2. Технология создания воспитательной среды в школе
Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды. Именно воспитывающей, т.е. целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности.
Практика накопила большой опыт: чем в более раннем возрасте человек оказывается в условиях, благоприятствующих развитию его любознательности, чем раньше он испытывает чувство радости и удовлетворения от саморазвития и самореализации, тем больше у него шансов состояться как самоактуализируюшаяся личность.
Значит, окружающая среда — мощный фактор развития и воспитания растущего человека. А поэтому педагогизация среды - насущная задача школы, каждого воспитателя.
Воспитывающая среда в отличие от формирующей - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Педагог, используя факторы природной и социальной ситуации развития ребенка, придает им целевую направленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду.
Возможны как бы два пути создания педагогом воспитывающей среды. Во-первых, придание педагогической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приемов: целенаправленное обращение внимания детей, разъяснения непонятных явлений и фактов, этических и эстетических оценок, организации наблюдения детьми предметов и явлений и т.д. Во-вторых, это конструирование педагогом специальных, воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.
Специальная работа школы и каждого педагога-воспитателя по конструированию и развитию воспитывающей среды включает в себя несколько специальных направлений:
создание в «педагогическом пространстве» ребенка (подростка) социокультурной среды развития;
педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;
создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации ребенка (подростка);
содействие детскому движению в школе и вне ее, помощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений;
сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне школы);
взаимодействие с неформальными объединениями молодежи, формирование у школьников адекватного отношения к позитивным и негативным (асоциальным и антисоциальным) объединениям;
предметная среда воспитания: интерьер школьных помещений, наглядные пособия, способы расстановки мебели, цветы и украшения, свет и цветовая гамма, используемые в воспитательной работе предметы.
- 1. Ученическое самоуправление в современной школе: назначение, сущность, содержание деятельности
- 2. Технология создания воспитательной среды в школе
- 3. Задачи, содержание и формы трудового воспитания школьников
- 4. Задачи, содержание и формы физического воспитания школьников
- 5. Формы взаимодействия школы с родителями учащихся
- 6. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
- 7. Методы стимулирования поведения и деятельности школьников
- 8. Методы формирования опыта общественного поведения школьников
- 9. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
- 10. Система форм воспитательной работы в школе
- 11. Проблемы содержания воспитания в отечественной педагогике
- 12. Методы формирования сознания учащихся и условия их эффектного применения
- 13. Задачи, содержание и методы формирования экологической культуры школьников
- 14. Задачи, содержание, пути и условия умственного воспитания учащихся
- 15. Общие закономерности воспитательного процесса в школе
- 16. Различные подходы к классификации методов воспитания
- 17. Место семейного воспитания в формировании личности. Основные проблемы семейного воспитания
- 18. Задачи, содержание и формы гражданского воспитания школьников
- 19. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- 20. Задачи, содержание и формы эстетического воспитания школьников
- 21. Сущностная характеристика принципов воспитания
- 22. Задачи, содержание и формы нравственного воспитания школьников
- 23. Воспитание культуры межнационального общения учащихся
- 24. Технология планирования воспитательной работы в школе
- 25. Технология формирования культуры общения учащихся
- 27. Технология социально-ориентированного воспитания школьников
- 28. Технология гуманно-личностного воспитания школьников
- 29. Технология организации ценностно-ориентированной деятельности
- 30. Технология сплочения детского коллектива
- 31. Технология организации и проведения классного часа
- 32. Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания
- 33. Воспитание как система. Сущность системного подхода воспитания школьников
- 34. Воспитание как средство преодоления трудновоспитуемости подростков
- 35. Организация досуговой деятельности школьников
- 37. Организация проведения основных форм внешкольной воспитательной работы с детьми (беседы, диспут, устный журнал и т.Д.)
- 38. Игровые технологии воспитания школьников
- 39. Патриотическое воспитание школьников
- 40. Система профориентационной работы в школе
- 41. Технология коллективной творческой деятельности
- 42. Здоровьесберегающие технологии в школе