logo
ТТВ

38. Игровые технологии воспитания школьников

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Как важно это осознавать! Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Вот почему и Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…

Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему то учится.

Место и роль игровой технологии в учебном и воспитательном процессах, сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

-социокультурное назначение игры;

-функция межнациональной коммуникации;

-функция самореализации человека в игре;

-коммуникативная игра;

-диагностическая функция игры;

-игротерапевтическая функция игры;

-функция коррекции в игре;

-развлекательная функция игры.

У каждого человека есть талант. Его только надо “откопать”. А для этого у каждого школьника надо выявить не только интересы, наклонности, способности, но и, наконец, таланты. Но чтобы развивать и углублять их, необходимо включать всех учащихся в воспитательную деятельность: эстетическую, нравственно-этическую, оздоровительную (как на уроке, так и вне его).

Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Человеческая личность – это обязательно гармония мыслей и поступков. Поэтому основной работы по воспитанию и развитию школьника мы считаем индивидуальную работу с каждым учеником. Это одна из основных форм нашей педагогической деятельности. Формы индивидуальной работы с учащимися различны. Это:

наблюдения в классе, на переменах, в играх, во внеклассной деятельности;

воспитание качеств культурного человека с помощью умения сосредоточиться (выясняем, что такое мимика, осанка, эмоции, как они влияют на поведение человека);

анкетирование на разные темы с целью познания учащихся “Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитываешь себя?”;

индивидуальные беседы с учащимися;

коллективные беседы: “Какие черты характера в человеке нравятся, какие не нравятся?”, “Какую роль играет в жизни человека его одежда, внешний вид?”, “Культура мира. Человек среди людей”, “Я отвечаю за свои поступки”, “Настоящий мальчишка, какой он?” и др.

планирование и проведение тематических классных часов личностно – ориентированной направленности.

Главным системообразующим фактором построения и функционирования воспитательной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся играет работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, которая строится на основе следующих педагогических идей (И.А.Мухина).

-равенство всех участников, включая мастера;

-ненасильственное привлечение к процессу деятельности;

-отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

-чередование индивидуальной и коллективной работы;

-ориентации не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества;

-выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов и т.д. (без выбора нет свободы);

-нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности..