logo
ТТВ

30. Технология сплочения детского коллектива

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т. п. Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития коллективы - общности, доминирующие на разных возрастных ступенях. Процесс развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. Основополагающей является характеристика коллектива, данная А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение -- форма жизни коллектива, остановка -- форма его смерти; сформулировал принципы его развития (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил основные этапы развития коллектива. Эти положения разрабатывались и уточнялись представителями различных общественных наук -- философии, научного коммунизма, этики, психологии и педагогики.

В философии процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности Существует несколько подходов к вычленению стадий развития детского коллектива. На первом этапе А. С. Макаренко считал возможным предъявление требований к воспитанникам со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости.

На этапе, когда требования педагога поддерживаются частью воспитанников, наступает вторая стадия развития коллектива, когда актив предъявляет требования к товарищам и самим себе.

На третьей стадии развития требования предъявляет коллектив. Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятельности. Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.

. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают:

• -целенаправленность (стремление к общей цели);

• - мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

• - целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

• - структурированность (распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

• - согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

• - организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

• - результативность (способность достигать результатов).

Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.