logo
Cеминары, Специальная психология

7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.

Приложение 1

Задачи развития и типичные для них источники расстройств

Параметры

Задачи развития

Типичные социальные источники расстройств

Раннее детство (0-3 года)

Адаптация к ритму сон-еда

Формирование привязанности

Формирование речи

Прямохождение

Контроль над функциями выделения

Дифференцирование психосексуальной организации

Нарушенная интеракция «мать (или тот, кто ее заменяет) - ребенок».

Перерывы в интеракциях (переживание разлуки)

Слишком мало интеракций

Дошкольный и школьный возраст (3-12 лет)

Автономия

Социальная адаптация

Ориентирование на достижения

Приобретение культурных навыков

Формирование половой роли

Родители слишком много диктуют и слишком часто наказывают

Завышенные или заниженные требования педагогов

Неудачи в сфере достижений

Неструктурированная или излишне структурированная семья

Половой возраст (12-18 лет)

Поиск идентичности

Адаптация к половому созреванию

Поиск половой идентичности

Уход из родительского дома

Неструктурированная или излишне структурированная семья

Табуирование сексуальности

Несоответствующие модели (образцы поведения)

Семейные условия, препятствующие автономии

Приложение 2

Предмет и задачи специальной психологии и смежных наук

Наука

Предмет изучения

Задачи

Патопсихология

Изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных различными заболеваниями: закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме

Участие в дифференциальной диагностике и психиатрической экспертизе (трудовой, судебной, воинской), анализ структуры дефекта, психологическая коррекция в детском возрасте, отбор детей в специальные школы и профилактика аномального развития детей

Клиническая психология

Психологические отклонения и особенности людей, включенных в лечебный процесс, психические факторы происхождения и течения болезней, их влияние на личность, аспекты целебных воздействий

Разработка психологических аспектов профилактики заболеваний; диагностика психических болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики; коррекция, способствующая выздоровлению; аспекты работы медицинского персонала; вопросы экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных

Специальная психология

Закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками

Изучение закономерностей и особенностей дизонтогенеза в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения; создание методов и средств психодиагностики и психокоррекции нарушений развития; обоснование содержания специального образования и оценка его эффективности; изучение социальной адаптации и психокоррекция дезадаптации лиц с недостатками развития

Приложение 3

Модели отклонений психического развития и поведения

Модель

Многофакторная интерпретация расстройств психики

Биомедицинская (В.Гризенгер и др.)

Дефект всегда имеет соматическую природу.

Болезни духа – это болезни головного мозга

Психоанализ (З.Фрейд)

В основе психических расстройств – центральный дефект психической сферы, вызванный непереработанным конфликтом

Гуманитарно-феноменологическая психиатрия (К.Ясперс)

Болезненные изменения психики вызываются первичным дефектом переживания, психической, социальной или соматической природы

Абнормальная психология (Г.Мюнстенберг и др.)

Психические расстройства – это ускорение или торможение нормального психического процесса; наличие дефекта не предполагается

Психология научения (Б. Скиннер и др.)

Отклонения поведения – это результат прямого воздействия неблагоприятных условий окружающей среды, регулирующих поведение; дефект самой личности не предполагается

Когнитивная психология

Не человек является больным, а конкретные типы поведения и психические функции обнаруживают экстремальные отклонения, оцениваемые обществом и самой личностью как аномальные и нуждающиеся в изменении

Социально-научные концепции, антипсихиатрия (Г.Сае)

Определение человека как психического больного – это приписывание ему диагноза и роли больного. Социально неадекватное поведение э следствие нарушенной социализации в семье, социальных группах или в обществе в целом

Семейная терапия и другие межличностные модели (Л.Хофманн, Г.Салливан и др)

Индивидуальные расстройства у человека – это следствие или выражение «базисного нарушения»интеракций, коммуникаций и отношений членов данной социальной системы между собой

Приложение 4

Этиологическая классификация дефектов и отклонений развития

Причины (по времени действия)

Дефекты и отклонения в развития

Генетические

Хромосомные аномалии

Дегенеративные заболевания

Врожденные дефекты метаболизма

Пороки развития

Пренатальные

Внешние травмы

Малый вес при рождении

Пороки развития

Инфекции матери

Облучение матери

Интоксикации

Недостаток питательных веществ у матери (до и после зачатия)

Плацентарные дефекты

Сезонные и географические факторы

Социально-экономические факторы

Стресс – эмоциональный, от излишней работы и т.п.

