logo
ТТВ

3. Задачи, содержание и формы трудового воспитания школьников

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязан­ностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Тру­довая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспи­тание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ совре­менной техники, технологии и организации производства; во­оружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; разви­вает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

– формирование у учащихся положительного отношения к тру­ду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

– развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творче­ском труде;

– воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, дело­витости и честности;

– вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физи­ческого труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями школы, ее материальной базой, преподавательскими кадрами, традициями школы и т.д.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. При­вычка к повседневному умственному труду имеет большое зна­чение для всех видов трудовой деятельности. Школьными про­граммами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка клас­са, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насажде­ниями и др.), летнюю работу на полях во время школьных ка­никул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лес­ничествах, тимуровскую работу.

Производственный труд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда уча­щиеся вступают в производственные отношения, познают смысл экологических понятий и категорий, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде. Россий­ская школа имеет богатый опыт включения детей в производи­тельный труд - это ученические производственные мастерские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. При­общение школьников к производственному труду не теряет сво­ей актуальности и целесообразности и сегодня.

Успех трудового воспитания зависит от его правильной орга­низации, соблюдения следующих педагогических условий:

1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда.

2. Сочетание общественной значимости труда с личными ин­тересами школьника.

3. Доступность и посильность трудовой деятельности.

4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддержи­вать у детей желание довести работу до конца, приучить их ра­ботать систематически и равномерно. В отдельных случаях класс­ный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства.

5. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.

Эффективное трудовое воспитание - фундамент творческой активности и нравственного становления личности учащихся.