logo
ТТВ

11. Проблемы содержания воспитания в отечественной педагогике

Содержание воспитательной работы осуществляется на основе научных рекомендаций, разрабатываемых учеными в соответствии с социальным заказом. До 90-х гг. воспитательная работа в школах планировалась по направлениям: физическое воспитание (укрепление здоровья и привитие санитарно-гигиенической культуры), умственное воспитание (воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда), формирование основ научного мировоззрения, политической сознательности и развитие общественной активности, нравственное воспитание, трудовое воспитание, формирование правосознания и гражданской ответственности, воспитание основ эстетической культуры и развитие художественных способностей. Такой подход был в 90-е гг. подвернут критике за функционализм - искусственное разделение целостного процесса формирования личности на деятельность по разным направлениям.

Практическая работа по любому из направлений подразумевает учет всех остальных, комплексное решение задач воспитания на каждом воспитательном мероприятии лишь с акцентом на какой-то одной, главной задаче. Этим и преодолевается функционализм.

Главный недостаток определения содержания воспитания по направлениям не в функционализме, а в отсутствии личностной направленности. При таком походе индивидуальная цель воспитания фактически утрачивает свою актуальность. В системе целей воспитания приоритет явно отдается общей цели, а не формированию индивидуальности. Поэтому в 90-е гг. в связи с обострением внимания к проблемам развития индивидуальности при определении содержания воспитательной работы большое внимание стали обращать на совокупность личностных качеств воспитанника, которые необходимо формировать у него в соответствии с общей целью воспитания.

В конце 90-х гг. Н.Е. Щуркова разработала общую модель программы воспитания, которая состоит из шести разделов:

1) формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

2) формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни (гигиена, право, экономика, экология и т.д.);

3) формирование представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле (виды деятельности, профессии, семья, общение, достоинство и др.);

4) формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (Родина, государство, прошлое и настоящее);

5) формирование образа жизни, достойной Человека (ориентация на истину, добро, красоту);

6) формирование жизненной позиции, развитие способности индивидуального выбора жизненного пути.

В настоящее время в воспитательной практике конкретные программы воспитательной работы разрабатываются весьма индивидуально: нет единой установки в виде определенного плана. В педагогических коллективах школ принимается та или иная схема плана воспитательной работы. В нем и раскрывается содержание воспитательной деятельности с учащимися. Однако традиционные направления, предусматривающие формирование положительных качеств личности и определенных отношений к различным сферам деятельности, сохраняются. В планах и на практике неизбежно предусматривается работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, воспитанию нравственности, приобщению их к миру прекрасного, экологическому, экономическому и правовому воспитанию, профессиональной ориентации.

Рассматривая содержание воспитания, следует иметь в виду, что это - содержание всего педагогического процесса, выражение общей цели воспитания, которая достигается в результате реализации системы частных целей, тесно связанных между собой.