Перинатальные

Гипоксия

Сдавливание и разрыв нервной ткани

Кровотечения

Желтуха, несовместимость по резус фактору, группе крови, сепсис

Постнатальные

Дегенеративные и неопластические заболевания

Инфекции

Интоксикации

Истощение

Депривация

Обедненная в социально-культурном м образовательном аспектах среда

Травмы

Приложение 5

Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков

Уровень

Возраст

Проявления

Соматовегетативный

0-3 года

Различные варианты невропатического синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость; склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков опрятности и т.п.

Психомоторный

4-10 лет

Гипердинамический синдром; системные двигательные расстройства – тики, заикания, мутизм и др.

Аффективный

7-12 лет

Симптомы синдромы страхов; повышенной аффективной возбудимости; уходов и бродяжничества и т.п.

Эмоционально- идеаторный

12-16 лет

Сверхценные образования (идеи): ипохондрии, дисморфобии, анорексия, сверхценные увлечения и т.п.

Приложение 6

Формы психологической профилактики. Отношения родителей к ребенку с отклонениями в развитии

Отношение

Реакция на дефект

Схема поведения

Принятие ребенка и его дефекта

Родитель принимает дефект ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку

Родители не испытывают чувство вины или неприязни к ребенку. В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенкп дает родителям душевную силу и поддержку

Реакция отрицания

Отрицается, что у ребенок имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает эмоциональное влияние на них

Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности

Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки

Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей

Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются все сделать для ребенка и за него; поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У ребенка формируется пассивность, психическая и социальная незрелость.

Скрытое отречение. Отвержение ребенка

Дефект считается позором

Отрицательное отношение и отвержение к ребенку скрываются за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием. Родители педантично стараются быть хорошей матерью и отцом

Открытое отречение, отвержение ребенка

Ребенок открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему

Для обоснования враждебных чувств и преодоления чувства вины за них родитель использует психологическую защиту. Общество, врач или учитель оказываются виноватыми во всех бедах. Родитель чужой виной обосновывает свою враждебность и испытывает от этого облегчение

Приложение 7.

Уровень профилактики

Объект работы

Цель

Основная задача

Первичный

Практически все люди

Забота о психическом здоровье и психических ресурсах

Коррекция негрубых эмоциональных, поведенческих и других расстройств

Вторичный

Группа риска

Раннее выявление трудностей в обучении и поведении

Преодоление трудностей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми

Третичный

Дети с ярко выраженными проблемами

Коррекция или преодоление серьезных трудностей и проблем

Приложение 8.

Международная классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ-10)

Умственная отсталость (F 70-F79)

Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики F 70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

0 – с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.

1 – значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения.

8 – другое нарушенное поведение.

9 – без указания на нарушения поведения.

F 70 – умственная отсталость легкой степени

Включено: слабо выраженная субнормальность, слабоумие.

F 71 – умственная отсталость умеренная

Включено: умственная субнормальность средней тяжести

F 72 - умственная отсталость тяжелая

Включено: резко выраженная умственная субнормальность

F 73 - умственная отсталость глубокая

Включено: глубокая умственная субнормальность

F 78 – другие формы умственной отсталости

F 79 – умственная отсталость неуточненная

Расстройства психологического развития (F80-F89)

F80- специфические расстройства развития речи и языка

F81- специфические расстройства развития учебных навыков

F82- специфические расстройства развития моторных функций

F83- смешанные специфические расстройства психологического развития

F84- общие расстройства психологического развития

F88- другие расстройства психологического развития

F89 - расстройства психологического развития неуточненное

Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F 90-F98)

F 90- гиперкинетические расстройства

F 91 – расстройства поведения

F 92 – смешанные расстройства поведения и эмоций

F 93 – эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста

F 94 – расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возраста

F 95 - тики

F 98 – другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Общие расстройства психологического развития (F -84)

F -84.0 – детский аутизм

F -84.01 – детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга

F -84.02 – детский аутизм вследствие других причин

F -84.1 – атипичный аутизм

F -84.11- атипичный аутизм с умственной отсталостью

F -84.12- атипичный аутизм без умственной отсталости

F -84.2 – Синдром Ретта

F -84.3 – другое дезинтегрированное расстройство детского возраста

F -84.4 –гиперактивное расстройство, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F -84.5 – Синдром Аспергера

F -84.8 – другие общие расстройства развития

F -84.9 – общее расстройство развития, неуточненное.

