14. Задачи, содержание, пути и условия умственного воспитания учащихся
Можно сказать, что умственное развитие — это процесс созревания умственных сил и формирования мировоззрения человека, происходящий в результате всей совокупности возможных жизненных влияний и воздействий. Умственное воспитание связано прежде всего с целенаправленной деятельностью воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся, по формированию у них научного мировоззрения.
Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются теперь в обязательное условие успешного труда все более широких слоев трудящихся.
У современного молодого человека должно быть воспитано стремление к непрерывному совершенствованию и пополнению своих знаний и выработано умение их приобретать.
Задачи умственного воспитания включают:
вооружение учащихся запасом общеобразовательных знаний, соответствующих требованиям научно-технического и социального прогресса;
формирование основ научного, диалектико-материалистического мировоззрения;
развитие умственных сил и познавательных способностей учащихся;
развитие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширении общего кругозора.
Успешное решение задач умственного воспитания зависит прежде всего от содержания обучения, применяемых методов и способов организации познавательной деятельности учащихся. Реализация задач умственного воспитания связана с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих сил учащихся. В связи с большим значением, которое придается сейчас подготовке человека к самостоятельному применению знаний, в центре внимания учителя стоят и вопросы обучения учащихся основным приемам культуры умственного труда.
При организации занятий больше времени уделяется всем видам работы, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, работе с разными источниками получения необходимой информации.
Учитель при этом сам должен служить примером увлеченности своим предметом, проявлять творческий подход к его преподаванию, эрудированность и осведомленность о новейших достижениях в своей области и смежных областях, знание соответствующей литературы. Решение задач умственного воспитания на современном этапе общественного развития предъявляет новые значительно возросшие требования к образованию, общей и методической культуре учителя и воспитателя, его общему развитию. От него требуется собственная активность в познании нового, наличие интереса к пополнению своих знаний.
- 1. Ученическое самоуправление в современной школе: назначение, сущность, содержание деятельности
- 2. Технология создания воспитательной среды в школе
- 3. Задачи, содержание и формы трудового воспитания школьников
- 4. Задачи, содержание и формы физического воспитания школьников
- 5. Формы взаимодействия школы с родителями учащихся
- 6. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
- 7. Методы стимулирования поведения и деятельности школьников
- 8. Методы формирования опыта общественного поведения школьников
- 9. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
- 10. Система форм воспитательной работы в школе
- 11. Проблемы содержания воспитания в отечественной педагогике
- 12. Методы формирования сознания учащихся и условия их эффектного применения
- 13. Задачи, содержание и методы формирования экологической культуры школьников
- 14. Задачи, содержание, пути и условия умственного воспитания учащихся
- 15. Общие закономерности воспитательного процесса в школе
- 16. Различные подходы к классификации методов воспитания
- 17. Место семейного воспитания в формировании личности. Основные проблемы семейного воспитания
- 18. Задачи, содержание и формы гражданского воспитания школьников
- 19. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- 20. Задачи, содержание и формы эстетического воспитания школьников
- 21. Сущностная характеристика принципов воспитания
- 22. Задачи, содержание и формы нравственного воспитания школьников
- 23. Воспитание культуры межнационального общения учащихся
- 24. Технология планирования воспитательной работы в школе
- 25. Технология формирования культуры общения учащихся
- 27. Технология социально-ориентированного воспитания школьников
- 28. Технология гуманно-личностного воспитания школьников
- 29. Технология организации ценностно-ориентированной деятельности
- 30. Технология сплочения детского коллектива
- 31. Технология организации и проведения классного часа
- 32. Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания
- 33. Воспитание как система. Сущность системного подхода воспитания школьников
- 34. Воспитание как средство преодоления трудновоспитуемости подростков
- 35. Организация досуговой деятельности школьников
- 37. Организация проведения основных форм внешкольной воспитательной работы с детьми (беседы, диспут, устный журнал и т.Д.)
- 38. Игровые технологии воспитания школьников
- 39. Патриотическое воспитание школьников
- 40. Система профориентационной работы в школе
- 41. Технология коллективной творческой деятельности
- 42. Здоровьесберегающие технологии в школе