logo
ТТВ

33. Воспитание как система. Сущность системного подхода воспитания школьников

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

Структуру процесса воспитания выявить невозможно, не рассмотрев само воспитание как целостное и сложное явление. Эту возможность представляет системный подход как специфическое направление научного познания, в основе которого лежит исследование объекта как системы со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие. Рассмотрение воспитания как системы дает возможность выявить ее структуру и динамику изменения ее основных элементов (процесс воспитания).

Практика применения системного подхода к воспитанию зачастую свидетельствует о достаточно распространенной ошибке, суть которой заключается в неразличении его как системного (сложноорганизованного) объекта, с одной стороны, и системного исследования воспитания как объекта, с другой. На различных уровнях анализа и при решении различных задач один и тот же объект может быть исследован как системный и несистемный.

Система методов воспитательного воздействия

В педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому значению.

Метод убеждения выступает в виде следующего:

a. суждение педагога;

b. аргументация педагога;

c. мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии;

d. сообщение об общепринятом в культуре;

e. раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла;

f. диалог педагога с детьми;

g. дискуссия, спонтанно либо специально организуемая педагогом;

h. обмен впечатлениями по восприятию художественного образа,

i. совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии.

Метод упражнения- это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

В поступке соединяется внутреннее и внешнее отношение, но, чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой.

Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:

a. примером педагога;

b. просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка;

c. просьбой что-либо переделать, изменив характер действия;

d. показом - инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности;

e. специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки;

f. игрой с этико-психологическими правилами;

g. традиционным оформлением некоторых правил поведения;

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка - наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.