Приложение 9

Динамика проявлений наиболее устойчивых признаков ЗПР церебрально-органического генезиса на протяжении детства, % (по данным З. Тржесоглавы)

Признаки

Возраст, годы

4

6-11

15-18

Двигательное беспокойство

42

94

20

Нарушения координации движений

66

70

24

Нарушения внимания

39

76

66

Эмоциональная неустойчивость

7

71

39

Импульсивность

20

61

52

Инфантилизм

-

63

-

Агрессивность

-

44

-

Невротические признаки

34

71

71

Нарушения восприятий

36

48

43

Графомоторные нарушения

41

64

46

Нарушения логического мышления

-

53

50

Медленный темп работы

-

76

-

Колебания работоспособности

-

83

-

Примечание. Знак «-» обозначает отсутствие точных количественных данных.

Приложение 10

Сравнительная характеристика детей с речевой патологией и детей с ранним детским аутизмом.

РДА

Алалия

1. Нарушено формирование эмоционально-личностного контакта с окружающим миром

1. Указанное нарушение не наблюдается совсем или оно не имеет резко выраженного «глобального»характера

2.Практически не используют «язык» мимики и жестов

2. Мимика и жестикуляция достаточно развиты и используются вместо словесной речи

3. Поведение и реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны.

3.Отмечается, как правило, дифференцированные и адекватные реакции; дети в состоянии учитывать изменение ситуации.

4. Характерно разнообразное нарушение «моторного» поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела.

4. Наблюдаются различные нарушения двигательной сферы как в области общей, так и мелкой моторики. Своеобразные неадекватные стереотипичные движения отсутствуют

5. Могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное. Ускоренное, резко задержанное и неравномерное, а также разные степени олигофрении

5. Обычно наблюдается картина своеобразной задержки интеллектуального развития; при этом прежде всего страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой деятельностью

6. Речь (речевая деятельность) на ранних этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес.)ребенок может перестать пользоваться устной словесной речью

6. Характерной является выраженная в той или иной степени задержка в овладении речью, замедленное формирование речевой деятельности. Отмечаемый у некоторых детей речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения

Приложение 11

Сравнительная характеристика развития детей в норме и при аутизме.

Возраст

Сопоставимые параметры

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

2 года

Речь

Имеет достаточный словарный запас, задает простые вопросы

Словарный запас менее 15 слов

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Появляются эпизоды, похожие на совместную игру («Догонялки»)

Отсутствует стремление к совместной игровой деятельности. Предпочитает одиночество.

Игра

Играет с игрушками, кормит куклу.

Использует игрушки необычным способом.

3 года

Речь

Активно использует сочетания слов

Комбинации слов использует редко

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Обучается взаимодействию со сверстниками, любит помогать взрослым

Не допускает к себе других детей

Игра

Владеет символической игрой (может машинку заменить кубиком)

Не владеет символической игрой

4 года

Речь

Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию

Может творчески создать комбинации из 2-3 слов

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Распределяет роли со сверстниками в игре

Не может понять правила игры

Игра

Играет в ролевые игры, используя пантомиму и воображаемые предметы(например, наливает кукле чай из воображаемого чайника)

Использует предметы только по их прямому назначению. Если играет с куклами, то выступает в роли ведущего лица.

Приложение 12

Сравнительная характеристика развития детей в норме и при раннем детском аутизме. Развитие речи.

Возраст в мес.

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

2

Произношение гласных звуков, гуление

-

6

«Диалоги» в виде издавания гласных звуков, поворачивание в сторону родителей. Появление согласных

Плач тяжело интерпретировать

8

Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса.

Повторы слогов: ба-ба, ма-ма.

Появляются указывающие жесты.

Ограниченное или необычное гуление (визги, крики).

12

Появление первых слов. Использование лексики с интонацией, похожей на предложение.

Игра с использованием гласных звуков.

Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов, просьб

Могут появиться первые слова, но часто не используются по назначению.

Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.

18

Словарный запас 3-50 слов.

Начинают составлять словосочетания из 2 слов.

Перенесенное значение слов (например, папа – ко всем мужчинам).

Использование языка для комментариев, просьб и при совершении совместных действий.

