Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
Цель: формирование представления об особенностях психического развития детей с различной патологией.
При подготовке к данному семинару необходимо использовать ТСО, средства наглядности и др.
Основные психологические понятия по теме:
Деменция – обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскудением, сужением круга интересов и нивелировкой присущих ранее индивидуальных личностных черт.
Коэффициент интеллектуальности – показатель умственного развития.
Модально-неспецифические закономерности отклоняющего развития свойственные всем лицам с отклонениями в развитии независимо от модальности основного нарушения
Модально-специфические закономерности отклоняющегося развития свойственные какому-то одному варианту отклонения.
Олигофрения- интеллектуальная недостаточность, обусловленная внутриутробным недоразвитием или поражением головного мозга в первые три года жизни .
Парциальный – частичный, относящийся к отдельным частям.
Резидуально-органические расстройства –разнообразные нервно-психические нарушения, обусловленные стойкими последствиями закончившихся органических заболеваний головного мозга, прежде всего пренатальных, перинатальных и ранних постнатальных.
Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих, например, умственно отсталые слепые (слабовидящие) и глухие (слабослышащие).
Тотальный – полный. всеохватывающий, всеобъемлющий.
План:
Психологическая характеристика детей с умственной отсталостью («нарисовать» портрет основных категорий детей с УО: дебилы, имбицилы, идиоты)
Психологические особенности познавательной сферы УО
Психологические особенности эмоционально-волевой сферы.
Психологические особенности развития личности УО детей.
Умственно отсталые дети со сложным дефектом.
Вопросы для самопроверки
Раскройте понятие «умственно отсталый ребенок».
Как происходит развитие познавательной, личностной сферы умственно отсталых детей?
Назовите цели, задачи олигофренопсихологии и олигофренопсихологии.
Каковы причины возникновения умственной отсталости?
В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью?
Раскройте понятие «умственно отсталые дети со сложными дефектами.
Литература:
Вечкалова .Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальным недоразвитием. – СПб.: КАРО, 2000.
Замских Х.С. Умственно отсталые дети. – М.: Академия, 2008
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Пд ред. Б. П. Пузанова – М., 1998.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Образование Плюс, 2000.
Малер А.Р., Цикото Т.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Академия, 2003
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
Психо-коррекционная и звивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.
Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ науч. Ред. М. Пишчек/ пер. с польс.- СПб.: Речь, 2006
Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002.С. 205-211,247-300.
Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 34-82.
Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Стреблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2005.
Шаповал И.А. Методики изучения и диагностики отклоняющего развития. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Дополнительная литература
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкльного возраста с умственной недостаточностью. – Дефектология, 2008, №: 6. С. 49-58.
Забрамная Н.И., Исаева Т.И. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 1. С.49-53.
Киртоки А.Е. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом Дауна. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 5. С. 46-53.
Муравьева Е.В. Психологический портрет личности умственно отсталого старшеклассника. Специальная психология, 2010, № 1 . С.35-41.
Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов. – Дефектология, №2. С.18-25.
Уфимцева Л.П., Благодатская Е.В. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками. – Специальная психология, 2007, № 1(11).С. 16-23.
Уфимцева Л.П., Иванина Т.А. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников. - Специальная психология, 2009, № 4 (22). С.19-31.
Шаповалова О.Е. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников. – Специальная психология, 2006, № 4 (10). С. 4-13.
Дополнительные материалы к семинарскому занятию
Классификации врожденного слабоумия Д.И. Азбукин (1935)
1. Олигофрения с преобладанием в материальной основе эндокринных изменений (кретинизм, микседема, акромегалия, нанизм, адипозогенная дистрофия, гипогениальность, гипергениальность).
2. Олигофрения с недостаточно ясными эндокринными нарушениями (болезнь Дауна).
3. Олигофрения, при которой превалируют церебральная деструкция мозга инфекционной, травматической и токсической этиологии без резких изменений размеров и деформации черепа(внутриутробная, родовая и послеродовая травмы, менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты).
4. Олигофрения со смешанными церебральными и эндокринными нарушениями и выраженной деформацией черепа (амавротическое слабоумие с повреждением вещества мозга, микроцефалия, макроцефалия, гпдроцефалия и т.п.).
5. Олигофрения с неясной материальной основой изменений (акроцефалия, оксицефалия, долихоцефалия, арахнодактилия др.).
Н.И. Озерецкий (1935)
1. Олигофрении, развивающиеся вследствие уродства мозга (микроцефалии, макроцефалии и др.).
2. Дифференцированные формы олигофрений (токсоплазмозная, рубиолярная, резус несовместимая).
3. Олигофрения нейроинфекционной природы (менингиты, энцефалиты)
4. Олигофрении на почве эндокринных расстройств.
5. Недифференцированные формы олигофрений.
М. С. Певзнер (1966)
1. Неосложненная форма без выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы и без грубых выпадений функций анализаторов.
2. Олигофрения, осложненная гидроцефалией.
3. Олигофрения, сочетающаяся с локальными нарушениями слуха, речи, пространственного синтеза, двигательных систем.
4. Олигофрения с недоразвитием переднелобных отделов головного мозга.
5. Олигофрения, сочетающаяся с поражением подкорковых структур головного мозга.
Г.Е. Сухарева
1. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):
а) болезнь Дауна;
б) истинная микроцефалия;
в) энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другими энзимопатическими формами;
г) клинические формы, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).
2. Олигофрения эмбрио- и фетопатической природы, обусловленная:
а) коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубиолярная эмбриопатия);
б) другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);
в) токсоплазмозом и листериозом;
г) врожденным сифилисом;
д) гормональными нарушениями матери и токсичными факторами;
е) гемолитической болезнью новорожденных.
3. Олигофрения, возникшая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:
а) родовой травмой и асфиксией;
б) черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде(раннем детстве);
в) перенесенными в раннем детстве энцефалитом, менингоэнцефалитом и менингитом
Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 18, 17, 21
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы