2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
В процессе изучения курса студенты овладевают разнообразными умениями.
Умения воспринимать и осознавать учебный материал, излагаемый лектором, предполагают:
следить за логикой изложения лектором учебного материала, воспринимать ведущие идеи каждой изучаемой темы;
осваивать содержание основных понятий, адекватно ими оперировать;
осознавать теоретическое обоснование задач, содержания, средств, методов и форм работы с детьми по развитию речи на основе межпредметных связей.
Умения работать с литературными источниками, а именно:
подбирать литературу по теме, оформлять список литературы в соответствии с требованиями ГОСТов по библиографии;
выделять важнейшие мысли в литературном источнике, составлять план, тезисы, конспект, делать выписки в соответствии с темой сообщения, реферата и т.д.;
соподчинять основные положения выступления в соответствии с планом, определять логику, последовательность изложения, аргументацию своих позиций, опираясь на изученную литературу;
в выступлениях фиксировать внимание на точках зрения в изучаемой литературе, участвовать в обсуждении вопросов, аргументировать свои суждения.
Умения диагностировать учебно-воспитательный процесс и речевое развитие детей в соответствии с требованиями программы по развитию речи:
формировать потребность исследования разных сторон речевого развития детей, обусловленного необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса и развития речи детей в каждой возрастной группе;
использовать для изучения речи ребенка известные диагностические методики, точно и корректно применять их при индивидуальной работе с детьми;
вести протокол, осуществлять фотографически точные записи высказывания детей;
осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных, составлять таблицы, графики, определять уровни речевого развития детей и на этой основе определять задачи совершенствования работы по развитию речи;
самостоятельно разрабатывать диагностику речевого развития детей в соответствии с поставленными задачами.
Умения, необходимые для методически правильного построения работы по развитию речи:
анализировать программу по развитию речи и отбирать учебный материал для занятий, игр в соответствии с задачами работы, возрастными и индивидуальными особенностями развития детей;
планировать работу по развитию речи детей, учитывать продвижение детей, индивидуальные особенности и темп развития их речи;
методически правильно оформить занятие, провести его (отобрать и определить программное содержание и дидактический материал, методы активного освоения содержания детьми с учетом их возможностей и потребностей), организовать деятельность детей;
оснащать учебно-воспитательный процесс по развитию речи необходимым оборудование и материалом (общим и раздаточным), организовать размещение, хранение и использование;
общаться с детьми в повседневной жизни, на занятиях, побуждать детей к общению, организовать содержательное общение в разных видах деятельности, воспитывать культуру общения;
отбирать, создавать и творчески использовать дидактические игры и игровые упражнения в целях развития всех сторон речи, формирования разнообразных интересов детей;
осуществлять руководство детским речевым творчеством (придумывание сказок, создание загадок и т.д.);
контролировать и совершенствовать свою речь, пользоваться различными словарями, справочниками и другими пособиями;
наблюдать и фиксировать работу воспитателя по развитию речи, добиваться ее соответствия требованиям методики;
анализировать планы воспитателя, устанавливая их соответствие требованиям программы возрастного и индивидуального развития речи детей.