Старается привлечь внимание людей.

Возможны частые эхолалии и имитация

24

Сочетания от 3 до 5 слов («телеграфная речь»).

Задает простые вопросы (например: «Где папа?», «Идти?»)

Использование слова «это» сопровождается указывающими жестами.

Называет себя по имени, но не как «я».

Может кратко повторить высказывания.

Не может поддержать тему разговора.

Речь сфокусирована на настоящее время и место

Обычный словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, потом исчезают.

Жесты не развиваются; присутствует несколько указывающих на объект жестов.

36

Словарный запас около 100 слов.

Многие грамматические морфемы (мн.число, прош.вр., и предлоги) используются должным образом. Эхолалическое повторение редкое.

Возрастает использование речи для обозначения «там» и «тогда».

Задает много вопросов, главным образом для продолжения разговора, а не для получения информации.

Комбинации слов встречаются редко.

Может повторить фразы, эхолалия, но использование языка не творческое.

Плохие ритм и интонация.

Бедная артикуляция: примерно у половины говорящих детей.

У половины или более детей речь не осмысленная (без осознаваемых значений).

Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет пока ему дадут предмет.

48

Использует комплексные структуры предложения.

Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию.

Спрашивает объяснения высказываний.

Приспосабливает уровень речи в зависимости от слушателя (например, упрощает для двухлетнего слушателя)

Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов.

Эхолалии остаются: может использоваться для коммуникации.

Копирует ведущих ТВ-передач.

Произносит просьбы.

60

Использует большой комплекс речевых структур.

В основном владеет грамматическими структурами.

Способен оценивать предложения как грамматические/ неграмматические структуры и делать исправления.

Развивает понимание шуток и сарказма, узнает вербальные двусмысленности.

Рост способности приспособления речи в зависимости от слушателя.

Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени).

Не может поддерживать разговор.

Неправильно использует высказывания.

Присутствуют эхолалии.

Редко задает вопросы, если они появляются, то носят повторяющийся характер.

Нарушен тон и ритм речи.

Развитие общения и речи

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

2

Поворачивает голову и глаза на звук.

Улыбается при общении.

-

6

Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.

Повторяет действия, имитируя взрослого.

Менее активен, требователен, чем ребенок с нормальным развитием.

Некоторые дети очень возбудимы.

Слабый зрительный контакт.

Нет ответных социальных проявлений.

8

Отличает родителей от незнакомых людей.

Игры типа»дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми.

Показывает объекты взрослым.

Машет рукой на прощание.

Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты.

Ребенка трудно успокоить, если он огрчен.

Окол 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие.

Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим.

12

Ребенок чаще инициирует игры.

Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии.

Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.

.

Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать.

Не волнуется при разлуке с матерью.

18

Появляется что-то похожее на игру; показывает, предлагает, берет игрушки.

Игра с самим собой или параллельная являются типичными.

24

Появляются эпизоды похожие на игру.

При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (например, игры типа «Догони и дотронься»)

Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает.

Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит.

Не различает взрослых (кроме родителей).

Может иметь сильные фобии.

Предпочитает быть в одиночестве.

36

Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимодействия со сверстниками.

Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства.

Любит смешить других.

Хочет сделать что-то хорошее родителям.

Не допускает к себе других детей.

Чрезмерно возбудим.

Не понимает значения наказания.

48

Распределяет роли со сверстниками в социодраматической игре.

Предпочитает друзей по игре.

Взаимодействует со сверстниками вербально, физически.

Исключает нежелательных детей из игры.

Не способен понять правила игры.

Развитие воображения

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

6

Недифференцированные действия с одним предметом

-

8

Действия дифференцированы в соотв6етствии с характеристиками объектов. Использование 2 объектов в комбинации (такое их использование не является социально приемлемым)

Повторяющиеся движения доминируют в деятельности во время бодрствования.

12

Социально приемлемые действия с объектами (функциональное использование предметов).

Использование 2 или более объектов.

18

Частые символические действия (воображает разговор по телефону, процесс питья и т.п.).

Игра связана с каждодневным распорядком дня ребенка.

Активная роль в деятельности похожей на игру.

24

Часто использует правила игры применительно к куклам, игрушечным животным, взрослым (например, кормит куклу). Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность(воображает, что гладит белье).

Развивается несколько последовательных воображаемых действий(накормить куклу, укачать ее и уложить спать).

