logo
ТТВ

18. Задачи, содержание и формы гражданского воспитания школьников

Гражданское воспитание – система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно – политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений. Необходимо, чтобы ученики ОУ обладали гражданским сознанием, политической и правовой культурой. Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе власти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в нём, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской и политической активности молодёжи, стремлению подростков участвовать в жизни страны. Для решения этих задач у ОУ имеются различные средства – прежде всего, уроки по общественным дисциплинам – истории, обществознанию, граждановедению. Изучать разные аспекты работы власти, общественных организаций, правовых инстанций можно, устраивая экскурсии, например, в детскую комнату милиции, в места заключения несовершеннолетних нарушителей закона. Эффективным средством формирования гражданской культуры является вовлечение учащихся в общественную жизнь, а также участие школьников в детских движениях, организациях. Самоуправление учащихся можно считать отличной формой гражданской активности.

Огромное место занимает воспитание патриотизма. Содержанием работы по воспитанию патриотизма в школе является изучение истории, культуры своей страны и т.д. Воспитание патриотов не должно сводиться к военному воспитанию.

Составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры. Основной задачей правового воспитания является формирование правовой грамотности подростков. Школа, другие ОУ дают необходимые правовые знания на уроках и во внеурочной работе. Чем лучше построена учебно-воспитательная работа, тем выше правовая культура учеников.

Осуществляя правовое воспитание, учителя и воспитатели, родители, общественность должны осознавать сложность и остроту проблемы, которую можно назвать 2 словами – молодёжная преступность. Нравственно-правовая ситуация с молодёжью находит своё выражение в целом ряде явлений современной жизни молодёжи во всём мире, равно как и в России. Это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, погромы скинхедов и т.д.

Есть более мягкие формы отклоняющегося поведения – уход в молодёжную субкультуру, сверхпогружённость в мир игры, фантазии. Крайняя форма ухода от общественности по тем или иным мотивам – самоубийство. Всё это проблемы не для узко-школьного педагога, они составляют предмет забот социально-экономической политики, требуют расширения и улучшения деятельности педагогов и социальных педагогов.