- Теория и Методика
- I. Рабочая программа дисциплины
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
- Форма обучения заочная
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса Тема 1. Предмет теории и методики развития речи детей и задачи курса
- Тема 2. Становление методики развития речи как науки
- Тема 3. Теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста
- Тема 4. Методика развития связной речи
- Тема 5. Методика развития словаря
- Тема 6. Методика формирования грамматически правильной речи
- Тема 7. Методика воспитания звуковой культуры речи
- Тема 8. Методика работы с книгой в детском саду
- Тема 9. Подготовка детей к усвоению грамоты
- Тема 10. Организация работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Диагностика речевого развития
- Тема 11. Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах
- 5. Темы практических и семинарских занятий
- Тема 2. Становление методики развития речи Занятие 1. Вопросы методики родного языка в трудах к.Д. Ушинского
- Занятие 2. Основные положения методики развития речи е.И. Тихеевой
- Тема 3. Теоретические основы методики развития речи Занятие 1. Развитие речи в разных видах деятельности
- Тема 4. Методика развития связной речи Занятие 1. Теоретические основы методики развития связной речи
- Занятие 2. Развитие речевого общения и формирования навыков разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста
- Занятие 3. Обучение пересказыванию литературных текстов
- Занятие 4. Просмотр и анализ занятия по обучению рассказыванию в детском саду
- Тема 5. Методика развития словаря Занятие 1. Методика словарной работы
- Занятие 2. Методика занятий по ознакомлению с предметами детей дошкольного возраста
- Занятие 3. Методика обучения детей рассматриванию и рассказыванию по картине
- Занятие 4. Анализ программных задач по развитию словаря детей
- Тема 6. Методика формирования
- Грамматически правильной речи
- Занятие 1. Методика формирования грамматически
- Правильной речи у детей дошкольного возраста
- Занятие 2. Освоение детьми дошкольного возраста грамматического строя родного языка
- Тема 7. Методика воспитания звуковой культуры речи Занятие 1. Обучение звуковой культуре речи в разных возрастных группах
- Занятие 2. Обследование звуковой культуры речи дошкольников
- Занятие 3. Просмотр и анализ занятия по звуковой культуре речи
- Тема 8. Методика ознакомления детей дошкольного
- Возраста с художественной литературой
- Занятие 1. Методика ознакомления с литературными
- Произведениями в группах раннего возраста
- Занятие 2. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой
- Занятие 3. Ознакомление детей с книжной иллюстрацией
- Занятие 4. Выразительное чтение поэтических произведений в детском саду
- Тема 9. Подготовка детей дошкольного возраста
- К усвоению грамоты
- Занятие 1. Готовность детей дошкольного возраста
- К усвоению грамоты
- Занятие 2. Пробные занятия по обучению грамоте
- Основные требования к курсовым работам
- Структура педагогического исследования
- Образец календарного плана
- Календарный план выполнения курсовой работы
- Оформление курсовой работы
- Рекомендации по выполнению тем курсовых работ по предлагаемым темам
- Тема 1. Вариативность как показатель творческого
- Рассказывания детей дошкольного возраста
- Тема 2. Обучение элементам творческого рассказывания детей среднего дошкольного возраста
- Тематика курсовых работ
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин
- 8.3. Методические указания студентам
- Методические рекомендации
- К самостоятельной работе студентов
- Тема: Основные положения методики
- Развития речи в.И. Тихеевой
- Тема: Развитие речевого общения и формирование навыков разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста
- Тема: Беседа как метод развития связной речи детей дошкольного возраста
- При заполнении карты-схемы особое внимание обратите на содержание и форму вопросов как один из приемов обучения диалогической речи. Сделайте общий вывод о разработанности данной проблемы.
- Тема: Методика обучения рассказыванию на наглядной основе детей дошкольного возраста
- Тема: Методика развития словаря
- Карта анализа научных подходов к проблеме словарной работы
- Тема: Методика формирования грамматически правильной речи
- Тема: Методика обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста
- Карта-схема структуры и рекомендаций по методике обучения звуковой культуры речи
- Тема: Теория и методика подготовки детей к обучению грамоте
- Анализ современных методик обучения грамоте и чтению детей дошкольного возраста
- Тема: Совместная деятельность воспитателя и детей в процессе ознакомления с художественной литературой
- Экспериментальная методика диагностики читательских интересов л.М. Гурович
- Особенности читательских интересов старших дошкольников (в числовом выражении)
- Мотивы читательских предпочтений старших дошкольников (в числовом выражении)
- Конспект 1 Чтение рассказа н. Носова «Живая шляпа»
- Конспект 2 Чтение рассказа н. Носова «Фантазеры»
- Рассказы Пети ж.
- Тема: Педагогическая технология организации самостоятельной речевой деятельности детей в развивающей среде
- Развитие речевого творчества детей в условиях центра активности
- Тема: Ознакомление детей с книжной иллюстрацией
- I. Выразительное чтение поэтических произведений в детском саду
- II. Просмотр и анализ занятий по ознакомлению с художественной литературой в старших группах детского сада
- Тема: Диагностика речевого развития детей
- I. Изучение уровня речевой коммуникации
- II. Изучение уровня связной речи
- III. Изучение словаря детей
- IV. Изучение грамматической стороны речи
- V. Изучение звуковой стороны речи
- VI. Изучение уровня практического осознания элементов языка
- Тема: Преподавание методики развития речи
- Вопросы к экзамену по методике развития речи
- Методическое издание