Воображаемая игра приводится в движение с помощью игровых предметов.

Небольшая любознательность/ исследование окружающей среды.

Необычное использование игрушек и расположение объектов по линии.

36

Перепланировка символической игры, объявление о попытке и поиске нужных предметов.

Замена одного объекта другим (например, кубиком заменяется машина).

Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность (например, кукла поднимает свою собственную кружку).

Часто произносит названия объектов.

Не владеет символической игрой.

Продолжительные повторяющие движения покачивания, кружения, походка на носках и т.п. Долгий взгляд на свет.

Многие обладают хорошими способностями в зрительных/ моторных манипуляциях, таких как в головоломке «Собери картинку из частей»

48

Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми.

Использование пантомимы для представления предмета, в котором нуждается (например, воображает наливание из несуществующего чайника).

Темы реальной жизни и фантазии могут играть важное значение в течение продолжительного времени.

Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на кукол и др.; в основном, ребенок выступает в качестве ведущего лица.

Символическая игра, если такая есть в наличии, ограничена до простейшей, повторяющейся схемы.

По мере того, как развиваются навыки творческой игры, продолжает проводить значительное количество времени, не занимаясь игровой деятельностью

Многие не комбинируют игрушки в игре.

60

Речь очень важна при предъявлении темы, распределении ролей и разыгрывании драмы.

Нет способности к пантомиме.

Нет социодраматической игры.

Приложение 13

Методы исследования в возрастной и специальной психологии

Задачи исследования

Предмет исследования

Методы исследования

Общая характеристика

метода

Используемые методы

1.Выявление специфики развития психических функций в онтогенезе

1.Изучение происхождения и развития психики (биологические, медицинские и социальные основы)

Неинструментальные методы

Наблюдение, беседа

2.Изучение развития:

1)эмоционально- волевой сферы;

2)функции внимания;

3)ощущения и восприятия;

4) памяти;

5) мышления и речи;

6)двигательной сферы;

7)функционального состояния

Неаппаратные (инструментальные): экспериментальные методы

Игра, конструирование.

Тесты, анкеты.

Действия по образцу

2.Психодиагностика:

Выявление отклонений в психическом развитии; контроль за динамикой развития; выявление причин социально-психологической дезадаптации; решение вопросов профориентации

3.Возрастные нормативы.

Определение интеллектуального и эмоционального развития для выявления отклонений от возрастных характеристик (нормативов)

Аппаратные экспериментальные методы

Определение физических пространственных характеристик зрительного,. слухового и тактильного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы.

!! разворот таблицы на две страницы

Формы предъявления задания

Способ регистрации полученных данных

Способ обработки полученных данных

Интерпретация и заключения

Дополнительные материалы, сведения

Ведение протокола, свободная запись

Качественный. Количественный анализ

Оценки психических особенностей развития

Продукты самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности ребенка

Фиксация экспериментатором действий, ответов. Письменное выполнение заданий испытуемым.

Качественно-количественный, с использованием статистических методов, построение графиков, психологических профилей; установление нормативов, разбросов данных и др.

1.Оценка уровня развития той или иной психической функции. Выявление отклонений от возрастной нормы.

2.Направление на дополнительное обследование для уточнения причин и выбора средств коррекции и компенсации

Музыкальная (танцы, песни и т.п.), исполнительская (художественное чтение, пение, рассказы и др.)деятельность

Домашние и классные тетради.

Механические способы предъявления: тахистокоп, электронные пульты с раздражителями, кино-, видео-, компьютерная техника, электроприборы, аудиотехника

Регистрация ответов с помощью записывающих устройств (аудио-, кино-, видео- и компьютерной техники)

Количественный с использованием статистических методов, построение графиков, компьютерная база данных, средние значения.

Приложение 14

Основные документы, в которых отражена система социальной помощи защиты детей-инвалидов (1993-1997)

  1. Конституция российской Федерации (от 12.12.93)

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч.1. (от 30.11.94.,№51-ФЗ), ч.2 (от 26.01.96, №14-ФЗ).

  3. Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.95,3223-ФЗ).

  4. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» от 24.11.95, №191-ФЗ

  5. Указ президента РФ Б.Н. Ельцина «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.02, №1157.

  6. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96, №12-ФЗ

  7. Приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91, №117.

  8. Статья 49 КЗОТ РФСР.

