эмоций. Однако такое состояние во многом достигается за счет неразвитости саморефлексии и слабой самокритичности. Более половины обследованных детей характеризуются как послушные, ведомые, зависимые, несамостоятельные.
Для таких детей наиболее вероятна социализация по пассивному типу: приспособление к окружающей среде посредством подчинения лидерам и принятия доминирующих групповых норм и ценностей. Очевидно, что это — достаточно проблемный контингент в плане социализации, результаты которой будут зависеть от того, в какой среде они окажутся. Следует также добавить, что абсолютное большинство детей в кружках из малообеспеченных семей.
Проведенное исследование со всей очевидностью показало сложность поставленной задачи: помочь посредственным, пассивным, ведомым, несамокритичным детям стать активными, самостоятельными, реально оценивающими свои возможности, способными к конструктивному взаимодействию.
297
Психологическая оптимизация обучения и развития школьников
- 8.2. Исследование развития школьников за период обучения
- Введение
- 1. Современная система психологической помощи детям
- 2. Технология оптимизации обучения и развития школьников (тоор)
- 2.1. Структурные компоненты тоор
- 3. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной дисфункцией мозга
- 3.1. Причины возникновения минимальных мозговых дисфункций у детей
- 3.4. Типы ммд. Диагностические критерии
- 3.5. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
- 4. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития
- 4.1. Характеристика требований к психическому развитию первоклассника
- 4.2. Изучение и оценка готовности ребенка к школе
- 4.2.1. Скорость и точность переработки информации
- 4.2.2. Зрительно-моторная координация
- 4.2.3. Исследование памяти
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.4. Речевое развитие
- 4.2.5. Визуальное мышление
- 4.2.6. Структурно-уровневые характеристики понятийного мышления
- 4.2.7. Навык чтения: диагностика и формирование
- 4.2.8. Личностные особенности ребенка
- 5. Изучение и профилактика тревожности учащихся
- 6. Оптимизация обучения и развития учащихся в средней школе
- 6.1. Причины нарушения учебной деятельности учащихся средней школы
- 6.2. Характеристика интеллектуальных новообразований, необходимых в средней школе
- 6.3. Анализ интеллектуального развития
- 6.3.2. Произвольность (или самостоятельность) мышления
- 6.3.3. Операциональная структура интеллекта школьника
- 6.4. Личностные особенности учащихся 3-6-х классов
- 7. Личностное развитие и социализации школьников
- 7.1. Социализация учащихся через творчество
- 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ддют
- (Тест Торренса)
- 7.3. Характеристика развития учащихся ддют (за период с 1997 по 1999 г.)
- 8.1. Исследование развития школьников
- 6.2. Исследование развития школьников за период обучения с 7-го по 9-й класс
- Литература