15. Общие закономерности воспитательного процесса в школе
Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах».
Определить закономерность – значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, пренебречь ими – значит обречь деятельность педагога на низкую продуктивность. Постижение закономерностей открывает дорогу к свободному достижению цели, освобождает человека от колоссальных усилий, оберегает от метода проб и ошибок, способствует развитию профессионализма.
Основные закономерности воспитания в современном понимании раскрывают его ведущую характеристику – гуманистическое отношение к ребенку, предполагающее признание его как высшей человеческой ценности.
В связи с этим, вслед за П.И. Пидкасистым мы выделим следующие закономерности.
1.Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Он может только то, что он может на данный момент его развития, однако в процессе активной деятельности происходят физические и духовные личностные изменения, они позволяют повысить меру его усилий.
2. Содержание деятельности детей в процессе их восприятия обусловлено изменяющимися потребностями детей и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности с учетом актуальных потребностей, окультуривая их, раскрывая их ценностный смысл.
3.Развитие личности через деятельность самой личности ставит педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности: он не обладает от природы ни умениями, ни соответствующими навыками для самостоятельных действий. Поэтому деятельность должна носить совместно-разделенный характер. Суть этого заключается в соблюдении пропорционального соотношений усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. Совместно-разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Совместно - разделенная деятельность осуществляется и тактически (выйти из нее, сославшись на занятость и т.д.), так и стратегически через проекцию расширяющихся прав и обязанностей, через передачу полномочий, через приобщение к планированию и созданию программы школьной жизни и т.д.
4.Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка.
Действительный характер любви к воспитаннику предполагает набор качеств воспитателя, в которых это чувство реализуется (забота о сохранении, поддержании и восстановления сил и здоровья воспитанника, заинтересованность в жизни и развитии воспитанника, ответственность, способность к уважению).
5.Деятельность – это активная форма отношения к объекту, у субъекта деятельности в ходе ее складываются личностные отношения к объекту. Позитивными они формируются при условии переживаемого субъектом удовлетворения процессом и завершением его, продуктом деятельности. Из этого следует, что организуемая деятельность сопровождается или венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха – это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни. Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха (поощрение, комплимент, сюрприз, подарок, радость и др.).
6.Воспитание должно носить «скрытый характер». Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя обогащения и возвышения личности остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, совместным осмыслением жизни и ее устройства, а также уважительным и демократичным к нему отношением и демократичным стилем общения.
7.Личность существует и проявляет себя как целостный феномен, в каждом отдельном акте поведения она разом целостно выстраивает систему личностных отношений к миру. Целостность личности как социально-психологического феномена предписывает целостность воспитательному процессу. Она обеспечивает отношенческой полифонией поступка и поведения, но без педагога она не реализуется.
Хорошо организованная жизнь школьников: режим, стиль, содержание, формы – утверждает систему наивысших общечеловеческих, нравственных ценностей, тем самым способствует воспитанию целостности личности.
- 1. Ученическое самоуправление в современной школе: назначение, сущность, содержание деятельности
- 2. Технология создания воспитательной среды в школе
- 3. Задачи, содержание и формы трудового воспитания школьников
- 4. Задачи, содержание и формы физического воспитания школьников
- 5. Формы взаимодействия школы с родителями учащихся
- 6. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
- 7. Методы стимулирования поведения и деятельности школьников
- 8. Методы формирования опыта общественного поведения школьников
- 9. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
- 10. Система форм воспитательной работы в школе
- 11. Проблемы содержания воспитания в отечественной педагогике
- 12. Методы формирования сознания учащихся и условия их эффектного применения
- 13. Задачи, содержание и методы формирования экологической культуры школьников
- 14. Задачи, содержание, пути и условия умственного воспитания учащихся
- 15. Общие закономерности воспитательного процесса в школе
- 16. Различные подходы к классификации методов воспитания
- 17. Место семейного воспитания в формировании личности. Основные проблемы семейного воспитания
- 18. Задачи, содержание и формы гражданского воспитания школьников
- 19. Движущие силы и логика воспитательного процесса
- 20. Задачи, содержание и формы эстетического воспитания школьников
- 21. Сущностная характеристика принципов воспитания
- 22. Задачи, содержание и формы нравственного воспитания школьников
- 23. Воспитание культуры межнационального общения учащихся
- 24. Технология планирования воспитательной работы в школе
- 25. Технология формирования культуры общения учащихся
- 27. Технология социально-ориентированного воспитания школьников
- 28. Технология гуманно-личностного воспитания школьников
- 29. Технология организации ценностно-ориентированной деятельности
- 30. Технология сплочения детского коллектива
- 31. Технология организации и проведения классного часа
- 32. Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания
- 33. Воспитание как система. Сущность системного подхода воспитания школьников
- 34. Воспитание как средство преодоления трудновоспитуемости подростков
- 35. Организация досуговой деятельности школьников
- 37. Организация проведения основных форм внешкольной воспитательной работы с детьми (беседы, диспут, устный журнал и т.Д.)
- 38. Игровые технологии воспитания школьников
- 39. Патриотическое воспитание школьников
- 40. Система профориентационной работы в школе
- 41. Технология коллективной творческой деятельности
- 42. Здоровьесберегающие технологии в школе