  9. Статья 54 КЗОТ РФСР.

  10. Статья 163.1 КЗОТ РФСР.

  11. Статья 170 КЗОТ РФСР.

  12. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.92, №3543-1

  13. Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР2 от 20.11.90. Статьи11,32,49,92,114.

  14. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 04.08.94, №12-ФЗ.

  15. Постановление Правительства РФ «О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечения мер по социальной защите населения» от 11.12.92, №970

Приложение 15

Анкета на выявление детей группы риска (от 5 до 10 лет)

На каждый вопрос можно дать только один ответ, выбрав его из 4 возможных и поставив знак «+» на соответствующем ответе. При этом: 1) ответ должен отражать особенности ребенка; 2) следует учитывать все 4 ответа; 3) в конце следует сообщить об особенностях поведения, не затронутых предложенными вопросами:

    1. Каковы умения ребенка при рисовании, конструировании?

  1. очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо, неловко

    1. Какова точность его наблюдений (способность к точным наблюдениям, наблюдательность) в различных ситуациях – при игре, просмотре ТВ?

  1. очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо

    1. Способен ли ребенок выявлять существенные и несущественные детали при рассматривании иллюстраций, в рассказах, при наблюдении за какими-то событиями?

  1. очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо

  1. Насколько часто при рассказе ребенок не удерживает «ход мысли» (сохраняет последовательность)?

  1. никогда, b) в отдельных случаях, c) часто, d) плохо

  1. Насколько стабильны проявления его успешности в различных видах деятельности?

  1. всегда стабильны, b) в отдельных случаях стабильны, c) часто нестабильны, d) всегда нестабильны

  1. Каков темп решения интеллектуальных задач (раздумывания, размышления)?

  1. очень быстрый, b) быстрый, c) не быстрый, не медленный, d) медленный

  1. Может ли ребенок перестроиться на другой вид деятельности?

  1. легко, b) нелегко, c) с трудом, d) с большим трудом

  1. Как ребенок воспринимает логические объяснения7

  1. с большим пониманием, b) довольно часто с пониманием, c) иногда с пониманием, d) не воспринимает

  1. Как ребенок запоминает имена, цифры, понятия, события?

  1. очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо

  1. Легко ли ребенка выводят из равновесия внешний беспорядок, различные помехи?

  1. никогда, b) иногда, c) часто, d) всегда

  1. Как ребенок соображает (понимает)?

  1. очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо

  1. Может ли ребенок связно рассказать о своих переживаниях или какую-либо историю?

  1. подробно, с пониманием взаимосвязей, b) с пониманием существенных взаимосвязей, c) с частичным пониманием взаимосвязей, d) без понимания взаимосвязей.

13. Беспокоен ли ребенок, проявляет ли расторможенность?

  1. никогда, b) временами, c) часто, d) всегда

14.Проявляет ли ребенок нервозность, поспешность, вялость?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда

15. Необходимо ли ребенку манипулировать с какими-либо предметом, держа его в руках?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда

16 Проявляет ли усидчивость?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда

17. Как ведет себя ребенок во время занятий, которые выбрал сам?

а) очень концентрируется, b) концентрируется, c) посредственно, d) не концентрируется

18.Как ведет себя ребенок во время занятий, предложенных со стороны?

а) очень концентрируется, b) концентрируется, c) посредственно, d) не концентрируется

19. Проявляет ли во время целенаправленных занятий поверхностность, рассеянность?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда

20. Легко ли отвлекается?

а) очень редко, b) временами, c) часто, d) всегда

21. Легко ли утомляется, истощается?

а) очень редко , b) временами, c) часто, d) всегда

22. Проявляет ли пассивность?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда

23. Как проводит ребенок свое рабочее время?

а) активно, с выдумкой, b) преимущественно активно3 c) пассивно, но заинтересовано, d) равнодушно, пассивно

24. Беспокоит ли вас, что ребенок может что-то натворить, находясь без присмотра?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда

25. Легко ли ребенок возбудим, импульсивен?

а) очень редко , b) временами, c) часто, d) всегда

26. Может ли ребенок управлять собой?

а) очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) неудовлетворительно

27. Проявляет ли ребенок плаксивость?

а) очень редко, b) временами, c) часто, d) очень часто

28. Впадает ли в своем настроении, поведении в крайности (то слишком распущен, то подавлен)?

