logo
ТТВ

14. Задачи, содержание, пути и условия умственного воспитания учащихся

Можно сказать, что умственное развитие — это процесс созревания умственных сил и формирования мировоззрения человека, происходящий в результате всей совокупности возможных жизненных влияний и воздействий. Умственное воспитание связано прежде всего с целенаправленной деятельностью воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся, по формированию у них научного мировоззрения.

Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются теперь в обязательное условие успешного труда все более широких слоев трудящихся.

У современного молодого человека должно быть воспитано стремление к непрерывному совершенствованию и пополнению своих знаний и выработано умение их приобретать.

Задачи умственного воспитания включают:

Успешное решение задач умственного воспитания зависит прежде всего от содержания обучения, применяемых методов и способов организации познавательной деятельности учащихся. Реализация задач умственного воспитания связана с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих сил учащихся. В связи с большим значением, которое придается сейчас подготовке человека к самостоятельному применению знаний, в центре внимания учителя стоят и вопросы обучения учащихся основным приемам культуры умственного труда.

При организации занятий больше времени уделяется всем видам работы, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, работе с разными источниками получения необходимой информации.

Учитель при этом сам должен служить примером увлеченности своим предметом, проявлять творческий подход к его преподаванию, эрудированность и осведомленность о новейших достижениях в своей области и смежных областях, знание соответствующей литературы. Решение задач умственного воспитания на современном этапе общественного развития предъявляет новые значительно возросшие требования к образованию, общей и методической культуре учителя и воспитателя, его общему развитию. От него требуется собственная активность в познании нового, наличие интереса к пополнению своих знаний.