logo
209371_7777D_yasyukova_lyudmila_apollonovna_psi

7.1. Социализация учащихся через творчество

Социально-экономические преобразования, происходившие в нашем государстве в конце 80-х — начале 90-х годов, не только необратимо из­менили образ жизни, но и резко снизили ее уровень у абсолютного боль­шинства населения. Проблемы выживания стали основными, а культур­ный досуг (театры, музеи, экскурсионные поездки и т. п.) — недостижимой роскошью. Значительно сократилось и время общения родителей с деть­ми, поскольку взрослым приходится его тратить на дополнительные при­работки для содержания семьи. И если старшие поколения в этой ситуа­ции еще сохраняют определенный культурный уровень, то процесс приобщения подрастающих поколений к историческим и духовным цен­ностям общества нарушился.

Нарушение механизма «семейной» трансляции культурных ценнос­тей привело к очевидному разрыву в духовно-нравственном уровне стар­ших и подрастающих поколений. Даже проживая в таком уникальном центре мировой культуры, как Санкт-Петербург, дети оказываются ли­шенными тех возможностей полноценного развития, которые город может предоставить. Фактически жизнь подрастающих поколений про­ходит как бы в другом, параллельном, убогом, культурноограниченном мире, и результаты воздействия этого мира на развитие детей уже начи­нают проявляться.*

К сожалению, до сих пор отсутствует продуманная, адекватная сло­жившейся ситуации государственная политика в области культуры, об­разования и воспитания, хотя очевидно, что дальнейшее бездействие может привести к необратимой духовной деградации общества.

Цель проведенного нами в 1996-2000 годах исследования на базе Дворца детского и юношеского творчества (ДДЮТ) Выборгского раи°' на Санкт-Петербурга и состояла в поиске условий, форм и методов вза пмодействия педагогов с учащимися, которые способствовали бы * На иопрос: «Что такое Санкт-Петербург?» — в ответ от нериокласхмиксш 1|№ раз приходилось слышать, что «:ло улица такая».

только организации досуга, но полноценному личностному развитию. Исследовательская работа была направлена на поиск путей оптимиза­ции процесса социализации детей, создание условий, позволяющих ак­тивно осваивать подлинные культурные богатства нашего общества, формировать самореализующуюся личность.

Сама тема исследования — поиск психолого-педагогических условий для оптимизации процесса социализации учащихся и формирования самореализующейся личности — предполагает методологический ана­лиз психологического содержания используемых понятий, основным из которых является понятие социализации.

Социализация — исторически обусловленный, осуществляемый в де­ятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспро­изводства индивидом социального опыта. Социализация может проте­кать как в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности, так и стихийно. Она предполагает становление человека как личности в процессе разностороннего познания им окружающей дей­ствительности и самого себя, вхождение его в общественную среду и адаптацию к ее условиям посредством усвоения культурных норм, со­циальных и профессиональных ролей.

Личность социализируется в процессе перманентной адаптации к из­меняющимся условиям жизнедеятельности и расширяющейся сфере ак­тивности. Адаптацию принято считать основным механизмом социали­зации. Степень активности личности в процессе адаптации может быть существенно различной, и этим во многом определяются общие резуль­таты социализации: объективные (положение в обществе) и субъектив­ные (психологическое самочувствие). Если при вхождении в обществен­ную среду у индивида доминирует ориентация на нормативно-ролевые ожидания окружающих людей (родителей, учителей, друзей и пр.), то его активность оказывается минимальной. Индивид действует макси­мально активно, если он вырабатывает собственные представления о мире, обществе и о себе и в соответствии с этим определяет свое место в Жизни, выстраивает отношения с окружающими людьми.

Основными индивидуально-психологическими характеристиками, определяющими особенности протекания процесса социализации, вы-СтУпают интеллект (уровень и гармоничность его развития), самооцен-Ка (степень ее адекватности, самокритичности в сочетании с увереннос-ЬЮ в собственных силах), личностная активность, волевая регуляция, °ммуникативные способности, а также степень выраженности пози-Ивой социокультурной ориентации.

294

295

Личностное развитие и социализации школьников

Естественно, что у детей первоначально преобладают пассивные формы социализации. Ребенок может наращивать активность по мере развития интеллекта (основного инструмента познания), приобретения знаний и жизненного опыта, становления самосознания и личностной

самостоятельности.

В самом процессе социализации можно выделить три аспекта:

В качестве основных критериев успешности протекания процесса

социализации можно выделить:

1. Объективные:

2. Субъективные: Я"

- эмоциональное благополучие;

Основная гипотеза и идея исследования заключалась в том, что развитие творческого потенциала учащихся предоставляет им воз­можность значительно раньше стать активными субъектами социа­лизации. Школьники могут применять свои творческие способности не только для реализации деятельностного аспекта социализации (постигая на занятиях в кружке основы профессионального мастер­ства), но и в самопознании и общении, т. е. там, где им пока не хвата­ет опыта и знаний. В этом случае именно творческие догадки позво­лят детям самосовершенствоваться, самостоятельно выстраивать отношения с окружающими людьми, искать свой жизненный путь. Характеристика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся ДДЮТ

На первом этапе исследования было проведено изучение индивиду альных особенностей, характерных для учащихся ДДЮТ, и опрсде-"е пне доминирующего типа социализации. В целях диагностики псполь

296

зовались тесты изучения интеллекта (Кеттелла, Равена), творческих способностей (Гилфорда, Рензулли, Торренса), личностных особеннос­тей (Тэммл — Дорки — Амен, Кеттелла, Коха, Люшера).

Выборочное психологическое обследование учащихся 13 кружков ДДЮТ (180 чел.) показало, что уровень развития логического мышле­ния абсолютного большинства детей едва достигает нижней границы возрастной нормы. Воображение, фантазия, образное мышление оказа­лись развиты значительно лучше. Выше возрастной нормы оказалось развито образное мышление у 76,2% и творческое воображение у 83,3% обследованных учащихся. Результаты сравнительного анализа разви­тия мышления и воображения учащихся ДДЮТ и учащихся общеобра­зовательных школ и гимназий представлены в таблицах 7.1, 7.2, 7.3. Можно предположить, что занятия в кружках Дворца способствуют развитию именно образных компонентов интеллекта, которые в мень­шей степени задействуются в процессе обучения в школе.

Анализ личностных особенностей учащихся показал, что они общи­тельны, способны понимать окружающих, настроены на взаимодействие, несмотря на то, что большинство из них повышенно чувствительны, впе­чатлительны, эмоциональны. Дети такого личностного типа из общеоб­разовательных школ обычно имеют много проблем в общении, но зани­мающиеся в кружках хорошо адаптированы, для них характерно полное личностное самопринятие, и для их настроения типично преобладание положительных эмоций. Однако такое состояние во многом достигается за счет неразвитости саморефлексии и слабой самокритичности. Более половины обследованных детей характеризуются как послушные, ведо­мые, зависимые, несамостоятельные.

Для таких детей наиболее вероятна социализация по пассивному типу: приспособление к окружающей среде посредством подчинения лидерам и принятия доминирующих групповых норм и ценностей. Оче­видно, что это — достаточно проблемный контингент в плане социали­зации, результаты которой будут зависеть от того, в какой среде они окажутся. Следует также добавить, что абсолютное большинство детей в кружках из малообеспеченных семей.

Проведенное исследование со всей очевидностью показало сложность поставленной задачи: помочь посредственным, пассивным, ведомым, несамокритичным детям стать активными, самостоятельными, реально оценивающими свои возможности, способными к конструктивному вза­имодействию.

297

Психологическая оптимизация обучения и развития школьников