IV. Обследование развития речи.
Включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи.
В этих целях прежде всего ведется наблюдение за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются специальные задания.
В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, т.е. словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности
Задание 9. «Покажи картинку»
Направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка. (существительные, глаголы).
Оборудование: два набора картинок: один набор с изображением картинок (6), известных ребенку из каждодневного опыта (чайник, чашка, автобус, ложка, яблоко, огурец); второй – с изображением простых действий (4 картинки): девочка /мальчик одевается, девочка/мальчик умывается, девочка/мальчик катается на коньках, девочка/мальчик рисует.
Проведение обследования ребенка: перед ребенком раскладываются 4 картинки и предлагают показать одну из них. Например: «Покажи, где яблоко». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит его повторить т.д. Затем уточняется назначение предметов: «Чем мы едим суп?», «Из чего мы пьем?».
Тоже самое со вторым набором
Педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятно или малопонятной для окружающих).
Задание 10. «Спрячь игрушку»
Направлено на выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимание простых предлогов (на, в, под), уровень сформированности фразовой речи.
Оборудование игрушки – игрушечный домик, собачка, машинка, зайка.
Проведение обследования ребенка: ребенку предлагают выполнить следующие действия: поставить домик в машину; спрятать собачку под стол; посадить зайку на стул.
После каждого действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставил домик?», и т.д.
Если ребенок не выполняет речевые инструкции, взрослому следует повторить действие. Повторять задания не следует больше трех раз.
Оценка: В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов; употребляет ли прилагательные и местоимения; употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би); произносит ли правильно некоторые слова(например, машина); называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме (в момент, когда ребенка, что –то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент его двигательной активности, удивления, радости.
Оценка речевого развития: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторят за взрослым фразу; слова; лепетные слова; звуки; отсутствие активной речи.
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы