logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

II. Изучение уровня связной речи

Методические указания:

Для изучения уровня связной речи используется методика пересказа текста. Детям предлагается прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

  1. Понимание текста – правильная формулировка основной мысли.

  2. Структурирование текста – умение последовательно и точно построить пересказ (сопоставляет пересказ со структурой текста).

  3. Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.

  4. Грамматика – правильное построение предложений, умение использовать сложные предложения.

  5. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.

  6. Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимости повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов; 2 балла – правильное воспроизведение; 1 – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в подсказках.

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 6 баллов – среднему, меньше 6 баллов – низкому.