а) очень редко, b) временами, c) часто, d) очень часто

29. Проявляет ли ребенок раздражительность?

а) очень редко, b) временами, c) часто, d) очень часто

30. Легко ли впадает в гнев или проявляет строптивость, упрямство?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто

31. Проявляет ли ребенок чувствительность или сверхчувствительность?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто

32. Проявляет ли ребенок недисциплинированность в отношении со взрослыми (отсутствие чувства дистанции, бесцеремонность)?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто

33. Как ведет себя ребенок с ровесниками, ладит ли со сверстниками?

а) очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо

34. Проявляет ли ребенок агрессивность к другим детям, животным или предметам?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто

35. Как реагирует ребенок на запреты или невыполнение его желаний?

а) спокойно, с пониманием, b) спокойно, но огорченно, c) отчетливо агрессивно, раздраженно (обозлено,) d) неуправляемо, гневно.

36. Ведет ли себя эгоистично?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто

37. Любит ли рассматривать, трогать руками предметы в гостях (находясь не дома

а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто

38. Пытается ли ребенок во что бы то ни стало настоять на своем?

а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто

39. Как ребенок выполняет требования, не соответствующие его желанию?

а) сразу, b) с колебаниями c) после многократных требований, d) редко

40. Легко ли поддается воспитанию?

а) легко , b) нелегко, c) с затруднениями, d) тяжело

Ф.И.О. ребенка___________________________

Дата рождения___________________________

Класс (группа)____________________________

Дата заполнения___________________________

Кто заполнял_______________________________

Нормативная таблица 1

Уровни развития

Параметры психосоциального развития

I

II

III

IV

V

VI

0

115-128

13-18

29-31

5-8

12-13

39-40

1

129-146

19-20

32-38

9-10

14-19

41

2

147-170

21-24

39-43

11-14

20-24

42-44

3

171-182

25-28

44-47

15-16

25-30

45-55

4

183-196

29-33

48-54

17-18

31-33

56-63

5

197-206

34-37

55-58

19-20

34-37

64-68

6

207-222

38-41

59-63

21-22

38-42

69-73

7

223-234

42-44

64-67

23-24

43-46

74-78

8

235-244

45-46

68-69

25-27

47-48

79-81

9

245-254

47-48

70-72

28

49-52

82-84

10

255-266

49-50

73-75

53-54

85-89

Примечания:

    1. Патология разной степени выраженности представлена уровнями 0-2; 3-й уровень пограничная зона; выше- норма

    2. Параметры психосоциального развития:

I – общий показатель развития;

II- уровень гиперактивности, двигательной расторможенности;

III- показатель социальной активности ребенка;

IV- эмоциональная устойчивость;

V- уровень умственного развития;

VI- воспитуемость, восприимчивость к педагогическим воздействиям.

Нормативная таблица 2. Числовое выражение вариантов ответа.

вопроса

Вариант ответа и его числовое выражение

шкалы, на которую работает вопрос

abcd

1

8530

I

2

6410

I,V

3

8520

I,V

4

7520

I

5

8521

I,V

6

9642

I,V

7

7520

I

8

7520

I,III,VI

9

7520

I,V

10

8530

I,IV

11

8530

I,V

12

7420

I,V

13

7531

I,II

14

6420

I,II,VI

15

7531

I,III

16

7531

I,II,VI

17

6410

I

18

8630

I

19

7510

I

20

8530

I,II,VI

21

6410

I

22

6300

I

23

6410

I

24

6310

I,III,VI

25

7420

I,II,VI

26

8630

I,III,VI

27

7531

I,IV

28

6310

I,IV

29

7420

I,III,VI

30

6400

I,III,VI

31

7420

I,IV

32

6310

I,III,VI

33

7410

I,III

34

6300

I,III

35

7530

I, III,VI

36

6410

I

37

6410

I

38

7520

I,III,VI

39

9630

I,III,VI

40

7410

I,III,VI

Приложение 16. Сравнительная таблица акцентуаций.

По Леонгарду

По Личко

Демонстративный

Истероидный

Педантичный

Психоастенический

Застревающий

-

Возбудимый

Эпилептоидный

Гипертимнический

Гипертимный

Дистимический

-

Аффективно-лабильный

Циклоидный

Аффективно-экзальтированный

Лабильный

Эмотивный

Лабильный

Тревожный (боязливый)

Сензитивный

Экстравертированный

Гипертимно-конформный

Интровертированный

Шизоидный

-

Неустойчивый

-

Конформный

-

Астено-невротический

Приложение 17. Направления обследования детей.

