6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
Перечень заданий для самостоятельной работы
Темы, выносимые на самостоятельное изучение | Виды самостоятельной работы | Формы контроля |
Понятие нормы и аномальности | 1. Объясните причины дискуссионности терминологии. 2. Обоснуйте ограничения в применении норм по отношению к человеку. 3. Проанализируйте критерии аномальности. 4.Обоснуйте различия понятий «отклоняющее развитие», «дизонтогенез», «аномальность». | Собеседование |
Специальная психология как наука | 1. Объясните, чем вызвана необходимость новых направлений исследований в специальной психологии | Реферирование |
Этиология отклоняющегося развития | 1. Назовите органические повреждения головного мозга вследствие различных биологических причин 2. Обоснуйте взаимосвязь между «природно-психическим» и «социально-психическим». 3. Объясните причины различного влияния биологических и социально-психологических патогенных факторов в разные возрастные периоды | Собеседование |
Расстройства развития | 1. Проанализируйте структуру дефекта на примере нарушений анализаторов 2. Объясните влияние нарушений межфункционального взаимодействия на характер вторичных отклонений при нарушенном развитии. 3. Объясните причины снижения способности к приему, переработке, хранению и использованию информации у детей с отклонениями в развитии. 4. Назовите общие закономерности развития аномальных детей независимо от структуры дефекта. | Выступление с сообщениями |
Компенсации и коррекция отклонений в развитии | 1. Проанализируйте теорию сверхкомпенсации А.Адлера, выскажите свои «за» и «против». 2. Объясните специфику процессов компенсации у взрослых и детей. 3. Охарактеризуйте составляющие системы компенсации 4. Объясните какими факторами обусловлена этапность процессов компенсации у детей. 5. Выделите основные различия внутри- и межсистемной компенсации | Круглый стол |
Особенности коррекционной работы с УО детьми | Составление коррекционных программ | Защиты коррекционных программ |
Особенности коррекционной работы с детьми ЗПР | Составление коррекционных программ | Защиты коррекционных программ |
Проблемы диагностики детей с недостатками в развитии | Подбор диагностических методик | Проверка результатов диагностики |
Особенности коррекционной работы с аутичнми детьми | Составление коррекционных программ | Защиты коррекционных программ |
Психологическая помощь: прикладной аспект | 1. Выделите и аргументируйте основные отличия психодиагностики в сфере образования от психодиагностики в научном исследовании 2. Раскройте специфику консультирования семей по проблеме отклоняющегося развития ребенка, учитывая разное отношение родителей к дефекту. 3. Определите различия профессиональной деятельности психолога в структурах ПМПК и ПМПк | Собеседование. |
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы