logo
ТТВ

28. Технология гуманно-личностного воспитания школьников

Образование, чтобы стать гуманистическим, прежде всего, должно быть сориентировано на пробуждение внутренней духовно-нравственной активности учащихся – их рефлексии, целеполагания. Гуманно-личностный подход – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

-новый взгляд на личность как цель образования;

-гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

-отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов.

Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:

-личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность;

-личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

-личность – цель образовательной системы, а средство для достижения каких-либо внешних целей;

-каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

-приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.)

Гуманное отношение к детям включает:

-педагогическую любовь к детям;

-оптимистическую веру в ребенка;

-сотрудничество, мастерство общения;

-отсутствие прямого принуждения;

-приоритет положительного стимулирования;

-терпимость к детским недостаткам;

Демократизация отношений утверждает:

-уравнивание ученика и учителя в правах;

-право ребенка на свободный выбор;

-право на ошибку;

-право на собственную точку зрения;

-соблюдение Конвенции о правах ребенка;

-стиль отношений учителя и учеников.

Ученье без принуждения характеризует:

-требовательность без принуждения, основанная на доверии;

-увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

-замена принуждения желанием, которое порождает успех;

-ставка на самостоятельную и самодеятельность детей;

-применение косвенных требований через коллектив.