4. Задачи, содержание и формы физического воспитания школьников
Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение ряда задач:
1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма, на закрепление его устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.
2. Развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается высоким и гармоническим развитием всех физических качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества.
3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т.п.).
4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы.
5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получать четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.
К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.
Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.
Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает гимнастику, игры, туризм, спорт.
С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой.
В итоге развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших – спортивные.
В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества.
В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и уж, конечно, источником специально организованных процедур – солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.
Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д., требуют строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).
Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.
Воспитание физической культуры учащихся осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива — руководителей школы, учителей, классных руководителей, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей.
- 1. Ученическое самоуправление в современной школе: назначение, сущность, содержание деятельности
- 2. Технология создания воспитательной среды в школе
- 3. Задачи, содержание и формы трудового воспитания школьников
- 4. Задачи, содержание и формы физического воспитания школьников
- 5. Формы взаимодействия школы с родителями учащихся
- 6. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
- 7. Методы стимулирования поведения и деятельности школьников
- 8. Методы формирования опыта общественного поведения школьников
- 9. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
- 10. Система форм воспитательной работы в школе
- 11. Проблемы содержания воспитания в отечественной педагогике
- 12. Методы формирования сознания учащихся и условия их эффектного применения
- 13. Задачи, содержание и методы формирования экологической культуры школьников
- 14. Задачи, содержание, пути и условия умственного воспитания учащихся
- 15. Общие закономерности воспитательного процесса в школе
- 16. Различные подходы к классификации методов воспитания
- 17. Место семейного воспитания в формировании личности. Основные проблемы семейного воспитания
- 18. Задачи, содержание и формы гражданского воспитания школьников
- 19. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- 20. Задачи, содержание и формы эстетического воспитания школьников
- 21. Сущностная характеристика принципов воспитания
- 22. Задачи, содержание и формы нравственного воспитания школьников
- 23. Воспитание культуры межнационального общения учащихся
- 24. Технология планирования воспитательной работы в школе
- 25. Технология формирования культуры общения учащихся
- 27. Технология социально-ориентированного воспитания школьников
- 28. Технология гуманно-личностного воспитания школьников
- 29. Технология организации ценностно-ориентированной деятельности
- 30. Технология сплочения детского коллектива
- 31. Технология организации и проведения классного часа
- 32. Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания
- 33. Воспитание как система. Сущность системного подхода воспитания школьников
- 34. Воспитание как средство преодоления трудновоспитуемости подростков
- 35. Организация досуговой деятельности школьников
- 37. Организация проведения основных форм внешкольной воспитательной работы с детьми (беседы, диспут, устный журнал и т.Д.)
- 38. Игровые технологии воспитания школьников
- 39. Патриотическое воспитание школьников
- 40. Система профориентационной работы в школе
- 41. Технология коллективной творческой деятельности
- 42. Здоровьесберегающие технологии в школе