Дополнительная литература
Гусакова М.П. Общаться с гиперактивным ребёнком. Психолог в детском саду № 2 – 2006. С. 99.
Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Становление познавательной деятельности дете с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях. – Дефектология, 2008, № 5. С.4-10
Инденбаум Е.Л. Психологическое развитие подростка с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах. – Дефектология, 2011, № 2. С.18-28
Заваденко Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. Дефектологияя № 6 – 2003. С. 13.
Киселёва В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение. Дефектология № 3. – 2007. С. 3.
Коган Б.М., Павлова А.С. Значение коррекционно-развивающей работы и формирование психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития.- Специальная психология, 2010, № 3-4 (25-26). С.52-61.
Левченко И.Ю. Речевой анализ показателей психической деятельности дошкольников с ЗПР. Специальная психология № 1 – 2006. С. 19.
Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Дефектология. № 3 – 2003. С. 39.
Сычевич И.В. Исследование самооценки младших школьников с задержанным и нормальным развитием в условиях обучения. Дефектология. № 4 – 2006. С. 69.
Сычевич И.В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения. – Дефектология, 2008, № 3. С.31-38.
Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. М.: Тандем, 1998.
Ткачёва Ульенкова У. В. Кондратьева Н.П. Особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР. Дефектология. № 1 – 2004. С. 29.
Фотенова Т. А. Состояние и динамика психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР. Дефектология. № 1. – 2003. С. 23.
Дополнительные материалы к семинарскому занятию
Дифференцированный диагноз СДВГ
Состояния и заболевания | Дифференциально-диагностические признаки | Дополнительные консультации и исследования |
Индивидуальные особенности темперамента | Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме | Анализ анамнестических сведений. Психологическое обследование |
Неврозы и невротические реакции | Особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов | Анализ анамнестических сведений. Психологическое обследование |
Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях | Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности | Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные обследования по показаниям |
Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллинсом) | Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (бронхиальная астма) | Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные обследования по показаниям |
Резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикасии | Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы. | Неврологическое обследование, лабораторные и инструментальные обследования по показаниям |
Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия | Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами | Неврологическое психологическое обследование |
Заболевания щитовидной железы | Наряду с нарушением внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовидной железы могут быть у ближайших родственников | Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля. |
Значительное снижение остроты слуха | Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха. | Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование. |
Эпилепсия | Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при локализационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитурантов. | Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование. |
Психические расстройства: патохарактерологическое развитие, олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром | При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями. | Анализ анамнестических сведений, обследование психиатром. |
Синдром Туретта | Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные | Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование. |
Наследственные синдромы: Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромосомы и др. | Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипических признаков | Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование |
Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЯ № 9, 16, 13, 15, 19, 20, 21, 22.
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы