7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- трудности в осознании общего смысла текста;
- ошибки при выявлении морали рассказа (что предусматривает выход за пределы фактического содержания текста);
- недостаточная адекватность и полнота в понимании общего смысла сюжета.
В соответствии с критерием степени возрастной сформированности ВПФ можно выделить четыре варианта выполнения экспериментальных проб.
1. Высокий уровень возрастной сформированности ВПФ (0 баллов)
2. Несформированнсть ВПФ по возрасту легкой степени выраженности. (1 балл).
3. Выраженная степень возрастной несформированности ВПФ (2 балла).
4. Нарушения обследуемых ВПФ (3 балла).
Приложение 21. Вопросы для беседы с родителями гиперактивного ребенка.
1. Каковы особенности протекания беременности и родов?
2. Каковы особенности раннего развития ребенка?
3. Является ли ребенок левшой или правшой?
4. Есть в семье родственники склонные к депрессии, алкоголизму, употреблению наркотиков?
5. Какова амплитуда настроений ребенка?
6. Трудно ли ребенку приступать к занятиям?
7. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)
8. Нет ли склонности принижать свои успехи?
9. Трудно ли доводить до конца начатое?
10. Трудно ли справляться с гневом?
11. Легко ли отвлечь от выполнения задания?
.12. Нет ли привычки «перепрыгивать» с одной программы на другую?
13. Умеет ли следовать указаниям взрослых?
14. Легко ли приходит в состояние гнева?
15. Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?
16. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?
17. Имеет ли привычку лгать?.
18. Учиться ниже своих возможностей?
19. Является ли чрезмерно экспрессивным?
20. Характерна ли низкая переносимость огорчений?
21. Умеет ли планировать последствия своего поведения?
22 Каков уровень самооценки?
23. Каков уровень развития мелкой моторики?
24. Насколько хорошо развита координация движений?
25. Не является ли аллергиком?
26. Страдает ли нарушениями сна?
27. Страдал ли кто-либо из членов семьи дефицитом внимания?
28. Часто ли нарушает правила?
29. Трудно ли ему до конца выслушать сказку (рассказ, история), которую читает взрослый?
30. Часто ли проявляет беспокойство?
31. Является ли полной семья?
32. Характерна ли роль «клоуна» в группе?
33. Не было ли в семье усыновлений?
34. Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?
35. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
36. Трудно ли ему хранить секреты?
37. Нравиться ли, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
38. Часто ли приходит в ярость?
39. Склонен ли к депрессиям?
40. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?
41. Подчиняется ли правилам, инструкциям?
42. Трудно ли ему дождаться своей очереди в игре, на занятиях?
43. Способен ли длительное время ждать вознаграждения?
44. Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций?
45. Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи?
46. Есть ли в семье другие гиперактивные члены?
47. Как реагирует на замечания взрослых?
48. Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?
49. Теряет ли ребенок свои вещи?
Приложение 22. Анкета определения гиперактивности (по Д.Коннепсу)
Имя ___________
Возраст_________
№ п/п | Наблюдаемые признаки | Степень проявления признака | |||
Отсутствует (0) | Низкая (1) | Довольно высокая (2) | Очень высокая (3) | ||
1 | Двигательное беспокойство (постоянно находится в движении) |
|
|
|
|
2 | Раздражительность, импульсивность |
|
|
|
|
3 | Вмешательство в занятия других детей |
|
|
|
|
4 | Частая и быстрая переключаемость внимания |
|
|
|
|
5 | Постоянное ерзанье на месте |
|
|
|
|
6 | Невнимательность, отвлекаемость |
|
|
|
|
7 | Нетерпеливость и быстрое разочарование |
|
|
|
|
8 | Плаксивость |
|
|
|
|
9 | Быстрая и резкая смена настроения |
|
|
|
|
10 | Склонность к проявлениям ярости, взрывное, непредсказуемое поведение |
|
|
|
|
Общая сумма баллов |
|
|
|
|
Анкету могут заполнить как родители, так и учителя, воспитатели при условии, что этому предшествует как минимум четырехдневный период наблюдений.
Приложение 23. Методика обследования ребенка младшего школьного возраста с умственной недостаточностью.
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы