logo
общая педагогика / УМК Дошкольная педагогика / СД

III. Изучение словаря детей

Методические указания:

Необходимо выявить способность детей быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

Задание 1. Классификация понятий

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, верный выбор оценивается 1 баллом. Если наряду с верным выбором сделан неверный, все задания оцениваются в 0 баллов. Высшая оценка – 30 баллов.

Задание 2. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову близкое по значению. Всего предъявляется 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка – 10 баллов. Один балл – подобранное слово является синонимом названного; 0 – подобранное слово не является синонимом; 0 – подобранное слово не соответствует тематическому полю заданного.

Задание 3. Подбор определений

Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, яблоко, лиса, девочка. (Например, платье. Какое оно? Что про него можно сказать еще? Каким оно еще может быть?).

Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 – менее 3 слов; 0 – ответа нет или он не соответствует семантическому полю заданного.

После выполнения трех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 50 баллов – соответствует высокому уровню развития ребенка; 32-49 – среднему; менее 32 баллов – низкому уровню.