Детей первого года жизни

От 1 года до 5 лет

Двигательная сфера

Познавательная сфера

Сенсорная сфера

Эмоционально-волевая сфера

Особенности манипуляции с предметами

Речевая сфера

Способы взаимодействия со взрослыми

Двигательная сфера

Эмоциональные особенности

Голосовая активность

Приложение 18. Карта обследования ребенка.

Имя, фамилия ребенка

Возраст и диагноз ребенка

Посещаемое учреждение

Состояние мелкой моторики

Манипуляция пальцами

Манипуляция кистями рук и руками

Движение глаз, рук и пальцев

Способность соединять и разъединять пальцы

Особенности постройки из деталей

Что построил?

Характер скрепления лего-элементов

Какие по форме лего-элементы использовал?

Какие цвета преобладают в постройке?

Композиция

Наличие готовых фигурок в постройке

Личностные особенности

Терпеливость

Способность сосредоточиться

Способность к сотрудничеству

Вера в свои силы

Доведение задуманного до конца

Поведение в коллективе

Умение играть вместе с другими детьми

Использование речи во время игры

Способность организовывать игру со сверстниками

Развитие творческих способностей

Изобретательность

Использование воображения

Выражение своих мыслей через игру

Способ решения задачи

Созидательные способности

Развитие речи

Умение ребенка рассказать о том, что он намерен делать

Умение рассказать о том, как выполняется постройка

Умение составить рассказ о том, что построено

Умение ребенка рассказать о том, как он будет играть

Приложение 19. Карта наблюдения за спонтанной конструктивной игрой ребенка в лего

Имя, фамилия ребенка

Возраст и диагноз ребенка

Посещаемое учреждение

Эмоциональное состояние ребенка перед предстоящей деятельностью

Ребенок испытывает радость, испуг, волнение, не выражает ни каких эмоций, грубое проявление эмоций

Поведение в начале игры

Активно приступил к деятельности; начал играть спокойно; не знал, с чего начать; выразил отказ

Поведение в процессе игры

Играет один (обособленно); играет вместе с другими детьми; действия нельзя назвать игровыми; мешает другим детям

Речевая активность

Играт молча; активно пользуется речью при общении с другими детьми; сопровождает свои игровые действия речью

Поведение в конце игры

Смог организовать коллективную игру с постройкой; организовал самостоятельную игру; участвовал в коллективной игре; продолжал долгое время конструировать; играть с постройкой не стал

Наличие конфликтных ситуаций

Часто ли ребенок конфликтует; может ли сам разрешить конфликт; легко ли втягивается в конфликтную ситуацию

Творческие способности

Сколько построек смог сделать- одну или много; использовал ли детали лего в качестве заместителей; есть ли интересные детали в постройке.

Характер постройки

Как скреплены детали лего?; какие по форме детали преобладают?; Каких цветов; наличие готовых фигурок в постройке; использовались ли детали-заместители; соответствует ли постройка реальному или фантазийному объекту; соблюдение пропорций и основных частей постройки

Состояние моторики

Умеет ли удерживать деталь щепотью?; какие трудности при скреплении и разъединении деталей испытывает; наличие сопутствующих движений при манипуляции деталями; скоординированность работы рук; работа ведущей руки

Развитие речи

Умение рассказать о предстоящей постройке, об этапах планирования, о том, что получилось, об игре с постройкой:

- Расскажи, что ты сделал

- Расскажи о своей постройке

- Расскажи, как ты ее делал

- Расскажи, как ты будешь с ней играть

(Оцените и запишите эти рассказы)

Личностные особенности

Способность сосредоточиться

Способность к сотрудничеству

Доведение задуманного до конца

Примечание

Что еще было замечено в процессе игры ребенка

ПРИЛОЖЕНИЕ 20. Экспериментально-психологическое обследование детей пограничной интеллектуальной недостаточности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Экспериментально-психологическое обследование. В процессе обследования используются нейропсихологические пробы, раскрывающие особенности функционирования отдельных анализаторов – слухового, зрительного, кинестетического и двигательного, а также пробы, выполнение которых требует сложных форм деятельности, обусловленных состоянием целого комплекса основных зон коры головного мозга.