18. Задачи, содержание и формы гражданского воспитания школьников
Гражданское воспитание – система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно – политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений. Необходимо, чтобы ученики ОУ обладали гражданским сознанием, политической и правовой культурой. Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе власти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в нём, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской и политической активности молодёжи, стремлению подростков участвовать в жизни страны. Для решения этих задач у ОУ имеются различные средства – прежде всего, уроки по общественным дисциплинам – истории, обществознанию, граждановедению. Изучать разные аспекты работы власти, общественных организаций, правовых инстанций можно, устраивая экскурсии, например, в детскую комнату милиции, в места заключения несовершеннолетних нарушителей закона. Эффективным средством формирования гражданской культуры является вовлечение учащихся в общественную жизнь, а также участие школьников в детских движениях, организациях. Самоуправление учащихся можно считать отличной формой гражданской активности.
Огромное место занимает воспитание патриотизма. Содержанием работы по воспитанию патриотизма в школе является изучение истории, культуры своей страны и т.д. Воспитание патриотов не должно сводиться к военному воспитанию.
Составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры. Основной задачей правового воспитания является формирование правовой грамотности подростков. Школа, другие ОУ дают необходимые правовые знания на уроках и во внеурочной работе. Чем лучше построена учебно-воспитательная работа, тем выше правовая культура учеников.
Осуществляя правовое воспитание, учителя и воспитатели, родители, общественность должны осознавать сложность и остроту проблемы, которую можно назвать 2 словами – молодёжная преступность. Нравственно-правовая ситуация с молодёжью находит своё выражение в целом ряде явлений современной жизни молодёжи во всём мире, равно как и в России. Это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, погромы скинхедов и т.д.
Есть более мягкие формы отклоняющегося поведения – уход в молодёжную субкультуру, сверхпогружённость в мир игры, фантазии. Крайняя форма ухода от общественности по тем или иным мотивам – самоубийство. Всё это проблемы не для узко-школьного педагога, они составляют предмет забот социально-экономической политики, требуют расширения и улучшения деятельности педагогов и социальных педагогов.
- 1. Ученическое самоуправление в современной школе: назначение, сущность, содержание деятельности
- 2. Технология создания воспитательной среды в школе
- 3. Задачи, содержание и формы трудового воспитания школьников
- 4. Задачи, содержание и формы физического воспитания школьников
- 5. Формы взаимодействия школы с родителями учащихся
- 6. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
- 7. Методы стимулирования поведения и деятельности школьников
- 8. Методы формирования опыта общественного поведения школьников
- 9. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
- 10. Система форм воспитательной работы в школе
- 11. Проблемы содержания воспитания в отечественной педагогике
- 12. Методы формирования сознания учащихся и условия их эффектного применения
- 13. Задачи, содержание и методы формирования экологической культуры школьников
- 14. Задачи, содержание, пути и условия умственного воспитания учащихся
- 15. Общие закономерности воспитательного процесса в школе
- 16. Различные подходы к классификации методов воспитания
- 17. Место семейного воспитания в формировании личности. Основные проблемы семейного воспитания
- 18. Задачи, содержание и формы гражданского воспитания школьников
- 19. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- 20. Задачи, содержание и формы эстетического воспитания школьников
- 21. Сущностная характеристика принципов воспитания
- 22. Задачи, содержание и формы нравственного воспитания школьников
- 23. Воспитание культуры межнационального общения учащихся
- 24. Технология планирования воспитательной работы в школе
- 25. Технология формирования культуры общения учащихся
- 27. Технология социально-ориентированного воспитания школьников
- 28. Технология гуманно-личностного воспитания школьников
- 29. Технология организации ценностно-ориентированной деятельности
- 30. Технология сплочения детского коллектива
- 31. Технология организации и проведения классного часа
- 32. Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания
- 33. Воспитание как система. Сущность системного подхода воспитания школьников
- 34. Воспитание как средство преодоления трудновоспитуемости подростков
- 35. Организация досуговой деятельности школьников
- 37. Организация проведения основных форм внешкольной воспитательной работы с детьми (беседы, диспут, устный журнал и т.Д.)
- 38. Игровые технологии воспитания школьников
- 39. Патриотическое воспитание школьников
- 40. Система профориентационной работы в школе
- 41. Технология коллективной творческой деятельности
- 42. Здоровьесберегающие технологии в школе