logo
ТТВ

21. Сущностная характеристика принципов воспитания

Из педагогических закономерностей вытекают основные педагогические принципы, как основополагающие или исходные положения, определяющие требования (правила) воспитания. Они логично вытекают из синтеза определенных теоретических положений и способов их реализации.

Принципы (правила), которыми пользуется конкретный учитель, напрямую связаны с уровнем его общей и профессиональной культуры и определяют профессиональное поведение в целом. Однако назначение принципов воспитания – в единении усилий всех тех, кто так или иначе соприкасается с воспитанием, но в первую очередь в единении всех воспитателей.

Гуманистическая педагогика всего мира сформулировала принципы воспитания, исходя из главного тезиса о самоценности человека. Например, французский мыслитель и педагог С. Френе выдвигает перед воспитателями следующие принципы (требования).

  1. Принимать детей равными себе.

  2. Принимать во внимание, что поведение ребенка в школе зависит от психического склада и состояния здоровья.

  3. Любое авторитарное приказание всегда ошибка.

  4. Всякое категорическое требование растолковывать, раскрывать мотивы.

  5. Отказаться от авторитарных требований и перейти к дисциплине делового сотрудничества.

  6. Предоставлять детям свободный выбор работы, времени и темпа ее выполнения.

  7. Всякий труд должен быть мотивированным, трудом по любви.

  8. Жизнь школы строить на началах сотрудничества и возвышения личности учащихся.

  9. Оптимистическая вера в жизнь.

  10. Защищенность личности каждого ребенка.

  11. Признание одаренности и самоценности каждого человека как личности.

  12. Коллективизм, не означающий конформизма.

Этот список принципов можно было бы продолжать, так как таких своеобразных педагогических заповедей как основ профессиональной деятельности педагога, можно выявить множество.

Но помня о том, что принципы проистекают из цели воспитания и из природы воспитания, мы можем выделить основные, раскрывающие сущность воспитательного процесса.

Это ориентация на ценностные отношения – постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах, интонациях отношения воспитанников к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию, добру, истине, красоте как ценностным основам жизни, достойной человека.

Второй принцип – принцип субъектности, согласно которому педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать вои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор.

Третий принцип воспитания – принятие ребенка как данность. Он означает признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями, уважение истории жизни ребенка, учет его психологического состояния, особенностей физического и психического здоровья.

Принять ребенка как данность – это признать ценность его личности на данный момент развития, признать в нем достоинство человека, сохранять в любой ситуации уважение к нему.

Единство этих принципов раскрывает сущность и цели воспитательного процесса, направленного на создание, сохранение и преобразование условий для самостановления, самовоспитания, самореализации ребенка.