logo
Cеминары, Специальная психология

Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.

Цель: формирование представления об особенностях психического развития детей с лёгкими нарушениями в развитии.

При подготовке к данному семинару необходимо использовать ТСО, средства

Основные психологические понятия по теме:

Задержка психического развития – запаздывание или приостановление развития одной или нескольких функций.

Гипердинамический синдром – проявляется в двигательном беспокойстве. Неусидчивости, невниматеьности, повышенной отвлекаемости.

Импульсивность - внешне ничем не мотивированные, необъяснимые и неожиданные для окружающих двигательные акты.

Психомоторная незрелость – недостаточная координация движений, затруднения дифференцированных тонких движений пальцев рук.

Неусидчивость - поведенческие проявления обычно при нарушениях активного внимания и целенаправленной деятельности.

Сенсомоторные нарушения-нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий.

План:

  1. Задержка психического развития в дошкольном возрасте:

1.1. Сенсорно-перцептивные функции.

1.2. Особенности развития познавательной сферы.

1.3. Особенности речевого развитии детей с задержкой психического развития.

1.4. Игровая деятельность.

1.5. Особенности эмоциональной сферы.

2. Дети с задержкой умственного развития в школьном возрасте.

2.1 Особенности развития познавательной сферы.

2.2. Особенности речевого развития.

2.3. Особенности эмоциональной сферы и личности.

3. Гиперактивные дети.

Вопросы для самопроверки

    1. Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления.

    2. Как построена клиническая классификация задержки психического развития.

    3. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с ЗПР?

    4. Дайте характеристику развития познавательной сферы дошкольников с ЗПР.

    5. Охарактеризуйте познавательную сферу школьника с ЗПР.

    6. Охарактеризуйте особенности личностного развития и развития эмоционально-волевой сферы школьника с ЗПР.

    7. Опишите основные черты динамики деятельности при задержке психического развития.

    8. Дайте характеристику гиперактивного ребенка.

    9. Какие виды гиперактивности существуют?

    10. Назовите причины гиперактивности.

Литература:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Просвещение, 1997.

  2. Венар Чарлз и др. психопатология детей и подростков. СПб.: Евро-Знак, 2005. С. 83-102, 138-160, 178-203, 221-243.

  3. Гонеев А.Д. и др Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 2002. С. 170-206.

  4. Основы специальной психологии. / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: «Академия»№, 2003. С. 345-353, 262-269.

  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика)/ Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б, Горскин и др.Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.173-190.

  6. Лалаева Р. И. И др. Нарушения речи и их кореекция у детей с ЗПР. – М.: «Академия», 2004

  7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002.С. 211-227, 316-332, 300-316..

  8. .Сорокин В. М. Специальная психология / под науч. Ред. Л. М. Шипициной. – СПб: «Речь», 2004. С. 87-135.

  9. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 82-138.

  10. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 2004.